Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников
статья
В данной публикации рассмотрены теоретические способы развития выразительности речи дошкольников и представлены практические упражнения, которые может провести не только музыкальный руководитель, но и воспитатель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_intonatsionnoy_vyrazitelnosti.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Кандидат педагогических наук Юлия Николаевна Родионова говорит, что работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.
Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй раз - с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. Желательно объяснить дошкольникам, что интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей.
После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов.
Но мы считаем, что прежде чем преступать к работе со своим голосом надо обязательно привести свой аппарат в готовность – то есть провести разминку.
- Позевать
- Покорчить гримасы, чем страшнее, тем лучше. Эти упражнния помогают подготовить артикуляционный аппарат к работе.
- Пропеть песню «Машинкой» - упражнение для разработки губ и настраивания речи
- «Американские горки» - Рычать вверх и вниз – 8 раз
- «О-м-м-м» на выдохе – 8 раз, если сделана правильно, то почесываться будут губы.
1 Мелодика – это понижение или повышение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет ее гласные звуки, изменяя по высоте и силе.
Педагог объясняет, что человеческий голос может изменяться - "подниматься и спускаться с горки" (при работе со старшими дошкольниками можно ввести термины "голос повышается", "голос понижается").
При объяснении следует использовать наглядный материал: карточки, на которых повышение мелодики будет обозначено стрелкой, направленной косо вверх, а понижение мелодики - стрелкой, направленной косо вниз.
Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики
"Дирижеры"
Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.
Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству детей).
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.
Игра «Музыкальный диктант». В этой игре можно использовать разные попевки:
1 «Лесенка»
2 Темп – ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз речевыми отрезками.
Педагогу необходимо познакомить с понятиями: быстро, медленно и умеренно.
Игры для младших групп – «Курочка и цыплята», «Карусели», «Большие и маленькие ноги», «Барабаншик».
Для Старших игра «Светофор» Подобрано несколько мелодий в разном темпе, при прослушивании дети отгадывают в каком темпе играет та или иная мелодия и поднимают соответствующие карточки. Зеленый круг – быстро, желтый – умеренно, красный – медленно.
3 Ритм - Равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих из качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.)
Существуют три вида ритма:
1 Ямб - в стихосложении - двухсложная стопа с ударением на втором слоге, например: "Зима! Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь". Ямбом написан "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. Музыкальная попевка «Андрей воробей»
2 Хорей - двухсложная стопа с ударением на первом слоге, например: "Буря мглою небо кроет,/ Вихри снежные крутя" (А.С. Пушкин). Музыкальная попевка «Дождик»
3 Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге, например: "Тучки небесные, вечные странники!" (М.Ю. Лермонтов). Вальсы и музыкальная попевка «Мамочка милая».
В дальнейшем можно переходить к отработке навыков восприятия равномерно повторяющегося акцента и ритмических рисунков. При этом используются не только двигательные действия, но и составление разнообразных зрительно-наглядных схем.
Сейчас мы предлагаем поиграть в игру «Поезд» Цель: уметь двигаться в определенном темпе и ритме, согласуясь со словами песен; звукоподражать гудкам и движениям паровоза.
Правила: На отрывки из песен идти паровозиком держась за одежду, за пояс, за локти. Не нарушая ритма, не размыкаясь, дружно говорить чух-чух.
4 Тембр - Звуковая окраска , отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный», «веселый», «мрачный» тембр и т.п.).
Для начала детям надо дать понятие «радостный» и «грустный» в дальнейшем обучении прибавлять другие эмоции, для наглядности использовать фотографии или мимические карточки.
Игры: «Птенчики», «Музыкальное эхо» - сила голоса, «Бубенчики» - высота голоса, «Угадай-ка» с музыкальными инструментами или на тембр голоса.
5 Фразовое и логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания.
Любая песня имеет свои логические ударения.
На втором этапе методики Родионова Ю.Н. предлагает усложнять работу и уже не опираться на наглядные пособия и конкретные попевки и мелодии, а брать отдельные слоги и квазислова (словосочетания, лишенные смысла). Дети должны слышать мелодику, темп, ритм, тембр и ударения на слух. При помощи этих средств выразительности в процессе общения осуществляется уточнение мыслей, выражений, эмоционально-волевых отношений. Мысль приобретает законченный характер, выражается полно и закончено. Речь становится живой, эмоциональной и насыщенной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».
В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...
Выступление на ГМО "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством игровых методик"
Выступление и презентация на ГМО воспитателей города Нижневартовска...
План самообразования воспитателя по теме: "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников"
Традиционно, под самообразованием понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью: планирует, став...
Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».
Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию развитию произвольной выразительности речи у детей....
Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников.
Консультация для воспитателей. Что такое интонация, зачем она нужна человеку, как сформировать у ребенка интонационную выразительность речи. На эти вопросы вы найдете ответы в материале консультации....
Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушением интеллекта.
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, пра...
Театрализованные игры в развитии интонационной выразительности речи младших дошкольников .
Мастер-класс для воспитателей по использованию театрализованных игр с дошкольниками младшего возраста для формирования интонационной выразительности речи....