мой доклад на методическом объединении по использованию в работе сказкотерапии.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Грачева Юлия Валерьевна

   «Использование сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР».

                                                                                    Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки…

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для неё, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом твёрже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

 

         Я десять лет работаю на коррекционной группе. Нашу группу посещают дети с диагнозом ЗПР разного вида. Ещё в самом начале работы  передо мной встал вопрос, как лучше создать условия и распределить работу, чтобы достичь максимальные результаты в развитии и обучении этих дошкольников. В то время, да и  сейчас определённой программы по работе с детьми ЗПР нет, поэтому приходится изучать много литературы и выбирать то, что подходит именно для них. Так читая, статьи Льва Семёновича Выготского, а он много внимания уделял таким детям, мне бросилась в глаза его  цитата, что развитие познавательных процессов ребёнка не может существовать без развития его эмоциональной сферы. И посмотрите, ведь действительно, от того как дошкольник эмоционально настроен на занятиях, как умеет контролировать свои эмоции зависят и результаты по решению интеллектуальных заданий. А из психологии мы знаем, что дети с ЗПР значительно отличаются эмоциональными реакциями от детей с нормальным уровнем развития.

Типичными особенностями в эмоциональном развитии для детей с ЗПР являются:

1)     Неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности.

2)     Проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов.

3)     Появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

4)     Детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность.

     Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались многие зарубежные и отечественные учёные.  Вместе с тем, несмотря на достаточно полное и глубокое теоретическое оснащение этой проблемы, методические вопросы, связанные с коррекцией эмоциональных нарушений, разработаны ещё недостаточно. Поэтому проблема эмоционального неблагополучия у детей не теряет своей актуальности.

Во многих научных статьях выдвигается идея, что достичь эмоциональной устойчивости можно через выразительность движений и действий, здесь ребёнок раскрывает свои чувства и воздействует на других. Неумение владеть выразительными средствами тела ослабевает взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Все знают, как трудно общаться с человеком, не проявляющим своих чувств. Способность выражать через тело эмоциональное состояние облегчает соединение души с окружающим миром, расширяет социальные контакты ребёнка, придаёт уверенность в себе и в своих силах.

В процессе своего роста и обучения дети получают огромное количество информации, которую неустанно перерабатывает мозг. Активизация умственной деятельности и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Они создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведёт к напряжению мышц тела. Напряжение – это часть жизни. Жизнь ритмична: восход-заход, прилив-отлив, напряжение-расслабление. Но так уж сложилось, что современная жизнь изобилует перегрузками, и поэтому напряжение мы испытываем значительно чаще, чем расслабление. При умственном переутомление или в момент гнева, недовольства, страха, обиды наши мышцы непроизвольно сокращаются. Достаточно вспомнить выражения «от обиды стиснул зубы», «сжал кулаки от гнева». Понятно, что  эти выражения отражают крайние эмоциональные состояния. Но при переживании даже небольшой  обиды, лёгкого недовольства или слабого страха мышцы тела сами собой напрягаются, независимо от нашей воли. Увидеть и осознать этот процесс – значит приблизится к способности управлять своим телом.

Именно, вот эти моменты учитываются в сказкотерапии.

      Проглядывая методические пособия для работы с дошкольниками , мне попалась на глаза книга О.А.Шороховой «Играем в сказку» сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.

Я решила взять её с целью использовать на занятиях по развитию речи и на ознакомлении с художественной литературой. Но прочитав её дома, поняла, что эта программа очень подходит для развития эмоциональной сферы у детей в моей группе. Во-первых, сказки дети очень любят слушать, так как в дошкольном возрасте особенно сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Не послушался Иванушка Алёнушку  – и стряслась беда. Пожадничала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» - и осталась ни с чем. Сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребёнка. Хотя некоторые родители считают, что сказки современным детям не нужны. Однако если они по тем или иным соображениям лишают ребёнка этого пласта культуры, они обделяют детей как эмоционально, так и интеллектуально. В результате в развитии ребёнка наблюдаются очень серьёзные, порой невосстановимые пробелы. Через сказки дети в дошкольном возрасте осваивают мир, познают людей и нюансы человеческих отношений. Сказочные образы несут в себе огромный смысловой чувственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребёнка. Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка – это поле напряжённой битвы добра и зла. Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложными явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках всё это изображено доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно.

Я заинтересовалась этим методом и стала везде искать информацию, связанную с ним. И вот, что интересное я узнала. Оказывается, этот метод родился у нас в России. Когда в 90-е года российский психологический мир захлестнула зарубежная «терапия»: психоанализ, гельштальт, транзактный анализ и т.д., наши психологи, попробовав себя в разных направлениях, стали задумываться о своём российском терапевтическом методе, адаптированном под наш менталитет. После продолжительных профессиональных поисков стало понятно, что нужен «формат» сказки, метафоры. Ведь это то, что легко усваивается, и надолго запоминается. Родоначальником этого терапевтического метода стала Татьяна Зинкевич-Евстегнеева. Она создала команду психологов-сказкотерапевтов в Питере, которые  оформили концепцию метода Комплексной сказкотерапии. В Питере появился, в связи с этим, официальный Институт сказкотерапии. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов.

И как оказалось, сказкотерапия весьма результативно показала себя в работе с «особыми» детьми. Сказка позволила научить детей с ЗПР не только переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побудила их к речевому контакту. Конечно, при проведении необходимо было учитывать особенности детей. Гиперактивных детей, которые постоянно отвлекаются, заинтересовывали иллюстрациями, подбирались сказки в стихах. Пассивных детей вводили в мир сказки таинственно, осторожно, говорили с ними шёпотом.

За основу работы с детьми по сказкотерапии я конечно же взяла книгу О.А.Шороховой «Играем в сказку» сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. Занятия по этой книги проводились один раз в неделю во второй половине дня, когда времени достаточно для индивидуальной работы с детьми, никуда не нужно торопиться. Начало занятия было традиционным: под песню «В мире много сказок» мы с детьми встречались на поляне чудес, где ждал нас лесовик Кузя-сказочник. И потом вместе с Кузей отправлялись в сказку. Каждая сказка предназначалась для трёх занятий: на первом – знакомство со сказкой, её героями, обсуждение с детьми поступков героев, самих героев, умение по музыке узнавать кому она принадлежит, эмоционально передавать состояния героев. На втором занятии – вспомнить сказку, её героев, уметь представить себя на месте персонажей, имитировать их поведение и настроение, уметь расслаблять мышцы под релаксационную музыку. На третьем занятии – играем в эту сказку, каждый выбирает роль героя и эмоционально передаёт характер его в процессе показа сказки , под музыку дети продолжают учиться напряжению и расслаблению мышц, контролируют это.  В течении этих недель дошкольники рисуют героев этой сказки, мастерят героев, слушают музыку, ассоциируемую с персонажами и событиями сказки. Хоть мы и знаем, что из-за особенностей эмоциональной сферы у детей с ЗПР создаются трудности при диагностики их, всё таки из рисунков, поделок можно сделать выводы об их эмоциональном развитии, об их отношениях к героям сказки и т.д. Также  мы периодически проводим тест «Рисунок семьи», который тоже нам рассказывает об эмоциональном состоянии ребёнка. Используя результаты теста, наблюдений уже можно делать выводы, как дальше работать, в каком направлении развивать эмоциональную сферу у детей. Сказкотерапия проводилась и в повседневной жизни. Мы с детьми читали адаптированные русские народные и авторские сказки, находя смысл в них, учась на примерах их героев, разыгрывали этюды из этих произведений. А также дети тренировались в сочинительстве сказок, в придумывание своих персонажей и  поучительных ситуаций. В этом году у нас стала иметь место традиция - чтение перед обедом книги  Натальи Малюткиной «Вкусная сказка или как накормить ребёнка» (сказкотерапия). В этом пособии рассказы о различной еде, которые объединены одними героями. Прослушав эти рассказы, дети намного лучше обедают, у них повышается аппетит.  Мы видим, что сказка помогает нам в разных ситуациях при воспитании, развитии и обучении дошкольников. 

 

     Как говорилось выше, результаты по развитию эмоциональной сферы у наших детей в группе уже есть. В коллективе нет агрессивных дошкольников, замкнутых тоже, большинство детей умеют контролировать свои эмоциональные состояния. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Это позволило им активно участвовать в разыгрывание сценок не только в группе, но и на утренниках, и делать  это очень эмоционально, умело передавать  характеры, голоса, движения персонажей. Дети стали более общительны, контролируют свои эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_metod.obedineniyu.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

   «Использование сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР».

                                                                                    Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки…

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для неё, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом твёрже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

         Я шесть лет работаю на коррекционной группе. Нашу группу посещают дети с диагнозом ЗПР разного вида. Ещё в самом начале работы  передо мной встал вопрос, как лучше создать условия и распределить работу, чтобы достичь максимальные результаты в развитии и обучении этих дошкольников. В то время, да и  сейчас определённой программы по работе с детьми ЗПР нет, поэтому приходится изучать много литературы и выбирать то, что подходит именно для них. Так читая, статьи Льва Семёновича Выготского, а он много внимания уделял таким детям, мне бросилась в глаза его  цитата, что развитие познавательных процессов ребёнка не может существовать без развития его эмоциональной сферы. И посмотрите, ведь действительно, от того как дошкольник эмоционально настроен на занятиях, как умеет контролировать свои эмоции зависят и результаты по решению интеллектуальных заданий. А из психологии мы знаем, что дети с ЗПР значительно отличаются эмоциональными реакциями от детей с нормальным уровнем развития.

Типичными особенностями в эмоциональном развитии для детей с ЗПР являются:

  1. Неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности.
  2. Проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов.
  3. Появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.
  4. Детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность.

     Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались многие зарубежные и отечественные учёные.  Вместе с тем, несмотря на достаточно полное и глубокое теоретическое оснащение этой проблемы, методические вопросы, связанные с коррекцией эмоциональных нарушений, разработаны ещё недостаточно. Поэтому проблема эмоционального неблагополучия у детей не теряет своей актуальности.

Во многих научных статьях выдвигается идея, что достичь эмоциональной устойчивости можно через выразительность движений и действий, здесь ребёнок раскрывает свои чувства и воздействует на других. Неумение владеть выразительными средствами тела ослабевает взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Все знают, как трудно общаться с человеком, не проявляющим своих чувств. Способность выражать через тело эмоциональное состояние облегчает соединение души с окружающим миром, расширяет социальные контакты ребёнка, придаёт уверенность в себе и в своих силах.

В процессе своего роста и обучения дети получают огромное количество информации, которую неустанно перерабатывает мозг. Активизация умственной деятельности и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Они создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведёт к напряжению мышц тела. Напряжение – это часть жизни. Жизнь ритмична: восход-заход, прилив-отлив, напряжение-расслабление. Но так уж сложилось, что современная жизнь изобилует перегрузками, и поэтому напряжение мы испытываем значительно чаще, чем расслабление. При умственном переутомление или в момент гнева, недовольства, страха, обиды наши мышцы непроизвольно сокращаются. Достаточно вспомнить выражения «от обиды стиснул зубы», «сжал кулаки от гнева». Понятно, что  эти выражения отражают крайние эмоциональные состояния. Но при переживании даже небольшой  обиды, лёгкого недовольства или слабого страха мышцы тела сами собой напрягаются, независимо от нашей воли. Увидеть и осознать этот процесс – значит приблизится к способности управлять своим телом.

Именно, вот эти моменты учитываются в сказкотерапии.

      Проглядывая методические пособия для работы с дошкольниками , мне попалась на глаза книга О.А.Шороховой «Играем в сказку» сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.

Я решила взять её с целью использовать на занятиях по развитию речи и на ознакомлении с художественной литературой. Но прочитав её дома, поняла, что эта программа очень подходит для развития эмоциональной сферы у детей в моей группе. Во-первых, сказки дети очень любят слушать, так как в дошкольном возрасте особенно сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Не послушался Иванушка Алёнушку  – и стряслась беда. Пожадничала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» - и осталась ни с чем. Сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребёнка. Хотя некоторые родители считают, что сказки современным детям не нужны. Однако если они по тем или иным соображениям лишают ребёнка этого пласта культуры, они обделяют детей как эмоционально, так и интеллектуально. В результате в развитии ребёнка наблюдаются очень серьёзные, порой невосстановимые пробелы. Через сказки дети в дошкольном возрасте осваивают мир, познают людей и нюансы человеческих отношений. Сказочные образы несут в себе огромный смысловой чувственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребёнка. Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка – это поле напряжённой битвы добра и зла. Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложными явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках всё это изображено доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно.

Я заинтересовалась этим методом и стала везде искать информацию, связанную с ним. И вот, что интересное я узнала. Оказывается, этот метод родился у нас в России. Когда в 90-е года российский психологический мир захлестнула зарубежная «терапия»: психоанализ, гельштальт, транзактный анализ и т.д., наши психологи, попробовав себя в разных направлениях, стали задумываться о своём российском терапевтическом методе, адаптированном под наш менталитет. После продолжительных профессиональных поисков стало понятно, что нужен «формат» сказки, метафоры. Ведь это то, что легко усваивается, и надолго запоминается. Родоначальником этого терапевтического метода стала Татьяна Зинкевич-Евстегнеева. Она создала команду психологов-сказкотерапевтов в Питере, которые  оформили концепцию метода Комплексной сказкотерапии. В Питере появился, в связи с этим, официальный Институт сказкотерапии. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов.

И как оказалось, сказкотерапия весьма результативно показала себя в работе с «особыми» детьми. Сказка позволила научить детей с ЗПР не только переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побудила их к речевому контакту. Конечно, при проведении необходимо было учитывать особенности детей. Гиперактивных детей, которые постоянно отвлекаются, заинтересовывали иллюстрациями, подбирались сказки в стихах. Пассивных детей вводили в мир сказки таинственно, осторожно, говорили с ними шёпотом.

За основу работы с детьми по сказкотерапии я конечно же взяла книгу О.А.Шороховой «Играем в сказку» сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. Занятия по этой книги проводились один раз в неделю во второй половине дня, когда времени достаточно для индивидуальной работы с детьми, никуда не нужно торопиться. Начало занятия было традиционным: под песню «В мире много сказок» мы с детьми встречались на поляне чудес, где ждал нас лесовик Кузя-сказочник. И потом вместе с Кузей отправлялись в сказку. Каждая сказка предназначалась для трёх занятий: на первом – знакомство со сказкой, её героями, обсуждение с детьми поступков героев, самих героев, умение по музыке узнавать кому она принадлежит, эмоционально передавать состояния героев. На втором занятии – вспомнить сказку, её героев, уметь представить себя на месте персонажей, имитировать их поведение и настроение, уметь расслаблять мышцы под релаксационную музыку. На третьем занятии – играем в эту сказку, каждый выбирает роль героя и эмоционально передаёт характер его в процессе показа сказки , под музыку дети продолжают учиться напряжению и расслаблению мышц, контролируют это.  В течении этих недель дошкольники рисуют героев этой сказки, мастерят героев, слушают музыку, ассоциируемую с персонажами и событиями сказки. Хоть мы и знаем, что из-за особенностей эмоциональной сферы у детей с ЗПР создаются трудности при диагностики их, всё таки из рисунков, поделок можно сделать выводы об их эмоциональном развитии, об их отношениях к героям сказки и т.д. Также  мы периодически проводим тест «Рисунок семьи», который тоже нам рассказывает об эмоциональном состоянии ребёнка. Используя результаты теста, наблюдений уже можно делать выводы, как дальше работать, в каком направлении развивать эмоциональную сферу у детей. Сказкотерапия проводилась и в повседневной жизни. Мы с детьми читали адаптированные русские народные и авторские сказки, находя смысл в них, учась на примерах их героев, разыгрывали этюды из этих произведений. А также дети тренировались в сочинительстве сказок, в придумывание своих персонажей и  поучительных ситуаций. В этом году у нас стала иметь место традиция - чтение перед обедом книги  Натальи Малюткиной «Вкусная сказка или как накормить ребёнка» (сказкотерапия). В этом пособии рассказы о различной еде, которые объединены одними героями. Прослушав эти рассказы, дети намного лучше обедают, у них повышается аппетит.  Мы видим, что сказка помогает нам в разных ситуациях при воспитании, развитии и обучении дошкольников.  

 

     Как говорилось выше, результаты по развитию эмоциональной сферы у наших детей в группе уже есть. В коллективе нет агрессивных дошкольников, замкнутых тоже, большинство детей умеют контролировать свои эмоциональные состояния. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Это позволило им активно участвовать в разыгрывание сценок не только в группе, но и на утренниках, и делать  это очень эмоционально, умело передавать  характеры, голоса, движения персонажей. Дети стали более общительны, контролируют свои эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы логопедического воздействия. Доклад на методическом объединении логопедов города.

Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами....

Доклад к методическому объединению для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение ок...

Выступление на методическом объединении "Актуальность использования инновационных технологий в работе с дошкольниками"

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, вл...

Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"

Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается ...

Сообщение на городском методическом объединении психологов «Использование методов альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми»

На сегодняшний день  отмечается тенденция увеличения количества детей с серьезными нарушениями речи. У педагогов детского сада возникает немало трудностей в обучении и воспитании таких детей. Бол...

Доклад на  методическое объединение «Использование игровых технологий в работе педагога-психолога для  познавательного развития дошкольников с ОВЗ ».

ЦЕЛЬ-поделиться материалом, используемый в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с овз. Существуют различные технологии, применяемые психологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация д...