Педагогический проект "Здравствуй, детский сад!"
проект (средняя группа) на тему
Тип проекта: информационно - практико-ориентированный
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители, педагог-психолог
Масштаб проекта: краткосрочный
Цель проекта: успешная адаптация детей 4-5 лет к детскому саду посредством обеспчения благоприятных условий
С поступлением ребенка в детский сад ребенок переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения и вынужден приспособиться к новым условиям. Взрослые же должны создать такие условия , которые воспринимались бы ребенком как безопасные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический проект по адаптации детей 4-5 лет к детскому саду | 104.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 384» г. Пермь |
«Здравствуй, детский сад!» |
Педагогический проект |
Воспитатель Саламатова Т.В. 2014-2015 уч.год |
Время проведения проекта: 2014 - 2015 учебный год.
Вид проекта: педагогический.
Организация-заявитель: МАДОУ «Детский сад № 384» г. Перми
Тип проекта: информационно – практико-ориентированный.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители, ближайшие родственники, педагог-психолог.
Масштаб проекта: краткосрочный
Актуальность
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Эти трудности возникают в связи с тем, что ребенок переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия, которые воспринимались бы ребенком как безопасные.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования она должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видам деятельности; развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цель проекта: успешная адаптация детей 4-5 лет к детскому саду посредством обеспечения благоприятных условий
Задачи проекта.
- Создать благоприятные условия адаптации детей, облегчить вхождение в коллектив сверстников;
- Преобразовать предметно-развивающую среду с учетом индивидуальных особенностей детей;
- Установить доверительные отношения с семьями воспитанников.
Прогнозируемый результат проекта.
- Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
- Становление партнерских, доверительных отношений родители – воспитатели – дети.
- Преобразование предметно - развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Критерии эффективности:
1.Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги-единомыщленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.
2.Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное получение обратной информации от родителей с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.
3.Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
4.Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть активность своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно транслировать родителям положительного образа ребенка под девизом. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
5.Основные принципы реализации проекта при организации работы с детьми и родителями: личностно-ориентированный и деятельностный подходы; открытость детского сада для семьи; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Ресурсы:
1. Нормативно-правовое обеспечение
- Закон РФ «Об образовании в РФ» 2013
- ФГОС ДО
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010г. №91
- Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 №89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
- Методическое письмо МО РФ от 07.01. 99г № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного воспитания»
- Устав ДОУ
2. Воспитатели группы, педагог-психолог.
3. Материально - техническое оснащение группы
Риски: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
Предупреждение рисков: учет индивидуальных особенностей семей; высокий уровень подготовленности мероприятий, которые заинтересуют родителей.
Форма отчёта: презентация проекта на педагогическом совете;
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап
Мероприятие | Сроки | Участники | Предполагаемый продукт и результат |
Изучение нормативно-правовой документации, литературы по проблеме проекта | август | Воспитатели, педагог-психолог | Определение нормативной базы исследования |
Анализ оснащенности предметно-игровой среды группы | август | воспитатели | Аналитическая справка |
Подбор диагностических методик для детей и родителей | август | Педагог-психолог | Пакет диагностических методик |
2. Проектировочный этап
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Участники | Результат |
1. | Анкетирование родителей (сбор информации о семье) | Август-сентябрь | Воспитатели, родители | Анкеты для родителей |
2 | Опрос родителей об особенностях поведения и состояния своих детей в семье | Август-сентябрь | Воспитатели, родители | Опросник для родителей |
4. | Разработка плана-графика мероприятий | Август | Воспитатели | План-график мероприятий проекта |
5 | Ведение адаптационных карт наблюдения за ребенком | В течение периода адаптации | Воспитатели | Адаптационные карты наблюдения за детьми |
3.Этап реализации проекта
План-график
№ п/п | Мероприятия с детьми | Сроки | Ответственные |
1 | Фотовыставка в группе «Семья в объективе» | Август | Воспитатели, родители |
2 | Знакомство детей с алгоритмами и использование их в жизни группы | В течение периода адаптации | Воспитатели |
3 | Правила группы | Воспитатели | |
4 | Минутки вхождения в день | Воспитатели | |
Организация использование стенда «Здравствуйте, я пришел!» | Воспитатели | ||
5 | Подвижные игры | Воспитатели | |
6 | Гимнастика после дневного сна | Воспитатели | |
7 | Прогулки на свежем воздухе | Воспитатели | |
В течение периода адаптации | |||
8 | Психогимнастика | Воспитатели, педагог-психолог | |
9 | Проведение адаптационных игр | Воспитатели, педагог-психолог | |
10 | Дыхательная гимнастика | Воспитатели | |
11 | Совместные игры воспитателя с детьми | Воспитатели | |
12 | Игры с песком («Песочные следы», «Рисуем пальчиками», «Найди игрушку» и др. | Воспитатели, педагог-психолог | |
13 | Рисование с использованием нетрадиционных методик | Воспитатели | |
14 | Слушание музыки | В течение периода адаптации | Воспитатели |
15 | Индивидуальные беседы с детьми | Воспитатели | |
16 | Использование песенок, потешек, стихов | Воспитатели | |
17 | Уголок ряжения | Воспитатели | |
18 | Уголок уединения | Воспитатели | |
19 | Разные виды конструкторов | Воспитатели | |
20 | Стенд «Уголок именинника» | Воспитатели | |
21 | Стенд «Мое настроение» | Воспитатели | |
Мероприятия с родителями | |||
1 | Организационное родительское собрание | Август | Воспитатели |
2 | Папка-передвижка для родителей «Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям» | Август | Воспитатели |
3 | Консультация «Режим – это важно!» | Август | Воспитатели |
4 | Выставка сотворчества родителей с детьми «Впечатления о лете» | Август | Родители, воспитатели |
5 | Памятка «Адаптируемся вместе» | Август | Педагог-психолог |
6 | Консультация «Особенности развития детей 4-5 лет» | Сентябрь | Педагог-психолог |
7 | Оформление альбома «Вот я какой!» (предпочтения детей в еде, играх и т.п.) | Сентябрь | Родители |
8 | Оформление портфолио детей | Сентябрь | Родители, воспитатели |
9 | Папка-передвижка «Правильное питание – залог здоровья» | Сентябрь | Воспитатели |
10 | Информационный стенд «Система оздоровления в ДОУ» | Сентябрь | Зам. зав по ВМР |
11 | Вечерний чай родителей с педагогом-психологом «Как я могу помочь своему ребенку» | Сентябрь | Педагог-психолог |
12 | Папка-передвижка «Уроки безопасности» | Октябрь | Воспитатели |
13 | Сотворчество родителей и детей книжки-малышки «Мой город Пермь» | Октябрь | Воспитатели, родители |
14 | Фотовыставка «Из жизни группы» | Октябрь | Воспитатели |
15 | Консультация «Игры и развлечения дома» | Октябрь | Воспитатели |
16 | Вечерний чай воспитателей с родителями и детьми «Осень в гости к нам пришла» | Октябрь | Воспитатели |
17 | Выставка поделок из овощей и фруктов (совместное творчество детей и родителей) | Октябрь | Воспитатели |
4. Оценка эффективности проекта
- Благоприятное прохождение периода адаптации у детей: из 30 детей группы легкая степень адаптации - 13 детей, средняя степень адаптации - 15 детей
- Установление партнерских, доверительных отношений родители – воспитатели – дети.
- Преобразование предметно - развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
По окончании периода адаптации в ДОУ проводится медико-психолого-педагогическое совещание. В него входят: заведующая, зам. зав. по ВМР, педагог-психолог, медсестра, воспитатели группы. На совещании обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа. По итогам диагностики педагога-психолога разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты по развитию психических процессов у детей с низким уровнем развития.
Литература:
- Н.Е. Веракса Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
- Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада - М.: Просвещение, 2003
- Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте – М.: Педобщество, 2003
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка – М.: Просвещение, 1985
- Аверина И.Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ Москва, 2008
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду – ТЦ Москва, 2009
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду – Ярославль, 2000
- Школа рисования для малышей – Росмен, 2005
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика – Издательство Родничок, М. 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в педагогической практике детского сада
Цель данного материала - создание рекомендаций по внедрению в образовательный процесс ДОУ технологии -"метод проектов". Данные рекомендации направлены на педагогов ДОУ. Использование метод...
Методическая разработка Педагогический проект "Детский сад - второй наш дом, здесь мы играем и растем"
Приближается время выпускного бала…Совместно с детьми формулируем проблему:Какие впечатления о детском саде останутся с ребенком на всю жизнь?Как сохранить друзей детства?Какой след ребенок оставит в ...
Рекомендации по оформлению портфолио к аттестации педагогических работников детского сада
Рекомендации по оформлению портфолио Портфолио оформляется в картонном скоросшивателе (без файлов).Информация об аттестуемом оформляется на титульном листе скоросшивателя в печатном виде. в...
"Организация активного отдыха в ДОУ" "Игрушка в педагогическом процессе детского сада"
«Организация активного отдыха в ДОУ» П л а н. 1. Введение....
Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".
В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...
Выступление педагога-психолога Гамиловой М.Г. на педагогическом совете «Детский сад №163 ОАО «РЖД» по теме: Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.
Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией н...