КРУГЛЫЙ СТОЛ ПЕДАГОГОВ ДОУ, УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ТЕМА: « ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ «Я – ШКОЛЬНИК». ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С НАЧАЛ
методическая разработка
Круглый стол по повышению методической и психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ, учителей начальных классов и родителей (законных представителей) воспитанников по обеспечению полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУГЛЫЙ СТОЛ ПЕДАГОГОВ ДОУ, УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
ТЕМА: « ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ «Я – ШКОЛЬНИК». ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ».
«…«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер
Участники: педагоги структурного подразделения «Детский сад № 11 «Радуга», МБОУ «СШ № 1 г. Вельска», учителя начальных классов МБОУ «СШ № 1 г. Вельска», родители (законные представители) воспитанников подготовительной к школе группы структурного подразделения «Детский сад № 11 «Радуга», МБОУ «СШ № 1 г. Вельска»
Ведущий: старший воспитатель структурного подразделения «Детский сад № 11 «Радуга», МБОУ «СШ № 1 г. Вельска»
Цель: повышение методической и психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ, учителей начальных классов и родителей (законных представителей) воспитанников по обеспечению полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Задачи:
- расширить теоретический диапазон знаний участников круглого стола по проблеме формирования внутренней позиции «Я – школьник» у детей дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС;
- актуализировать практические навыки участников по развитию связной речи и формированию временных представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий во время проведения НОД (из опыта работы педагогов ДОУ);
- развитие педагогической рефлексии;
- расширение опыта переживания мотивов деятельности;
- повышение психологической компетентности в проблемах адаптации первоклассников к обучению в школе.
Формы и методы работы: квик - настройка, работа в группах, деловая игра, мини - лекция.
Ведущий Мы рады приветствовать в стенах нашего детского сада всех гостей, сегодня у нас встреча в форме круглого стола, надеемся, что у нас получится заложить фундамент сотрудничества и взаимодействия и получить огромное удовольствие от совместной работы. Ну и как водиться в гостях, давайте поздороваемся и познакомимся.
Упражнение «Знакомство».
Каждый из участников передавая воздушный шарик, называет свое имя и отчество (И.О.)
Ведущий. Ну а с помощью квик - настройки мы настроимся на работу.
1.КВИК-НАСТРОЙКА
1. Поставьте руки на ширину плеч, присядьте, повторяя: «Вот это я!»
2. Сжав кисти в кулак, колотите по воздуху, повторяя: «Я полна сил!»
3. Выполняйте круговые вращения бедрами, как при верчении обруча, при каждом вращении повторяя: «Мне легко».
4. Левую ладонь (тыльной стороной) положите под подбородок, правую на макушку, кивайте головой, повторяя: «Я настроена на успех».
6. Руки за спиной сцеплены в замок, подтягивать попеременно левое и правое колено как можно выше, повторяя: «Я верю в себя».
7. Положить ладони на плечи, поднимать руки над головой, повторяя: «Я всегда защищена».
8. Ноги на ширине плеч, ладони на бедрах, отклоняться назад как можно глубже, повторяя: «Я счастлива на своем рабочем месте».
9. Руки, сжатые в кулаки, — на ягодицах, подтягивать попеременно правую и левую ногу к ягодицам, повторяя: «Я говорю и думаю позитивно».
10. Ладони на коленях, слегка наклонившись, развернуть ступни внутрь, медленно возвращать их в исходное положение, повторяя: «У каждой проблемы есть решение».
2. РАБОТА В ГРУППАХ. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ТАВЕРНА «НАХОДКА»
Ведущий: У каждого из нас своя судьба, свой путь, но мы соприкасаемся друг с другом по каким-то неведомым законам. С одними людьми мы расстаемся, едва встретившись, с другими мы чувствуем общность и устанавливаем прочные связи. Мудрецы говорят, что мы – путники на дороге, именуемой Жизнь. Что встретится нам на пути?
Давным-давно на перекрестке путей один добрый человек выстроил таверну и назвал ее «Находка». Он верил, что в пути каждый что-нибудь для себя находит. А в таверне путешественники всегда могли найти вкусную еду, кров и общество тех, кому будут интересны их истории…
Упражнение «Секрет таверны “Находка”»
Ведущий: У хозяина таверны были свои причуды. Он не обслуживал единичные заказы. Его можно понять – в его маленькой кухне была только одна кастрюля и единственная сковородка. Кроме того, дрова в этой стране были дороги, рабочих рук не хватало, да и выручка с одного блюда слишком мала. Но, несмотря на причуду хозяина, таверна всегда была полна посетителей. В чем тут секрет? Как вы думаете? (небольшое обсуждение, обмен мнениями.)
Оказывается, хозяин просил одиноких посетителей найти себе сотрапезника, то есть того, кто согласится съесть то же самое блюдо. Поэтому желающему покушать – а таверна славилась отменной кухней – приходилось знакомиться с другими посетителями таверны и искать среди них человека или людей, у которых были бы такие же гастрономические пристрастия. К чести хозяина, он выполнял любой заказ – от самого простого до самого изысканного, от картошки в мундире – до омаров в шампанском. Некоторых посетителей возмущали причуды хозяина, и они порывались уйти. Но в ближайших пяти километрах не было ни одного, даже самого захудалого ресторанчика. И голодные путники возвращались. Раздраженные, они переступали порог таверны, но, о чудо, атмосфера, царившая там, была настолько теплой и дружественной, что невольная улыбка стирала печать недовольства. За столиками таверны велись непринужденные беседы, кто-то заразительно смеялся, кто-то пел песни… Замысел хозяина был прост – тот, кто нашел общие предпочтения в еде, никогда не будет выяснять отношения с помощью кулаков. И посетители, знакомясь и выясняя вкусы друг друга, с радостью понимали, как, оказывается, занятно находить точки соприкосновения с другими людьми, пусть даже в самом пустяковом вопросе.
Ведущий: Итак, представьте себе, что вы все – одинокие путники, незнакомые друг с другом, и вы зашли в таверну «Находка». И вопрос сегодня у нас решается не пустяковый, а очень важный и серьезный. «Роль преемственности школы и детского сада в успешном формировании готовности будущего дошкольника к обучению в школе».
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
3. СООБЩЕНИЕ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ РЕДРУХИНОЙ А.А. «Преемственность детского сада и школы в соответствие с ФГОС»
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.
Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Образование – это ресурс развития общества.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е.развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Для реализации ФГОС в плане преемственности необходим ряд условий:
- высокопрофессиональные специалисты;
- специально организованная развивающая среда;
- методическое обеспечение;
- сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем основным направлениям:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Дошкольное образование | Начальное образование |
Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. | Предметные результаты |
Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др. | Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др. |
Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу). | Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества… |
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наш детский сад тесно сотрудничает со средней школой № 1 г. Вельска: дошкольники ходят на экскурсию в школу, на мероприятия.
Проводятся взаимопосещениия уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
Для учителя преемственность - это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Общее мнение таково, что ребенок приходит в школу не обученный нормам и правилам школьного поведения;
Воспитатели обижены: для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые приходят в школу не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа до конца не оценивает.
Родители хотят всего и сразу, они не произнося слово «преемственность» понимают его всего как стремление пораньше научить, упуская из вида тот факт, насколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребёнку именно сейчас- в дошкольном возрасте.
И наша с вами задача - найти золотую середину, чтобы не прозевать вылет птенцов из гнезда и вовремя подготовить их к интересной школьной жизни, которая наполнена встречей с первым учителем, первыми трудностями и их преодолением, чтобы события последующие за первым звонком не были стрессовыми.
Закончить свой доклад хочу совами В.А.Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"
В.А. Сухомлинский
СОДОКЛАДЧИК:
- Лаврентьева О.А., педагог – психолог детского сада «Адаптация первоклассников к обучению в школе»
Ведущий: в нашей таверне нас объединяет, то, что мы все педагоги, а что это за блюдо и с чем его едят мы сейчас узнаем.
Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации».
Я начну, а вы, поймав мяч, продолжите фразу:
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если педагог – это фильм, то название этого фильма …
Если педагог это праздник, то какой?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – песня, то какая?
Если педагог – это книга, то это…
Если педагог – это танец, то какой?
Если педагог – это водная стихия, то какая?
Если педагог – число, то какое?
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
В реализации преемственности детского сада и школы является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Мы предлагаем вам ненадолго вспомнить то время, когда вы сами были дошколятами и посмотреть, что ждут наши воспитанники подготовительной к школе группы от школы.
(Показ видео-опроса)
Упражнение «Глухой официант»
Ведущий: А знаете ли вы, что в таверне «Находка» уже давно служит старый официант? Когда-то он был молод, ловок и горяч. Он так любил свою работу, что не успел выучиться грамоте, хотя обладал феноменальной памятью – он запоминал заказы, не записывая. Но теперь он потерял слух и былую расторопность. Так что, если клиент не объяснит ему свой заказ четко, он может принести все, что угодно: и лягушку на вертеле, и дамские туфли в шоколадном соусе. Поэтому вам, господа, придется прослушать меню и затем объяснить глухому официанту, который не умеет читать, ваш заказ так, чтобы он вас понял.
Роль официанта будут играть у нас педагоги ДОУ, которые хотят поделиться опытом работы с дошкольниками с посредством использования элементов мультимодальной педагогики во время проведения НОД.
Помогать официанту будут все посетители таверны «Находка».
4. СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.Выступление воспитателя Едемской Л.В. «Развитие речи и творческого мышления старших дошкольников посредством мнемотехники» + практические упражнения с «посетителями таверны»
2. Выступление воспитателя Мартемьяновой М.А. «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы».
Упражнение «Блюдо в дорогу»
Ведущий: Представьте себе, после вкусного обеда посетители таверны, сытые и довольные, блаженно раскинулись в креслах и ведут неспешные непринужденные разговоры. И в этот момент хозяин выходит к посетителям с огромной книгой! В этой книге – удивительные рецепты, каждый из них придуман посетителями таверны, оказавшимися в ней одновременно, как вы все сейчас.
Через некоторое время каждый из вас отправится в путь. Не в правилах хозяина таверны «Находка» отпускать посетителей с пустыми руками. Тем более что вам предстоит длинный путь. Блюдо, которое вы унесете с собой, будет приправлено душевной атмосферой таверны «Находка».
Итак, вам предстоит создать рецепт общего «блюда в дорогу» А общее блюдо у нас сегодня «Успешно сформированная у дошкольника позиция «Я-школьник»
Вы знаете, как составляются рецепты? На этой доске хозяин обычно записывает предлагаемые ингредиенты и их количество со слов каждого посетителя. Когда все ингредиенты будут названы, вам предстоит разработать технологический цикл приготовления блюда.
Ведущий: Каждый участник игры предлагает свой ингредиент и его количество, а я буду записывать все предложения на доске.
Ведущий: Как это блюдо можно приготовить? Записывается под диктовку технология приготовления блюда на доске (перечисляются формы и методы)
Ведущий: Спасибо, господа! Теперь совершенно ясно, как готовить это блюдо.
Упражнение «Приготовление блюда»
Ведущий: Хозяин таверны «Находка» очарован вашей гениальностью и допускает вас в святая святых этого заведения – на кухню. Он дозволяет вам самим приготовить придуманное вами блюдо.
Итак, мы на кухне таверны «Находка». Не удивляйтесь, что перед вами всего лишь большой лист бумаги и цветные карандаши. Для того чтобы приготовить блюдо, в этой таверне достаточно нарисовать его готовым. (Участники игры по группам создают портрет «Успешного ученика».)
Игра «Пирамида»: участникам круглого стола предлагается расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду):
- состояние здоровья ребенка;
- умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- самостоятельность;
- развитие речи и памяти;
- умение логически мыслить;
- умение организовывать свое рабочее место;
- ответственность;
- умение читать и писать;
- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.
«Выстроив пирамиду», делаем вывод, основанный на выбранных участниками критериях.
Вывод: Чтобы заработала эта пирамида, в первую очередь в детском саду при подготовке к школе у ребёнка надо осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие, формировать предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.
Упражнение «Благопожелание в дорогу»
В таверне «Находка» существует еще одна традиция. Посетители пишут друг другу благопожелания в дорогу и делятся своим мнением по полученному опыту в ходе совместной деятельности. Давайте поддержим эту традицию, и – в добрый путь! (Участники пишут друг другу добрые слова, высказывают свое мнение на стикерах, прикрепляют к портретам и символически прощаются.)
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Закончить наш круглый стол нам хотелось бы словами еще одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: "Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – Педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы и семьи. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Вручение памяток родителям и педагогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников подготовительной к школе группы «Б» МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборска
Проведение анкетирования дало возможность выявить уровень удовлетворенности среди родителей выпускников детского сада деятельностью воспитателей группы....
Круглый стол педагогов ДОУ и учителей начальной школы « Формирование у дошкольников внутренней позиции «я – школьник». Преемственность дошкольного учреждения с начальной школой».
Задачи проведения "Круглого стола":· расширить теоретический диапазон знаний участников круглого стола по проблеме формирования внутрен...
Основные направления взаимодействия воспитателя с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной к школе группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17584668","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"398"}}]]...
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников подготовительной к школе «В» группы комбинированной направленности МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборска
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников подготовительной к школе «В» группы комбинированной направленности МАДОУ ДСКН №2 г. Сос...
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников подготовительной к школе «В» группы комбинированной направленности МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборска
Результаты анкетирования, дают возможность увидеть удовлетворенность среди родителей, работой группы и детского сада....
Перспективный план по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной к школе группы
Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность род...
План работы с родителями подготовительной к школе группе родителями (законными представителями) 2023– 2024 учебный год
Перспективный план включает в себя не только таблицу с мероприятиями, но и расписывает актуальность плана, теоретические основы для его составления и реализацию плана в практической части работы с род...