программа психологических занятий Скоро в школу
учебно-методическое пособие на тему
программа психилогических занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psikhologicheskikh_zanyatiy_skoro_v_shkolu.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психологических занятий "Скоро в школу!"
При учете основных компонентов готовности к школе в современных образовательных условиях на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность его обучения в дальнейшем. Психологическая готовность к школе включает следующие параметры психического развития:
• мотивационная готовность;
• определенный уровень развития произвольности поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
• определенный уровень развития высших психических функций;
• общий запас знаний и представлений об окружающем мире.
Цель программы по подготовке к школьному обучению заключается в развитии необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе.
Задачи программы:
• совершенствование движений и сенсомоторное развитие – мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыков каллиграфии;
• развитие отдельных аспектов психической деятельности – зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, пространственно-временных представлений и ориентации, слухового внимания и памяти; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
• развитие основных мыслительных операций – навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать свою деятельность;
• развитие разных видов мышления – наглядно-образного, словесно-логического (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
• развитие эмоционально-личностной сферы – расширение представлений об окружающем мире и обогащение словарного запаса; формирование учебной мотивации; развитие функций прогноза, планирования и саморегуляции; приобретение навыков группового взаимодействия.
Ожидаемые результаты: предполагается, что в ходе занятий дети дошкольного возраста получат новые теоретические знания, необходимые для успешного обучения в первом классе и основополагающие для становления грамотной и культурной личности.
На развивающих занятиях дети должны научиться:
• ориентироваться на сенсорные эталоны;
• узнавать предметы по заданным признакам;
• классифицировать предметы по форме, цвету, функциональному назначению;
• составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
• практически выделять признаки и свойства явлений;
• давать полное описание объектов и явлений;
• различать противоположно направленные действия и явления;
• видеть временные рамки своей действительности;
• определять последовательность событий;
• ориентироваться в пространстве;
• целенаправленно выполнять действия по инструкции;
• самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
• опосредовать свою деятельность речью;
• критически относиться к результатам своей деятельности;
• знать правила поведения в обществе;
• замечать и исправлять недостатки собственного поведения.
Объем программы и формы работы
Занятия проводит психолог самостоятельно или с помощью воспитателя дошкольной группы. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев по два раза в неделю (56–60 астрономических часов).
Формы работы: групповая, индивидуальная; консультирование родителей.
Количество детей в группе: 7–8 человек.
Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения). Также используются: упражнения на развитие высших психический функций, штриховка, дорисовывание, складывание, раскрашивание, составление рассказов, кроссворды, загадки и т. д.
На всех занятиях обязательны наглядные материалы. Для успешного выполнения заданий дети сначала получают точную инструкцию или образец.
Структура занятий
Каждое занятие состоит из 3 блоков.
1. Развитие познавательных процессов: работа с тетрадями ("Развиваем мышление"[1], "Учимся читать"[2]), решение логических задач, а также выполнение заданий, развивающих память, внимание, восприятие (15 минут).
2. Формирование бытовых и естественнонаучных знаний и представлений: устная работа, обсуждение наглядного материала разной тематики, чтение детям вслух (15 минут).
3. Развитие эмоционально-личностных качеств, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции: подвижные игры, мини-тренинги, релаксационные упражнения (15 минут).
Блоки занятий чередуются с 5-минутными переменами.
Внимание
Сложность предлагаемого материала возрастает от занятия к занятию. Вместе с тем, в пределах одного занятия игры и упражнения подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими.
Учебно-тематическое планирование по развивающим блокам программы
№ | Тема | Количество занятий (по 15 мин каждое) | Формы | |||
работы | контроля | |||||
Блок по развитию познавательных процессов | ||||||
1 | Развитие ощущений и восприятия (слухового, тактильного, визуального) | 4 | Фронтальная, групповая | Выполнение упражнений, графическая деятельность, выполнение заданий в рабочих тетрадях, обсуждение | ||
2 | Классификация предметов | 2 | ||||
3 | Выделение признаков и свойств предметов | 5 | ||||
4 | Развитие умения ориентироваться в пространстве | 4 | ||||
5 | Определение последовательности событий | 2 | ||||
6 | Развитие графических навыков, в том числе написание букв и цифр | 14 | ||||
7 | Развитие внимания | 8 | ||||
8 | Развитие памяти | 8 | ||||
9 | Формирование общих представлений о свойствах предметов | 6 | ||||
10 | Развитие навыков работы по инструкции | 3 | ||||
Блок по формированию бытовых и естественнонаучных знаний и представлений | ||||||
1 | "Знакомство" | 2 | Фронтальная, групповая | Опрос, обсуждение, выполнение упражнений на заданные темы | ||
2 | "Мой адрес" | 2 | ||||
3 | "Мой город, моя страна" | 2 | ||||
4 | "Наша планета" | 2 | ||||
5 | "Животные" | 2 | ||||
6 | "Овощи и фрукты" | 2 | ||||
7 | "Что растет в лесу" | 3 | ||||
8 | "Явления природы" | 2 | ||||
9 | "Моря, реки, озера" | 2 | ||||
10 | "День и ночь" | 2 | ||||
11 | "Неделя" | 3 | ||||
12 | "Времена года" | 2 | ||||
13 | "12 месяцев" | 4 | ||||
14 | "Вчера, сегодня, завтра" | 2 | ||||
15 | "Что такое время, и чем оно измеряется" | 3 | ||||
16 | "Такие разные люди" | 2 | ||||
17 | "Профессии" | 4 | ||||
18 | "Виды спорта" | 3 | ||||
19 | "Черты характера" | 4 | ||||
20 | "Зачем нужно учиться" | 2 | ||||
21 | "Светофор и зебра" | 2 | ||||
22 | "Что мы узнали" | 4 | ||||
Блок по развитию эмоционально-личностных качеств | ||||||
1 | "Я такой" | 1 | Фронтальная, групповая | Опрос, рисование, обсуждение, проигрывание этюдов | ||
2 | "А какой ты?" | 1 | ||||
3 | "Правила поведения в школе" | 2 | ||||
4 | "Здоровый образ жизни" | 2 | ||||
5 | "Мы – команда" | 4 | ||||
6 | "Мои черты характера" | 2 | ||||
7 | "Что я чувствую" | 2 | ||||
8 | "Как просить прощения" | 1 | ||||
9 | "Как попросить помощи" | 1 | ||||
10 | "Мое настроение" | 2 | ||||
11 | "Объясню словами" | 2 | ||||
12 | "Не стесняюсь!" | 2 | ||||
13 | "Мир волшебства" | 4 | ||||
14 | Сказкотерапия | 10 | ||||
15 | Арт-терапия | 10 | ||||
16 | Подвижные игры | 10 |
Основные критерии эффективности работы по программе:
• успешное выполнение к концу обучения по программе большинством детей предложенных заданий, упражнений;
• положительные результаты динамических обследований, проводимых психологом в конце года (приложение);
• успешное формирование функций саморегуляции, коммуникативных функций к концу года – по отчетам родителей. В конце года на родительском собрании они письменно в свободной форме выражают свое мнение относительно эффективности занятий. Необходимо, чтобы родители высказали свои предложения по поводу организационных и содержательных моментов занятий, а также отметили:
– что ребенок научился делать хорошо;
– что на протяжении года не смог усвоить.
[1] Гаврина С.Е. и др. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. Издательство: РОСМЭН, 2005.
[2] Гаврина С.Е. и др. Учимся читать. Рабочая тетрадь. Издательство: РОСМЭН, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу"
Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу" в подготовительной группе....
Рабочая программа родительского клуба "Скоро в школу"
Комплекс тренингов детско-родительского взаимодействия, при подготовки ребенка к школьному обучению....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Скоро в школу»
подготовка детей к школе...
Методическая разработка программы для дошкольников "Скоро в школу!"
Методическая разработка коррекционно-развивающей программы для дошкольников...
Конспект НОО интегрированного занятия "Скоро в школу".в подготовительной к школе группе.
Конспект интегрированного занятия в группе конпенсирующей направленности детей с ОНР 6-7 лет. На занятии применяла нетрадиционные формы и технологии: мнемотаблицы,блоки Дьенеша....
Программа дополнительного образования Скоро в школу 2020-2021 учебный год
Программа дополнительного образования Скоро в школу 2020-2021 учебный год...
Программа коррекционно-развивающих занятий "Скоро в школу"
Программа коррекционно-развивающих занятий «Скоро в школу» направлена на формирование у детей с задержкой психического развития готовности к школьному обучению, принятию новой социал...