Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (разработана Н.И. Гуткиной)
материал на тему
Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника»
(разработана Н.И. Гуткиной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gutkina._opredelenie_pozitsii_shkolnika.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника»
(Автор: Н.И. Гуткина)
Фамилия Имя ребенка ___________________________________________________________________
Дата обследования:
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ | Сформир + Несформир –Неясный случай +– | |
Ты хочешь идти в школу? | |||
Ты хочешь еще на год остаться в детском саду? \ желание ребенка\ | |||
Какие занятия тебе нравятся в детском саду? Почему? \познавательный интерес\ | |||
Ты любишь, когда тебе читают книжки? Познавательный интерес\ | |||
Ты сам\а\ просишь, чтобы тебе почитали книжку? Познавательный интерес\ | |||
Какие у тебя любимые книжки? | |||
Почему ты хочешь идти в школу? \ объяснения желания\ | |||
Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее? Отношение к трудностям\ | |||
Тебе нравятся школьные принадлежности? | |||
Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему? | |||
Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему? | |||
В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему? |
Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника»
(разработана Н.И. Гуткиной)
Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями «внутренней позиции школьника», выявленными в экспериментальных работах по ее изучению*.
Так, сформированность «Внутренней позиции школьника» своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.) Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности – игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы.
Беседа состоит из 12 вопросов. Ключевыми являются вопросы 2 – 8, 10 – 12.
Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, т.к. на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.
Если ребенок хочет в школу, то как правило он отвечает на вопрос №2 несогласием ещё на год остаться в детском саду или дома и наоборот.
Важно обратить внимание на то, что ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду ит.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.
Вопросы №3,4,5,6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах.
Ответ на вопрос №8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.
Если испытуемый ещё не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот.
Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (вопрос №11) , и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы дольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок ещё не хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.
Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) «внутренней позиции школьника». В неясных случаях ставится знак (+/-).
_______________________________________________________________________
* Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С., Развитие мотивов учения у советских школьников// Известия АПН РСФСР. Вып36, 1951.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема.
За последние десятилетия произошли существенные изменения в обществе и в образовании. Насыщенность дошкольного детства специальными школьными атрибутами (тетрадями, учебниками, портфелями и т.д.), при...
Круглый стол педагогов ДОУ и учителей начальной школы « Формирование у дошкольников внутренней позиции «я – школьник». Преемственность дошкольного учреждения с начальной школой».
Задачи проведения "Круглого стола":· расширить теоретический диапазон знаний участников круглого стола по проблеме формирования внутрен...
Социально-личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста как условие формирования внутренней позиции младшего школьника и развития познавательного поведения
Социально-личностная готовность ребенка, которая заключается в произвольности поведения, учебно-познавательной мотивации, самооценки, самоопределения, и нравственно-этической ориентации, выступает как...
Памятка «Рекомендации родителям будущих первоклассников по формированию внутренней позиции школьника»
Внутренняя позиция школьника (ВПШ) – основа готовности ребенка к школе. Сформированная ВПШ – это, когда ребенок относится к поступлению в школу или к пребыванию в ней, как к совершенно ест...
Формируем внутреннюю позицию школьника
Консультация для родителей...
КРУГЛЫЙ СТОЛ ПЕДАГОГОВ ДОУ, УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ТЕМА: « ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ «Я – ШКОЛЬНИК». ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С НАЧАЛ
Круглый стол по повышению методической и психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ, учителей начальных классов и родителей (законных представителей) воспитанников по обеспечению полноценно...
Игры, направленные на развитие внутренней позиции школьника
Игры, направленные на развитие внутренней позиции школьника...