Использование инновационных технологий в работе по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития старшего дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гудкова Ольга Валериевна

В статье раскрываются особенности использования инновационных технологий при формировании представлений о времени у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. К таким методикам относятся мнемотехника, метод моделирования, ИКТ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий в работе по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития старшего дошкольного возраста.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно.

Ориентировка во времени – это развитие «чувства времени» на основе ознакомления детей с единицами времени. Данное умение жизненно необходимо, оно дает возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность. Познание категории времени представляет большие трудности у детей с ЗПР.

Особенности познавательной деятельности у этих детей  замедляют формирование ориентировки во времени, а следовательно, ограничивают использование этих знаний в практической деятельности. Временные представления у детей с ограниченными возможностями формируются не только позже, но и отличаются качественно. Такие дети зачастую путают названия времён года, не знают названий частей суток, дней недели, названий месяцев, имеют нечеткие представления о признаках времён года, испытывают затруднения при определении последовательности времён года, частей суток, слабо владеют временной терминологией.

Поэтому в процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе одной ведущих задач является формирование временных представлений. Формирование этих представлений входит в сложную систему сенсорного развития ребенка и имеет большое жизненно-практическое, развивающее и воспитательное значение. Только специальные коррекционные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

Знания о времени и умение практически различать и называть время необходимо проводить систематически. Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени.  Важно,  как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов:  завтра, сегодня, вчера, сутки, утро, день, вечер, ночь, неделя, месяц, год.  Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.

Основные задачи коррекционной работы :

- учить детей правильно называть времена года, их последовательность.

- учить называть отличительные признаки времен года, осуществлять соотносительный анализ признаков противоположных времен года.

- знакомить с названием текущего месяца.

- знакомить с понятием «неделя», учить называть дни недели, закреплять их последовательность.

- закреплять названия частей суток, их последовательность.

- закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Все меры времени (сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с ЗПР единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности в процессе коррекционно-развивающих подгрупповых и индивидуальных занятий с дефектологом, с опорой на наглядные пособия, словесный материал (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы),  дидактические игры и упражнения.

При обучении детей с ЗПР, вполне обосновано использование творческих методик (инновационных технологий), эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. К таким методикам относятся мнемотехника, метод моделирования, ИКТ.

1. Мнемотехника.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что у детей с ЗПР заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Поэтому в формировании представлений о временах года эффективно использовать приёмы мнемотехники.

В своей работе я использую мнемотаблицы-схемы для составления рассказов  о временах года. Работа по формированию  представлений о временах года здесь неразрывно связана с работой по развитию речи.

Работа с мнемотаблицей включает следующие этапы:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Перекодирование информации.

3. Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Составление рассказа по мнемотаблице «Осень»

0сенью солнце греет мало, становится прохладно. День становится длиннее, а ночь короче. Часто идут дожди. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Животные готовятся к зиме. На полях и в садах собирают урожай овощей и фруктах. В лесу растут грибы. Люди надевают куртки, шапки и сапоги.

Составление рассказов  о  зиме по мнемотаблицам.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Солнце светит, но не греет.  Зимой идёт снег. Часто бывают метели. Зимой день короткий, а ночь длинная.  Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Зимующим птицам холодно и голодно зимой. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Составление рассказа по теме «Весна» по мнемотаблице.

У весны три месяца: март, апрель, май. Весной солнце ярко светит и сильно пригревает. День становится длиннее, а ночь короче. С крыш закапали сосульки, началась капель Снег тает, бегут ручейки. На деревьях набухают почки и распускаются листочки. Появляется первая травка. На проталинах появляются подснежники. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы

2. Метод моделирования.

Так же в работе по формированию временных представлений можно использовать метод моделирования.

При формировании представлений о временах года я использую графическую модель-часы «Времена года», где каждое время года и его месяцы обозначены разными цветами: осень – желтым цветом, зима – синим цветом, весна – зелёным, лето – красным.

Игры с часами «Времена года»        

1. Показываем на сектор, где изображена осень, спрашиваем детей:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? Что бывает осенью? (Назови признаки осени.) Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки. Обращаем внимание на цвета секторов.

2.Называем время года и просим детей назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года).

3. Задаём вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года:  - Когда идет снег?  Когда снег тает? и т.д.

При знакомстве с днями недели эффективным является использование графической модели-часов  «Дни недели», где каждый день имеет цветовое обозначение. Цветовое обозначение дней недели распределено в соответствии с семью цветами радуги: понедельник изображён красным цветом, вторник – оранжевым, среда – желтым, четверг – зелёным, пятница – голубым, суббота – синим, воскресенье – фиолетовым.

Игры с часами «Дни недели»:

Показываем детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказываем, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня  переставляем стрелку и обращаем внимание детей на цифру, обозначающую день недели.

Затем предлагаем детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий  день недели.

Задания:

1. Просим детей назвать дни недели в разном порядке.

- Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.

В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?

2. Называем  день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

3. Можно использовать тематический набор картинок (мальчик плавает в бассейне, мальчик, пылесосит и т.д.) с рамками разного цвета (цвета радуги). Выставляем картинку и спрашиваем, что делает мальчик, когда он это делал (назовите день недели).

Для формирования представлений о частях суток положительный эффект дает использование графической модели-часов «Сутки», на которой разным цветом обозначены части суток: утро – розовым цветом, день – желтым цветом, вечер – серым цветом, ночь – фиолетовым. Цветовое обозначение служит наглядным материалом для распознавания частей суток и обозначения последовательности между ними.

Игры  с часами «Сутки»:

Показываем на сектор, где изображено утро, спрашиваем детей:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

Обращаем внимание на положение солнца:

-Утром становится светло,  солнышко поднимается. Так же с остальными частями суток.

Затем обводим календарь рукой и говорим: утро, день, ночь  и вечер можно назвать одним словом – сутки, обращаем внимание  на цвета, в которые раскрашены сектора.

Задания для детей:

1.Называем часть суток и просим ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.

2.Задаём вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток:  ( Когда мы  завтракаем?  Когда мы спим? и т.д.)

Для закрепления таких понятий, как «вчера», «сегодня», «завтра» можно использовать графическую модель – блок и дидактическую игру «Домик дней».

Игры с блоком «Вчера, сегодня, завтра»

Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материал: полоска (блок), разделенная на 3 квадрата, в каждом квадрате – липучка, карточки-картинки.

Ход игры:

Показываем детям  блок и  объясняем, что каждый день, происходит что-нибудь интересное. Это интересное можно отмечать в блоке. Под надписями  вчера, сегодня, завтра есть пустые квадраты с липучками. На эту липучку будем вешать карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определённого дня.

Например:

- Что мы делали  сегодня: рисовали – вешаем карточку, которая обозначает рисование. А что вы делали вчера? – ходили в магазин. Вешаем определённую карточку. А теперь давай подумаем, что вы будете делать завтра? – Завтра пойдете в цирк.

Необходимо обращать внимание детей на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.

Игра  «Домик дней»

 Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материал: домик из плотного картона с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Предлагаем детям рассмотреть домик и говорим, что это «домик дней». Затем спрашиваем детей:

- Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в верхний кармашек) Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску) Как называются день, который скоро наступит? (завтра). Он  поселился в нижнем окне (вставляем фиолетовую полоску). Сначала закрепляем цветовое обозначение:  называем понятия, дети показывают соответствующую полоску. Затем  читаем стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.

3. ИКТ в работе по формированию временных представлений.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционном процессе. ИКТ поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.

Преимущества использования ИКТ в коррекционной работе:  

- компьютер на  занятиях не цель, а средство, которое помогает лучше проводить коррекционную работу с детьми.

- позволяет   составлять наглядно-дидактическое сопровождение к  занятиям;

повышает мотивацию ребенка к  занятиям;

- благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

- появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в  форме игр-презентаций.

Наряду с использованием готовых компьютерных презентаций применяю в своей практике собственные  презентации (игровое занятие-презентация по теме «Осень», «Зима», «Весна»).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на занятиях по ознакомлению и закреплению состава числа с детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Использование новых методов для ознакомления и закрепления состава числа с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста...

Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Работа с бумагой. Сюжетная аппликация по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»

Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация....

«Психофизическое развитие детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-7 лет)».

Показатели психофизического развития детей ЗПР старшего дошкольного возраста...

Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....

Развитие речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных технологий

В работе с детьми с задержкой психического развития по развитию связной речи наряду с традиционными формами работы используются нетрадиционные  технологии(триз,сказкотерапия, мнемотехника и т. д....

Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»

В настоящее время привлекает к себе немало внимания проблема роста количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Полноценного развития детей данной категории можно достичь, создавая специа...

Картотека игр по формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка представляет собой картотеку  игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР. Каждая карточка содержит подробное описание игры, в котор...