Социально-личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста как условие формирования внутренней позиции младшего школьника и развития познавательного поведения
статья

Кальченко Юлия Львовна

Социально-личностная готовность ребенка, которая заключается в произвольности поведения, учебно-познавательной мотивации, самооценки, самоопределения, и нравственно-этической ориентации, выступает как условие формирования «внутренней позиции школьника» — стремление занять новое социальное место «школьника».

Проблему перехода ребёнка из детского сада в школу, мы рассматриваем с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-lichnostnoe_razvitie_starshih_doshkolnikov.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста как условие формирования внутренней позиции младшего школьника и развития познавательного поведения

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

проделанную ребенком».

Л. С. Выготский

Одним из основных направлений развития ребенка старшего дошкольного возраста является социально-личностное развитие, основной задачей которого является – содействие становлению у детей ценностных ориентиров:

  • воспитание любви к Родине и малой родине, приобщение детей к культуре;
  • формирование нравственных представлений, воспитание бережного отношения к природе, честности и справедливости;
  • формирование произвольного поведения.

Социально-личностная готовность ребенка, которая заключается в произвольности поведения, учебно-познавательной мотивации, самооценки, самоопределения, и нравственно-этической ориентации, выступает как условие формирования «внутренней позиции школьника» — стремление занять новое социальное место «школьника».

Проблему перехода ребёнка из детского сада в школу, мы рассматриваем с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

Цель сотрудничества ДОУ и школы в создании единого образовательного пространства, обеспечивающего преемственность уровней дошкольного и начального общего образования: реализовать единую линию социально-личностного развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Задачи:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Единое приоритетное направление образовательного процесса ДОУ и школы позволяет выстроить единую линию социально-личностного развития обучающихся, через создание ряда условий:

–признание способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей социально-личностного развития обучающихся;

– создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному развитию ребенка;

– воспитательно-образовательный процесс подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности самосознания и самооценки.

В начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям: работа с детьми, взаимодействие с педагогами, сотрудничество с родителями.

1. Работа с детьми:

• Обогащение представлений детей о школе, умениях и навыках коллективного поведения и коллективной деятельности, осуществлять познавательную деятельность, реализуется через информационную среду, формирующую образ окружающего мира. Экскурсии в школу: посещение школьного музея, библиотеки, где дошкольники не только знакомятся со школой, ее обстановкой, а взаимодействуют с учителями и учениками школы по изучению родного края, его историей, знаменитыми людьми;

- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе, помогают развивать у детей способность адаптироваться в окружающей среде: быстро и правильно реагировать на новую ситуацию, приобретать и сохранять знания.

• Становление и развитие разных форм личной активности ребенка: практической, коммуникативной, когнитивной, основанное на социальных целях, формируется в отношении к своему народу, его культуре, через участие в совместной образовательной деятельности. Участие в Акциях памяти: занятие в школьном музее Боевой славы, возложение цветов к памятникам героев ВОВ, способствует развитию социальных отношений, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Совместное проведение литературных праздников и театральных постановок дает детям представление о книге, культуре, о значимости литературы в жизни человека. Экологические акции и акции безопасности дают детям представления об окружающем мире, необходимости бережного отношения к природе, формируют навыки безопасного поведения детей.

- в совместной работе используются выставки рисунков и поделок связанные с сезонными изменениями (выставки - ярмарки), праздничными событиями (выставки рисунков о школе, книге), что способствует обогащению представлений детей о родном крае, развитию ценностного отношения к природе своего края, деятельности человека.

2. Взаимодействие педагогов. Цель: установление единства взглядов на образовательный процесс, выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов, через:

  • ознакомление с требованиями ФГОС ДО и НОО;
  • изучение и обмен образовательных технологий, приоритетных направлений педагогической деятельности используемых педагогами ДОУ и школы,
  • обсуждение вопросов преемственности в воспитании личности ребенка на семинарах, конференциях, педагогических марафонах.

Данные формы сотрудничества способствуют обогащению представлений педагогов о деятельности образовательных учреждений, привлечению к активному диалогу и непосредственному участию в педагогической деятельности сторон, открытости к общественным запросам и требованиям времени к личности ребенка дошкольника и младшего школьника.

3. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями. Целью сотрудничества является формирование у родителей объективных представлений о школе, личности учителя, содержании воспитания и образования в ДОУ и школе, через: встречи родителей с будущими учителями на базе ДОУ, консультирование по вопросам своевременного развития и воспитания личности ребенка;

  • просвещение родителей в вопросах образования и воспитания детей через визуальные средства общения (информационный материал, выставки, сайты образовательного учреждения и др.).
  • посещение родителями дней открытых дверей в школе, с целью знакомства с особенностями организации процесса в образовательном учреждении;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • организацию совместной деятельности с родителями с целью активизации их творческого потенциала, распространения опыта семейного воспитания. Привлечение родителей к участию в деятельности образовательного учреждения - совместные проекты («Моя родословная», «Моя семья» и др.), в которых взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на основе доброжелательности и взаимоуважении, у детей формируется познавательный интерес к окружающему миру, своей семье, ее истории, профессии родителей, их увлечениям. Проведение совместных праздников, организации выставок художественного творчества.

Использование данных форм сотрудничества, активная позиция родителей и педагогов, стремление к достижению общих результатов являются залогом успеха в воспитании и подготовке детей к школе, дают возможность переосмыслив приоритеты развития, определить новую точку выбора в плане того, как сделать личность ребенка более богатой и гармоничной.

Результатом сотрудничества выступает создание единого образовательного пространства, обеспечивающего высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества.

Т.о., проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности, стремиться к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального образования через разнообразные формы сотрудничества.

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

                                                                                           В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Влияние игры на социально- личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста

      Ребенок учится способом игровой деятельности, то есть игровыми действиями с игрушками, предметами. Во время игры ребенок использует умения и навыки, расширяет и обогащает п...

Проект "Организация развивающей предметно-пространственной среды как пространства для социально-личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста"

Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляю в условиях обогащённой развивающей предметно-пространственной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнооб...

"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.

Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для...

Программа психологического сопровождения социально-коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего агрессивного поведения(моделирование на песке)

Цель программы-психокоррекция и развитие коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой сферы, а также познавательного развития и сенсорного опыта...

Консультация для родителей на тему:«Влияние стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста».

Большинство современных исследований сводится к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. Данная консультация обогатит знания родителей в сфере воспитани...