Организация работы по обеспечению безопасности детей старшего возраста
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Данный материал поможет воспитателю при планировании работы по безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          «Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний,
                                  а умение правильно себя вести в различных ситуациях».

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых:
В.А. Алексеенко, В.С.Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.  Вопросы привития навыков основ безопасности детям дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой.
Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы: Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожным? Как доступно рассказать о правилах поведения? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. Наша задача  - дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у детей самостоятельность и ответственность.
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания  окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов.
При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

  • Наблюдения
  • Игра
  • Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, познавательных роликов
  • Чтение
  • Беседа
  • Экспериментирование
  • Исследовательская деятельность
  • Упражнения
  • Творческие задания

 

Содержание работы с детьми можно  условно разделить на два раздела:

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

Предметы домашнего обихода, которые являются источниками потенциальной опасности для детей и которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электрические розетки,  включенные электроприборы). Данными предметами могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать
спички, включать плиту, прикасаться  к включенным электрическим приборам. Прямые запреты дополняются примерами из литературных произведений (например, С. Маршака «Кошкин дом»), играми-драматизациями.

Экстремальные ситуации в быту.

Дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо.  Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном возникает и закрепляется в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка. Необходимо  также отметить, что обучение пользования телефоном для вызова «пожарных» требует работы по профилактике ложных вызовов. Кроме обучения умениям пользоваться телефоном дети обучатся умению позвать на помощь в случае возникновения пожара, умению потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло.
Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения  в случае возникновения пожара  осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые и подвижные игры. Наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной действительности.

Планирование работы в старшей группе (5-6лет).

Образовательная область

Формы образовательной деятельности

Программное содержание

Познавательное развитие

Совместная деятельность:

  • Пожароопасные предметы.
  • Пожар.
  • Электроприборы.

Дидактические игры:

  • Огонь – друг или враг?
  • Огнеопасные предметы.
  • Огнетушитель

Практические упражнения:

  • Пожар.
  • Твои первые действия при пожаре.

Экскурсия по детскому саду.
Строительные игры на соответствующую тему.
Просмотр обучающих фильмов и роликов на тему пожаров.

Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Продолжать знакомить с номером 01, по которому надо звонить, если случился пожар.
Закреплять представления об огне, умение определять его стороны для человека, знания о пожароопасных предметах и последствиях игры с ними. Развивать мышление, память, речь, умение отвечать на вопросы, познавательную активность. Упражнять  детей обсуждать присмотренные фильмы, подводить к умозаключениям.

Речевое развитие

Беседы:

  • Спички детям – не игрушка!
  • Пожар. Пожарный щит. Что делать при пожаре?
  • Огонь – друг, огонь – враг.
  • О пользе огня в жизни человека.
  • К славе и подвигу каждый готов.
  • От чего происходят пожары?
  • Правила поведения в природе.

Рассматривание картин на тему пожаров.

Дидактические игры:

  • Горит – не горит.
  • Правила безопасного поведения возле елки.
  • Какие действия могут привести к пожару.
  • Закончи предложение.
  • Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго выполняйте!
  • Позвони в пожарную часть.

Чтение:

  • Е.Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял»
  • М. Ф. Янкина «Случай с телевизором»
  • С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»
  • М. М. Шереметьева «Заячья елка»
  • С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  • Л.Толстой «Пожарные собаки», «Солдат»
  • Р. М. Кабанова «Однажды в лесу»;
  • Паустовский К.Г. «Заячьи лапы»
  • Н. А. Афанасьева «Как сгорел один дом»
  • Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?»

Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему.
Загадки по правилам пожарной безопасности.
Игра – драматизация «Кошкин дом».
Просмотр мультфильмов и детских фильмов на тему пожаров.

Закреплять у детей представление об огне. Упражнять в определении хороших и плохих сторон огня для жизни человека. Продолжать формировать понятие огня как друга и как врага для человека. Дать представление о  возникновении и роли огня в жизни человека. Закреплять знания о свойствах предметов, умение их классифицировать на опасные и безопасные для здоровья. Продолжать закреплять представления о пожарном щите и орудиях труда при пожаре.
Формировать понятие «герой», почему человека, спасшего людей из огня, называют героем. Вызвать желание гордиться героями, уважать героев; стремиться вырасти таким же смелым, решительных, храбрым и т.д.
Развивать диалогическую и монологическую речь, связную речь. Упражнять в составлении небольших рассказов по картине, заучивании пословиц и поговорок, отрывков стихов о пожаре, огне. Развивать память, умение размышлять, делать выводы, задавать и отвечать на вопросы.

 

Продолжать закреплять представления детей об опасности неосторожного обращения с огнем с помощью литературных произведений и малых фольклорных форм.  Упражнять в заучивании небольших произведений. Развивать интерес к чтению детской литературы, внимание, память, мышление.  Упражнять в умении слушать, беседовать по содержанию произведения. Учить отвечать на вопросы, делать  выводы.  Развивать диалогическую и монологическую речь.
Вызвать желание проиграть знакомую ситуацию, используя игрушки, разные виды театров; побывать маленькими актерами.
Развивать логическое мышление при отгадывании загадок. Упражнять в составлении своих загадок об огне, о пожаре и т.д.

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

  • Пожарные на учении.
  • Дом.
  • Семья
  • Пожарная часть.

 
Экскурсия в пожарную часть.

Дидактическая игра:

  • Угадай профессию.
  • Диспетчер МЧС

Встречи с инспектором по пожарной безопасности.
Практические упражнения «Если случился пожар…»

Продолжать закреплять навыки общения в игре. Упражнять в умении  самостоятельно или при небольшой помощи взрослого распределять роли, действовать в соответствии с  ролями. Учить детей объединять сюжеты игр, использовать постройки для игры, различные атрибуты, предметы – заместители.
Вызвать интерес к общению с интересными людьми. Упражнять в умении задавать и отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника.  Развивать выдержку, память, диалогическую речь.

Продолжать знакомит детей с профессией пожарного. Обогащать представления детей об особенностях данной профессии, предметах – помощниках, орудиях труда при тушении пожара. Дать понятие об опасности профессии пожарного. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, речь. Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них.

Физическое развитие

Подвижные игры.
Спортивные соревнования.
Игры – эстафеты.

Беседа:
Огонь кормит, огонь согревает, огонь защищает, огонь лечит

Закреплять практические навыки поведения при возникновении пожара. Развивать  силу, ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Обобщить знания детей об огне, его положительной и отрицательной сторонах. Дать представления о пользе огня для людей – на огне готовят пищу, огонь защищает от диких зверей в лесу, огонь согреет в непогоду, на огне готовят  травяные отвары для лечения и т.д. активизировать словарь. Развивать мышление, память, речь, познавательную активность, умение слушать.

 

Планирование работы в подготовительной к школе группе (6-7 лет).

Образовательная область

Формы образовательной деятельности

Программное содержание

Познавательное развитие

Совместная деятельность:

  • Знакомство с пожарной сигнализацией
  • Огонь – судья беспечности людей.
  • Окажи помощь пострадавшему при пожаре.
  • Предметы, требующие осторожного обращения.
  • Если в доме что-то загорелось….
  • Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?

Дидактические игры:

  • Огонь – друг или враг?
  • Огнеопасные предметы.
  • Огнетушитель

Практические упражнения:

  • Пожар.
  • Твои первые действия при пожаре.
  • Первичные средства пожаротушения.

Экскурсия по детскому саду.
Строительные игры на соответствующую тему.
Просмотр обучающих фильмов и роликов на тему пожаров.

Обобщать знания детей  об основной группе пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Упражнять в умении позвонить по номеру  01, если случился пожар.
Совершенствовать представления об огне, умение определять его стороны для человека, знания о пожароопасных предметах и последствиях игры с ними. Учить пользоваться элементарными средствами пожаротушения. Развивать мышление, память, речь, умение отвечать на вопросы, познавательную активность. Упражнять  детей обсуждать присмотренные фильмы, подводить к умозаключениям.

Речевое развитие

Беседы:

  • Если в доме случился пожар. Телефон 01
  • Береги свой дом от пожара!
  • Электричество в вашем доме
  • Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности
  • Пожарный – профессия героическая
  • Правила поведения в природе.

Рассматривание картин на тему пожаров.
Составление рассказа на тему:

  • Откуда может прийти беда
  • Почему это случилось?

Дидактические игры:

  • Правила безопасного поведения возле елки.
  • Какие действия могут привести к пожару.
  • Закончи предложение.
  • Позвони в пожарную часть.
  • Что необходимо пожарному?
  • Что для чего?
  • Правилам поведения во время пожара
  • Пожароопасные предметы
  • Четвёртый лишний

Чтение:

  • Е.Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял»
  • М. Ф. Янкина «Случай с телевизором»
  • С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»
  • М. М. Шереметьева «Заячья елка»
  • С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  • Л.Толстой «Пожарные собаки», «Солдат»
  • Р. М. Кабанова «Однажды в лесу»;
  • Паустовский К.Г. «Заячьи лапы»
  • Н. А. Афанасьева «Как сгорел один дом»
  • Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?»
  • В. Гальченко «Огонь невидимка»
  • В. Гальченко «Приключения пожарного»
  • Т. Кинько «Наш номер 01»
  • Е. Хоринского «Спичка-невеличка»,
  • Л.Толстой «Пожар»
  • Б. Житков «Пожар в море».
  • Рассказ-беседа «Украшаем ёлку».
  • Т. Юрмин "Кто плохой?"
  • А. Шевченко "Как ловили уголька"
  • И. Тверабукина «Андрейкино дежурство».
  • Рассказ «Бумажный самолётик».
  • В.Маяковского «Кем быть?»

Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему.
Загадки по правилам пожарной безопасности.
Игра – драматизация «Кошкин дом».
Просмотр мультфильмов и детских фильмов на тему пожаров.
Составление творческих рассказов.

Совершенствовать представление детей об огне. Закрепить представление о  возникновении и роли огня в жизни человека. Дать представления о первичных средствах тушения пожара, знаках безопасности. Научить пользоваться доступными средствами пожаротушения. Упражнять в проговаривании алгоритма действия в случае возникновения пожара. Продолжать формировать понятие «герой», почему человека, спасшего людей из огня, называют героем. Вызвать желание гордиться героями, уважать героев; стремиться вырасти таким же смелым, решительных, храбрым и т.д.
Развивать диалогическую и монологическую речь, связную речь. Упражнять в составлении небольших рассказов по картине, заучивании пословиц и поговорок, отрывков стихов о пожаре, огне. Развивать память, умение размышлять, делать выводы, задавать и отвечать на вопросы.
Совершенствовать умение классифицировать предметы по нескольким признакам.

 

Совершенствовать представления детей об опасности неосторожного обращения с огнем с помощью литературных произведений и малых фольклорных форм.  Вызвать желание  заучить небольшие произведения. Поддерживать интерес к чтению детской литературы, развивать внимание, память, мышление.  Упражнять в умении слушать, беседовать по содержанию произведения. Закреплять умение отвечать на вопросы, делать  выводы. Развивать монологическую речь, связную речь при пересказе небольших произведений.
Вызвать желание проиграть знакомую ситуацию, используя игрушки, разные виды театров; побывать маленькими актерами.
Развивать логическое мышление при отгадывании загадок. Упражнять в составлении своих загадок об огне, о пожаре и т.д.
Развивать детское словотворчество.

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

  • Мы пожарные
  • Пожарные на учении.
  • Дом.
  • Семья.
  • Пожарная часть.
  • Диспетчер МЧС

Встречи с инспектором по пожарной безопасности.
Экскурсия в пожарную часть.

Совершенствовать  навыки общения в игре. Упражнять в умении  самостоятельно договариваться, распределять роли, действовать в соответствии с  ролями. Закреплять умения детей объединять сюжеты нескольких игр, использовать постройки для игры, различные атрибуты, предметы – заместители.
Вызвать интерес к общению с интересными людьми. Упражнять в умении задавать и отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника.  Развивать выдержку, память, диалогическую речь.
Обобщать знания детей с профессией пожарного. Закреплять  представления детей об особенностях данной профессии, предметах – помощниках, орудиях труда при тушении пожара. Закрепить понятие об опасности профессии пожарного. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, речь. Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них.

Физическое развитие

Подвижная игра.

  • Кто быстрее.

Спортивные соревнования.

  • Мы помощники пожарных.

Игры – эстафеты:

  • Юный пожарный.

Беседа:  Огонь кормит, огонь согревает, огонь защищает, огонь лечит

Закреплять практические навыки поведения при возникновении пожара. Развивать  силу, ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Совершенствовать знания детей об огне, его положительной и отрицательной сторонах. Дать представления о пользе огня для людей – на огне готовят пищу, огонь защищает от диких зверей в лесу, огонь согреет в непогоду, на огне готовят  травяные отвары для лечения и т.д. активизировать словарь. Развивать мышление, память, речь, познавательную активность, умение слушать.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование:

  • Береги свой дом от пожара.
  • Рисование по впечатлениям от прочитанного произведения и от экскурсии
  • Конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»

Побуждать детей отражать в художественном творчестве свое отношение к огню. Совершенствовать знания о пожароопасных предметах. Развивать изобразительные и технические навыки работы с кистью, акварелью, пластилином и другими средствами; творческие способности, мелкую моторику рук.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста»

Консультация "Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста...

Организация работы по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности в детском саду.

В Дошкольном учреждении, работа обеспечивающая безопасность и антитеррористическую защищенность воспитанников и работников, сохранность материальных ценностей, организована в системе, а именно:• Среди...

Организация работы по обеспечению безопасности в МАДОУ ДСКВ «Сказка»

В целях обеспечения  комплексной безопасности и антиртеррористической укрепленности (безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающей территории):...

Организация работы по обеспечению безопасности дошкольников

Не для кого не секрет что, дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на п...

Организация работы по обеспечению безопасности в дошкольной группе на 2018-2019 учебный год

Воспитание безопасного поведения у детей- одна из важнейших задач дошкольного учреждения....

Проект " Организация работы по патриотическому воспитанию детей старшего возраста"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место. В.А Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. в своих работах подчеркивали необ...

"Основные направления организации работы по ФЭМП у детей старшего возраста в соответствии с ФГОС ДО" (публикация)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФЭМП  У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО        Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей...