Тематический педагогический час
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_ruk_na_intellekt_cheloveka._tematicheskiy_pedagogicheskiy_chas.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический педагогический час
«Влияние рук на интеллект человека».
Цель: систематизировать знания педагогов о работах учёных в области сенсорного воспитания дошкольников, об этапах мышления, установление зависимости развития рук и мозга человека.
Методическое обеспечение: подборка высказываний о руках, мозге и интеллекте человека, предметов для исследовательской деятельности, выставка пособий для развития мелкой моторики рук.
Методика проведения:
Заместитель заведующего по ВР:
-Сегодняшний педагогический час мы с вами посвятим проблеме влияния рук на развитие интеллекта человека. Данной проблемой занимались М Монтессори, Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер. Напомню вам суть их идей и теорий (Приложение 1).
1. Заместитель заведующего по ВР:
-А теперь, настроившись на тему разговора, ответьте на следующие вопросы:
- Какая же взаимосвязь существует между руками и мозгом?
( Прямая зависимость)
- Для чего нужны руки человеку?
(для познания окружающего нас мира)
- Что можно рассказать о человеке видя его руки?
(какое социальное положение, возраст, состояние здоровья, определить характер, темперамент (быстрые движения - человек холерик или нервничает, медленные - флегматик).
2. Заместитель заведующего по ВР:
-Вам было дано задания подобрать к педагогическому часу пословицы и поговорки о руках. Давайте поиграем в «Карусель». Каждый из вас, по кругу, без длительных пауз должен назвать одну пословицу или поговорку не повторяя ответ других участников игры. Начали…
(Предполагаемые ответы:
Чужими руками жар загребать.
Своя рука-владыка.
Как рукой сняло.
Мастер на все руки.
Работать не покладая рук.
Положа руку на сердце.
Умные руки не знают скуки.
и др.)
3.С помощью рук мы получаем много информации о предметах, попавших в наше поле зрения. Именно поэтому, на выставках, в музеях можно встретить табличку с надписью «Руками не трогать». Однако, многие стараются нарушить данный запрет. В подобной ситуации срабатывает исследовательский инстинкт присущий каждому человеку.
Психологи выделяют три этапа мышления, назовите их.
( - 1 этан – наглядно - или предметно - действенный. Его можно назвать «ручным». Манипулируя предметами, ребёнок познает их свойства. Решает мыслительные задачи действиями.
- 2 этап – наглядно – образный. Оперирует не предметами, а образами: «»Колючий как кактус», «Холодный как лёд».
- 3 этап – словесно – логическое или абстрактное мышление. Все познаётся умом, а не руками
( Решение в уме сопровождается речью).
4. «Лабораторное занятие»
Заместитель заведующего по ВР:
-Проведём исследование. Выберите на свой вкус одну из игрушек на столе. При помощи руки исследуйте этот предмет.
Существует пять основных движений руки. Попробуйте выявит и назвать их.
(Подвести педагогов к названию движения и его значению.
- Прикосновение. Оно нужно для того, чтобы убедиться в наличие предмета, его температуре, шероховатости и т.д.
- Постукивание. Получаем информацию о свойстве предмета. По звуку от удара можно определить, из чего он сделан.
- Взятие в руки (хватание). Определяется форма предмета, особенность поверхности.
- Надавливание. Можно определить, мягкий или твёрдый предмет, из какого материала сделан.
- Ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми, мнущими движениями). Определяются свойства поверхности предмета.)
5.Презентация дидактических игр.
Заместитель заведующего по ВР:
-Перед вами выставка дидактических игр, которую вы оформили специально для педагогического часа. Предлагаю вам провести презентацию своего экспоната на этой выставке, рассказав о том, на основе каких «обследований» в процессе игры развивается мелкая моторика рук ребёнка.
6.Практическая часть.
Заместитель заведующего по ВР:
- Вам известно, что от того как будет развита рука ребёнка зависит успех обучения его в школе.
Перед нами – педагогами стоит задача максимально развить руку каждого воспитанника. Этому во многом способствует пальчиковая гимнастика, которую можно проводить во время НОД и в процессе всего дня ( на прогулке, во время игр и индивидуальной работы с детьми…). Сейчас мы поупражняемся в выполнении и проведении пальчиковой гимнастики.
( Педагоги поочерёдно выступают в роли воспитателя и детей).
7. Подведение итога педагогического часа.
Заместитель заведующего по ВР:
- Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Как говорил И.П.Павлов, руки учат голову, а потом поумневшая голова учит руки.
Приложение 1.
Теории и идеи выдающихся ученых в области сенсорного воспитания
Теория сенсорного воспитания ( М.Монтессори)
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурной. Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врождённых способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребёнка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме, звуке и других свойствах вещей).
Идеи Е.И.Тихеевой о сенсорном развитии ребёнка
Речевое и сенсорное развитие «совершаются в теснейшем единении». Сенсорное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка. Тогда образование человека начинается с постижения простых вещей, которое совершенствуется при помощи органов чувств.
Теория формирования перцептивных действий.
Понятие о сенсорных эталонах (А.В.Запорожец)
Сенсорный эталон - понятие, разработанное А.В.Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно-исторического развития. Они предлагаются ребёнку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств, поскольку являются основой социализации ребёнка с первых лет жизни и базисом его развития.
Идеи о сенсорном развитии ребенка А.П.Усовой
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей.
Идеи о сенсорном воспитании Н.П.Сакулиной и Н.Н.Поддьякова
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности, которое в дошкольном возрасте достигает наивысшего развития.
Сенсорное воспитание (Л.А.Венгер)
Ученым разработана теория восприятия ребёнка («Воспитание и обучение», 1969), послужившая основой для проведения цикла сенсорных исследований и разработки методики сенсорного воспитания детей. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Литература
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009,С.16.
С.Е.Вершинина, В.А.Деркунская Технология организации интегрированной деятельности старших дошкольников.- М., Центр педагогического образования, 2013,
Ребёнок в детском саду, № 4, 2003, С. 33.
Дошкольное воспитание. № 2, 2007, С.110.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического педагогического собрания В форме устного журнала «Пернатая карусель»
Цель: презентация методического сборника «Пернатая карусель», в который вошел материал о птицах.Формировать у педагогов потребность и желание сотрудничать с родителями по вопросам экологич...
Тематический педагогический совет по теме: «Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театрализованную деятельность»
Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театральную деятельность...
Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...
Протокол тематического педагогического совета в ДОУ. Тема: «Искусство и дети»
Протокол педагогического совета № 2Тема: «Искусство и дети»МДОБУ детский сад №15.Педагогический совет: 26 ноября 2015 года.Председатель: Черепанова О.Н.Секретарь: _____________Всего членов педаг...
Протокол тематического педагогического совета в ДОУ. Тема: «Обеспечение реализации основных направлений оздоровительной работы в ДОУ в сотрудничестве с семьей»
Протокол ведется в соответствии с пособием:Лукина Л.И. Детский сад: оформляем документацию. – М. СФЕРА, 2011.Данное пособие является приложением к журналу «Управление ДОУ».Протокол ведется в соо...
Выступление на тему: «Обобщение опыта работы по формированию ЗОЖ в средних группах детского сада» на тематическом педагогическом совете «Формирование ЗОЖ»
Выступление на тему:«Обобщение опыта работы по формированию ЗОЖ в средних группах детского сада»на тематическом педагогическом совете «Формирование ЗОЖ»...
Выписка из протокола тематического педагогического совета №2
quot;Роль инноваций в совершенствованиии образовательного процесса в ДОУ"....