Использование инновационных технологий в работе по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития старшего дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В статье раскрываются особенности использования инновационных технологий при формировании представлений о времени у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. К таким методикам относятся мнемотехника, метод моделирования, ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_rabote_po_formirovaniyu_vremennyh_predstavleniy.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий в работе по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития старшего дошкольного возраста.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно.
Ориентировка во времени – это развитие «чувства времени» на основе ознакомления детей с единицами времени. Данное умение жизненно необходимо, оно дает возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность. Познание категории времени представляет большие трудности у детей с ЗПР.
Особенности познавательной деятельности у этих детей замедляют формирование ориентировки во времени, а следовательно, ограничивают использование этих знаний в практической деятельности. Временные представления у детей с ограниченными возможностями формируются не только позже, но и отличаются качественно. Такие дети зачастую путают названия времён года, не знают названий частей суток, дней недели, названий месяцев, имеют нечеткие представления о признаках времён года, испытывают затруднения при определении последовательности времён года, частей суток, слабо владеют временной терминологией.
Поэтому в процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе одной ведущих задач является формирование временных представлений. Формирование этих представлений входит в сложную систему сенсорного развития ребенка и имеет большое жизненно-практическое, развивающее и воспитательное значение. Только специальные коррекционные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.
Знания о времени и умение практически различать и называть время необходимо проводить систематически. Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Важно, как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов: завтра, сегодня, вчера, сутки, утро, день, вечер, ночь, неделя, месяц, год. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.
Основные задачи коррекционной работы :
- учить детей правильно называть времена года, их последовательность.
- учить называть отличительные признаки времен года, осуществлять соотносительный анализ признаков противоположных времен года.
- знакомить с названием текущего месяца.
- знакомить с понятием «неделя», учить называть дни недели, закреплять их последовательность.
- закреплять названия частей суток, их последовательность.
- закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
Все меры времени (сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с ЗПР единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности в процессе коррекционно-развивающих подгрупповых и индивидуальных занятий с дефектологом, с опорой на наглядные пособия, словесный материал (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы), дидактические игры и упражнения.
При обучении детей с ЗПР, вполне обосновано использование творческих методик (инновационных технологий), эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. К таким методикам относятся мнемотехника, метод моделирования, ИКТ.
1. Мнемотехника.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что у детей с ЗПР заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Поэтому в формировании представлений о временах года эффективно использовать приёмы мнемотехники.
В своей работе я использую мнемотаблицы-схемы для составления рассказов о временах года. Работа по формированию представлений о временах года здесь неразрывно связана с работой по развитию речи.
Работа с мнемотаблицей включает следующие этапы:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Перекодирование информации.
3. Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.
Составление рассказа по мнемотаблице «Осень»
0сенью солнце греет мало, становится прохладно. День становится длиннее, а ночь короче. Часто идут дожди. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Животные готовятся к зиме. На полях и в садах собирают урожай овощей и фруктах. В лесу растут грибы. Люди надевают куртки, шапки и сапоги.
Составление рассказов о зиме по мнемотаблицам.
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Солнце светит, но не греет. Зимой идёт снег. Часто бывают метели. Зимой день короткий, а ночь длинная. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Зимующим птицам холодно и голодно зимой. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
Составление рассказа по теме «Весна» по мнемотаблице.
У весны три месяца: март, апрель, май. Весной солнце ярко светит и сильно пригревает. День становится длиннее, а ночь короче. С крыш закапали сосульки, началась капель Снег тает, бегут ручейки. На деревьях набухают почки и распускаются листочки. Появляется первая травка. На проталинах появляются подснежники. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы
2. Метод моделирования.
Так же в работе по формированию временных представлений можно использовать метод моделирования.
При формировании представлений о временах года я использую графическую модель-часы «Времена года», где каждое время года и его месяцы обозначены разными цветами: осень – желтым цветом, зима – синим цветом, весна – зелёным, лето – красным.
Игры с часами «Времена года»
1. Показываем на сектор, где изображена осень, спрашиваем детей:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? Что бывает осенью? (Назови признаки осени.) Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки. Обращаем внимание на цвета секторов.
2.Называем время года и просим детей назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года).
3. Задаём вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года: - Когда идет снег? Когда снег тает? и т.д.
При знакомстве с днями недели эффективным является использование графической модели-часов «Дни недели», где каждый день имеет цветовое обозначение. Цветовое обозначение дней недели распределено в соответствии с семью цветами радуги: понедельник изображён красным цветом, вторник – оранжевым, среда – желтым, четверг – зелёным, пятница – голубым, суббота – синим, воскресенье – фиолетовым.
Игры с часами «Дни недели»:
Показываем детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказываем, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня переставляем стрелку и обращаем внимание детей на цифру, обозначающую день недели.
Затем предлагаем детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий день недели.
Задания:
1. Просим детей назвать дни недели в разном порядке.
- Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.
В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?
2. Называем день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.
3. Можно использовать тематический набор картинок (мальчик плавает в бассейне, мальчик, пылесосит и т.д.) с рамками разного цвета (цвета радуги). Выставляем картинку и спрашиваем, что делает мальчик, когда он это делал (назовите день недели).
Для формирования представлений о частях суток положительный эффект дает использование графической модели-часов «Сутки», на которой разным цветом обозначены части суток: утро – розовым цветом, день – желтым цветом, вечер – серым цветом, ночь – фиолетовым. Цветовое обозначение служит наглядным материалом для распознавания частей суток и обозначения последовательности между ними.
Игры с часами «Сутки»:
Показываем на сектор, где изображено утро, спрашиваем детей:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)
Обращаем внимание на положение солнца:
-Утром становится светло, солнышко поднимается. Так же с остальными частями суток.
Затем обводим календарь рукой и говорим: утро, день, ночь и вечер можно назвать одним словом – сутки, обращаем внимание на цвета, в которые раскрашены сектора.
Задания для детей:
1.Называем часть суток и просим ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.
2.Задаём вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток: ( Когда мы завтракаем? Когда мы спим? и т.д.)
Для закрепления таких понятий, как «вчера», «сегодня», «завтра» можно использовать графическую модель – блок и дидактическую игру «Домик дней».
Игры с блоком «Вчера, сегодня, завтра»
Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
Материал: полоска (блок), разделенная на 3 квадрата, в каждом квадрате – липучка, карточки-картинки.
Ход игры:
Показываем детям блок и объясняем, что каждый день, происходит что-нибудь интересное. Это интересное можно отмечать в блоке. Под надписями вчера, сегодня, завтра есть пустые квадраты с липучками. На эту липучку будем вешать карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определённого дня.
Например:
- Что мы делали сегодня: рисовали – вешаем карточку, которая обозначает рисование. А что вы делали вчера? – ходили в магазин. Вешаем определённую карточку. А теперь давай подумаем, что вы будете делать завтра? – Завтра пойдете в цирк.
Необходимо обращать внимание детей на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.
Игра «Домик дней»
Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
Материал: домик из плотного картона с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.
Ход игры: Предлагаем детям рассмотреть домик и говорим, что это «домик дней». Затем спрашиваем детей:
- Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в верхний кармашек) Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску) Как называются день, который скоро наступит? (завтра). Он поселился в нижнем окне (вставляем фиолетовую полоску). Сначала закрепляем цветовое обозначение: называем понятия, дети показывают соответствующую полоску. Затем читаем стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.
3. ИКТ в работе по формированию временных представлений.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционном процессе. ИКТ поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.
Преимущества использования ИКТ в коррекционной работе:
- компьютер на занятиях не цель, а средство, которое помогает лучше проводить коррекционную работу с детьми.
- позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
повышает мотивацию ребенка к занятиям;
- благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.
- появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в форме игр-презентаций.
Наряду с использованием готовых компьютерных презентаций применяю в своей практике собственные презентации (игровое занятие-презентация по теме «Осень», «Зима», «Весна»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на занятиях по ознакомлению и закреплению состава числа с детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Использование новых методов для ознакомления и закрепления состава числа с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста...
Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Работа с бумагой. Сюжетная аппликация по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»
Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация....
«Психофизическое развитие детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-7 лет)».
Показатели психофизического развития детей ЗПР старшего дошкольного возраста...
Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....
Развитие речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных технологий
В работе с детьми с задержкой психического развития по развитию связной речи наряду с традиционными формами работы используются нетрадиционные технологии(триз,сказкотерапия, мнемотехника и т. д....
Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»
В настоящее время привлекает к себе немало внимания проблема роста количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Полноценного развития детей данной категории можно достичь, создавая специа...
Картотека игр по формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка представляет собой картотеку игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР. Каждая карточка содержит подробное описание игры, в котор...