Программа "Чудеса в решете"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Цель - формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_starshikh_doshkolnikov_v_protsesse_opytno.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Цель комплекса игровых занятий «Чудеса в решете» - формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка младшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Принципы, на которых строилась программа:
- Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
- Учет актуального и потенциального уровней развития ребенка предполагает оценку реальных возможностей дошкольника и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым.
- Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в опытно-экспериментальной деятельности определенных умений и навыков.
- Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любознательности. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Форма организации опытно-экспериментальной работы носила характер регулярных 26 игровых занятий, которые проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут, что позволило систематически и последовательно производить изменения в группе, в соответствии с поставленными целями. Все занятия были построены на принципах преемственности и последовательности. В начале занятия и в конце всегда уделялось время на вспоминание и краткое обсуждение того, что происходило на прошлой встрече.
Проводимые занятия имели следующую структуру, состоящую из нескольких ступеней:
- На первой ступени детям предлагалась какая-то ситуация. Вместе с детьми педагог разбирал ее особенности и различные возможности действия в ней. Тем самым раскрывалось пространство возможных действий в предложенной ситуации.
- На второй ступени происходила самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. На этом этапе дети вместе с педагогом искали возможности действия в ситуации, выбирали какой-то один способ обращения с предложенным материалом и использовали его.
- Третья ступень предполагала совместный анализ. Педагог вместе с детьми разбирал использованные способы обращения с предложенным материалом. Это давало возможность детям наиболее полно увидеть возможные способы действия в ситуации.
При разработке содержания игровых занятий мы опирались на этапы процесса приобщения ребенка к новой для него деятельности, включающие этап открытия нового предмета деятельности, этап поддержки и этап становления потребности.
В нашей работе применялась следующая система организации занятий-игр на развитие познавательной активности в опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, ее можно условно разделить на 3 блока, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.
Дата проведения | Тема занятия | Краткое содержание занятия | |
I. блок «Превращения капельки Воды» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде, активизировать речь и обогащать словарь. | |||
Октябрь Октябрь | 1 неделя | Тема: «Узнаем, какая вода?» | Выявить и уточнить знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Развивать речь детей, активизировать словарь: жидкая, прозрачная, бесцветная. Подвести к пониманию того, что вода может менять цвет. |
2 неделя | Тема: «Шипучая вода» | Закрепить знания детей о том, что в воде растворяются некоторые (сода, лимонная кислота, сахар), познакомить о взаимодействии некоторых веществ с водой. | |
3 неделя | Тема: «Поможем воде стать чистой» | Развивать логическое мышление. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закрепить в речи слова: фильтр, воронка. | |
4 неделя | Тема: «Опыт с водой и яйцом» | Дать представления о свойствах воды, если в соленую воду опустить яйцо, то оно будет плавать на поверхности. | |
Ноябрь | 1 неделя | Тема: «Кувшин журавля» | Учить отмеривать мерным стаканчиком, переливать воду в другую емкость, называть количество один, два, три, пусто. |
2 неделя | Тема: «Пена пенная» | Показать детям, как сделать пену, позабавиться с пеной: делать «перчатки», «горку», «воронки». | |
3 неделя | Тема: «Радуга мыльных пузырей» | Познакомить детей со свойствами воды (в воде растворяются вещества - мыло), раскрыть некоторые свойства и качества рукотворных предметов: мыло, мыльные пузыри; воспитывать дружеские взаимоотношения, доставить детям радость, поднять настроение. | |
4 неделя | Тема: «Дружба воды и красок» | Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета. | |
Декабрь | 1 неделя | Тема: «Изготовление ледяных фигурок» | Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать аккуратность в работе с водой. |
2 неделя | Тема: «Дождик-дождик кап-кап-кап» | Опыт с губкой. Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе. Дать представление о том, что губка имеет свойство впитывать в себя воду. | |
II. блок «Подземная кладовая: удивительный песок» Цель: познакомить детей с песком и со свойствами песка, правилами безопасности при работе с песком во время проведения опытно-экспериментальной деятельности, развивать стремление к преобразованию предмета. | |||
Декабрь | 3 неделя | Тема: «Знакомство с песком» | Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка. |
Январь | 2 неделя | Тема: «Песочные часы» | Установить свойства песка: сухой песок может двигаться, движение песка похоже на течение. |
3 неделя | Тема: «Песочный конус» | Установить свойства песка: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой. | |
4 неделя | Тема: «Домик для муравья» | Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми. | |
Февраль | 1 неделя | Тема: «Как построить замок из песка?» | Познакомить детей со свойствами мокрого песка: мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. |
2 неделя | Тема: «Цветной песок» | Научить делать цветной песок – перетирать его с цветным мелом. | |
3 неделя | Тема: «Песочная картина» | Научить рисовать песком простые предметы окружающего мира: цветок, яблоко, ель, солнце, туча. | |
4 неделя | Тема: «Пирожки-куличики для куклы Даши» | Научить делать формы из мокрого цветного песка. | |
III. блок «Каменный мир хозяйки Медной горы» Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер, поверхность, температура, вес, плавучесть. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома. | |||
Март | 1 неделя | Тема: «Определение цвета и формы камня» | Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.). Вывод: камни по цвету и форме бывают разные. |
2 неделя | Тема: «Я большой камень, а ты маленький» | Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? Вывод: камни бывают разных размеров. | |
3 неделя | Тема: «Самый гладкий камень и самый шершавый» | Определение характера поверхности. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. | |
4 неделя | Тема: «Каменный мир через увеличительное стекло» | Изучение поверхности камня через лупу. | |
Апрель | 1 неделя | Тема: «Камень, соломинка и лапоть» | Опыт на плавучесть. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Обратить внимание на дополнительные явления - по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. |
2 неделя | Тема: «Домик для черепашки Агашки» | Познакомить со свойствами камня (твердый, тяжелый, бывает разного цвета, формы, величины). Из камня можно строить различные сооружения. | |
3 неделя | Тема: «Дорожка для Каркуши» | Закрепить и уточнить знания детей о свойствах камней: тяжелый, легкий, большой, маленький, твердый. Научить выкладывать дорожку на мокром и сухом песке. | |
4 неделя | Тема: «Камушек в корзинке» | Закрепить знания детей о свойствах сухого песка, камня. Научить пользоваться ситом для отсеивания камней из песка. |
Список литературы
- Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2001.- 228 с.
- Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.
- Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С.14.
- Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребенка-дошкольника [Текст]/Д.Б. Годовикова// Общение и развитие психики. – М.: АПН СССР, 1986. – С. 96 – 106.
- Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст]/ Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 - 32.
- Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст]/ В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19-22.
- Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы [Текст]/Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2007. – С.53.
- Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. – С.22.
- Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004. -С. 80 – 89.
- Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольника//http://psymania.info/raznoe/285.php.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007.- 421 с.
- Колесникова Л. Учение без утомления [Текст] / Л. Колесникова// Дошкольное образование. - 2008. – №5.–56–60 с.
- Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- С.32.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С.18-35.
- Марусинец М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание [Текст] / М. Марусинец. – М.: Просвещение, 1999.- №11.-С.12.
- Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. – 2003. - № 2. – 234 с.
- Особенности мотивационных предпочтений различных форм познавательной деятельности у дошкольников// Психология и культура. Материалы Ш Съезда РПО. – СПб.: Питер, 2003. - №2. – С.17.
- Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. – Шадринск, 1992.- С.34.
- Фролов А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников [Текст] / А.А. Фролов.– М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 400 с.
- Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1971.- 234 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактической игры « Чудеса в решете».
· игра, направленная на познавательно-речевое развитие дошкольников.· название дидактической игры...
"Золотое решето" конспект пленера с детьми младшей группы
Пленер – изобразительная деятельность на открытом воздухе. Художник работает в различных стилях и любыми художественными средствами по своему выбору для изображения натуры. Конечно художники мал...
Конспект занятия "Чудеса в решете"
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию...
Неделя познания или чудеса в решете
Тема недели...
«Чудеса в решете» с Шапокляк сценарий новогоднего праздника для детей старшего возраста.
сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста...
НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК «ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ».
Цель: приобщение к традиционной русской культуре проведения новогодних праздников....
Сценарий литературного вечера "А.Л. Решетов"
Сценарий литературного вечера березниковского поэта Л. Решетова для детей старшего дошкольного возраста....