Выступление педагога-психолога Гамиловой М.Г. на педагогическом совете «Детский сад №163 ОАО «РЖД» по теме: Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.
консультация
Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 655.5 КБ |
Предварительный просмотр:
частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №163 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Выступление педагога-психолога Гамиловой М.Г.
на педагогическом совете «Детский сад №163 ОАО «РЖД»
по теме: Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, — желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но не понимает, что каждый сверстник — личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны.
Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т. п.
Детские конфликты в соответствии с типологией по составу конфликтующих сторон можно отнести к внутриличностным, межличностным, внутригрупповым.
Детские конфликты также можно рассматривать в соответствии с классификацией по форме и степени столкновения: противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.); стихийным, т. е. спонтанно возникшим, и преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными, либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности. Каждый конфликт — опасен он или нет — протекает по-своему, если налицо грубые проявления агрессии.
Отношения зависимости от других детей возникают в дошкольном возрасте в игровом взаимодействии и классифицируются:
- как игровые, которые определяют взаимоотношения детей по сюжету и роли;
- реальные, отражающие взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, договаривающихся о сюжете игры, распределении ролей, обсуждающих вопросы по поводу игры. Такие взаимоотношения характеризуются переходом реальных отношений в игровые и наоборот.
Реальные отношения могут осложняться игровыми, если инициатор игры берет подчиненную роль, но реально руководит игрой. Если дети не умеют договариваться между собой — игра распадается. В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети, как правило, — это ловкие, умелые, смышленые и опрятные, к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. В общении с непопулярными детьми может возникать конфликтная напряженность, основной причиной которой является нежелание сверстников с ними играть. У сверстников вызывают раздражение те дети, с кем трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные и неумелые. Для 5-6-летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, даже восхищение. Они придирчиво относятся к выполнению роли («так бывает» и так «не бывает»), стараются соответствовать ожиданиям играющих (понимая вину, говорят: «Я больше не буду»), отрабатывают нужные для игры действия. Дети испытывают потребность получить интересную роль в игре и пропоить себя при этом, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи.
Так, в ситуации успеха их переполняет чувство радости, но мни могут и злорадствовать при неудаче другого. В ситуации неудачи часто огорчаются, чувствуют зависть и досаду.
Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения. Однако воспитатель не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре — это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве. Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные.
Позитивные:
- Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами.
- Получение новой информации о конфликтующей стороне (другом ребенке, сверстнике).
- Стимулирование к изменениям и развитию через воспитательные воздействия.
- Снятие агрессивности, осознание норм поведения.
- Выработка более осознанного и целесообразного решения проблемы.
- Разрешение конфликтной ситуации обогащает жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.
Негативные:
- Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте.
- Снижение дисциплины, ухудшение эмоционального самочувствия детей и социально-психологического климата в детском коллективе.
- Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия идет в ущерб воспитательно-образовательному процессу.
- Оказывает дезорганизующее влияние на совместную деятельность.
- Уменьшает степень сотрудничества в различных видах детской продуктивной деятельности.
Самостоятельно разрешая конфликтные ситуации при распределении ролей, дети учатся находить культуросообразные, социально одобряемые пути взаимоуступок при очередности в исполнении наиболее привлекательных ролей. Кроме того, они приобретают опыт доброжелательности при разделении на команды, группы, осваивают компромиссную стратегию, позволяющую им не переходить границы между игровым азартом и агрессией, мстительностью при реагировании на командный проигрыш или выигрыш и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины возникновения конфликтов у дошкольников
Консультация для родителей детей от 3-х до 7-ми лет....

Причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями и пути их решения.
Конфликт является нормой общественной жизни. ...

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете "Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире"
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики ...
«Причины возникновения конфликтов «Родитель-воспитатель»»
выявить причины возникновения конфликтных ситуации общения воспитатель-родитель. Также представить методы решения конфликтов....

Консультация для педагогов: «Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта»
Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, сп...

Консультация для педагогов: «Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта»
Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, сп...

Причины возникновения конфликтов у детей в детском саду.
Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. В данной статье предоставлена информация о причинах возникновения конфликтов...