Обобщение педагогического опыта
материал (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта по теме
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам
русской народной культуры».
Актуальность и целесообразность данного опыта.
Работая в театральном кружке на базе нашего ДОУ над постановкой детских сказок, в том числе и русских народных, я заметила, что многие слова из произведений детям не понятны, старинные предметы быта вызывают повышенный интерес и любопытство. Это говорит о том, что мы мало уделяем внимания традициям и обычаям разных народов и со временем можем окончательно утратить память о культурном наследии наших предков.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
Свой опыт работы считаю актуальным для работы с дошкольниками в современном ДОУ, так как он позволяет пробудить любовь к родине , ощутить духовную жизнь своего народа, способен сформировать представления о доброте и милосердии, великодушии и патриотизме, а эти ценности не подвластны времени. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитет, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Именно русская культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Цель: знакомить детей старшего дошкольного возраста с русским фольклором.
Работая над темой «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества » я поставила перед собой следующие задачи:
- Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
- Воспитание у дошкольников чувства патриотизма через возрождение и приобщение к богатому опыту русских традиций.
- Развитие фантазии, творческих способностей детей и умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, движениях.
- Развитие связной и диалогической речи
- Развиваю у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать у детей психические процессы: внимание, мышление, воображение, различные виды памяти.
- Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
- Повышать в душе каждого дошкольника интерес к русскому народному творчеству.
В своей работе использую следующие виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, прибаутки, заклички, русские народные игры.
При знакомстве с поговорками, загадками , сказками дети приобщаются к нравственным ценностям, получают представления о добре и зле, красоте и правде, храбрости и трудолюбии. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Для выполнения поставленных задач по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества мы слушаем и обсуждаем сказки с последующей их драматизацией, что дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и особенности народов, познакомиться с их бытом и укладом.
Через игру дети знакомятся и взаимодействуют с предметами русского быта, входят в сказочный образ своего героя, передают его характерные черты, преодолевают возникшие препятствия на своем пути. И это дает детям уверенность в своих собственных силах, ведь сказочный герой всегда выходит победителем из любой трудной ситуации. В сказке добро побеждает, а зло посещают неудачи и, взяв это за аксиому, я стараюсь научить детей быть добрыми, смелыми, находчивыми.
Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим успехам.
Как отмечал В.А. Сухомлинский, «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование».
Для развития фантазии, творческих способностей, умения находить средства выражения образа в мимике, жестах я читаю и рассказываю детям русские народные сказки. Затем инсценируем отрывки или же целые сказки, используя при этом все средства выразительности: и голоса сказочных персонажей, их повадки, движения, характерные особенности… Особенное удовольствие ребята получают от использования костюма при постановке, каких то исторических предметов быта… Детей увлекает вымысел, полет фантазии, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом.
Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают дошкольнику сравнительно быстро и правильно понимать рассказы и сказки, а к концу дошкольного возраста – перевёртыши и небылицы.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев, « мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний ». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души каждого ребенка, началом, порождающим личность.
В народных праздниках и традициях фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями людей той или иной местности, погодными изменениями, поведением животных и птиц, насекомых и растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, раскрывают все её многообразие.
Наши предки умели и любили веселиться в праздничные дни . Детям я рассказываю про русские народные праздники Рождество (Святки), Масленицу, Пасху, Васильковый день (Праздник полевых цветов).
Соприкасаясь с русской народной культурой, у ребенка происходит обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, развивается выразительность интонации и фонематическое восприятие.
Русскую народную культуру я внедрила в НОД. Каждая неделя в нашей группе посвящена определенной тематике и начинается с занятия по формированию целостной картины мира. Как правило, эти занятия проходят в форме путешествий, во время которых мы из настоящего времени перемещаемся в прошлое. Для этого в детском саду создана русская горница, которая является еще и мини-музеем где хранятся старинные предметы русского быта, собранные не только силами нашего коллектива, но и при помощи самих детей и их родителей. Побывав в нашем историческом прошлом, мы можем тут же оказаться в настоящем, а при желании отправится в будущее, при этом став изобретателями новых вещей для нового времени.
Наши путешествия по «реке времени» направлены на упорядочение
временных отношений, представлений об историческом времени
на примерах материальной цивилизации: жилища, одежды, транспорта, а также истории своей семьи. Окунувшись в историю, дети легче воспринимают и понимают народные приметы, поговорки, присказки, а пропустив их через себя и поняв вложенный в них смысл, используют их в повседневной жизни, удивляя этими знаниями своих близких. В свободной деятельности воспитанники чаще проявляют желание самостоятельно организовывать народные игры, сочинять загадки, учить потешки, инсценировать сказки, играть в сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства, умеют использовать атрибуты русской народной культуры, проявляют более бережное отношение к предметам русского быта и произведениям народного творчества.
Видя интерес дошкольников к народной культуре, родители принимают более активное участие в различных конкурсах, помогают готовить костюмы и атрибуты для сказочных персонажей, принимают активное участие в подготовке и проведении развлечений, праздников, утренников, тем самым обогащая свой внутренний мир и сближаясь при этом со своим ребенком.
Таким образом, систематическое приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, формирует социальное развитие детей. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
БИБЛИОГРАФИЯ
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2 -е изд.,перераб. и доп. СПб.: Дество-Пресс, 2002.
Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. - 2009.- №5.
Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.
Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения
Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения. Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"
Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....
Б А З О В А Я М О Д Е Л Ь ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема опыта: Использование информационно - коммуникационных технологий при организации образовательного процесса ДОУ
Использование компьютерных технологий для расширения интеллектуальных возможностей ребенка....