Консультация для воспитателей «Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по теме
Консультация "Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Самое дорогое у человека - жизнь,» - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. На каждом шагу его подстерегает опасность. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Поэтому педагоги и родители дошкольников должны работать над реализацией следующих основных задач по ОБЖ:
- Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
- Расширять представления детей о своем организме, ценности здорового образа жизни;
- Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения;
- Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.
Для решений этих задач необходимо:
- Оказывать воспитывающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;
- Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой.
- Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
При планировании и организации работы по ОБЖ необходимо соблюдать следующие принципы:
- Принцип полноты: содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
- Принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня.
- Принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиям, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т.д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала.
- Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.
- Принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Образовательная работа с детьми осуществляется в следующих направлениях:
- Раздел. Ребенок и другие люди
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых.
Если чужой приходит в дом.
Самый большой друг.
- Раздел. Ребенок и природа
Гроза.
Лекарственные растения.
Ядовитые растения.
Съедобные и несъедобные грибы.
Насекомые.
Кошка и собака – наши соседи.
- . Раздел. Ребенок дома
В мире опасных предметов.
Электроприборы.
Безопасность.
Пожар.
Огонь – судья беспечности людей.
Служба «02».
«Скорая помощь».
- Раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.
У Мишки в гостях.
Чтобы нам не болеть.
Витаминная семья.
День здоровья.
Обучение детей правилам поведения на воде.
- Раздел. Ребенок на улицах города.
Мы знакомимся с улицей.
Знай и выполняй правила уличного движения.
Зачем нужны дорожные знаки.
Улица города.
Знакомство с транспортом своего города.
Целевые прогулки: пешеход, переход, перекресток, наблюдение за работой сотрудниками ГАИ.
Приведу некоторые советы и рекомендации, которые на мой взгляд, могут помочь педагогам в обучении детей навыкам безопасного поведения в обществе.
Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начинать с выявления уровня их знаний и интересов. Дважды в году мы в группе проводим диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребенка, по ее результатам, планируем дальнейшую индивидуальную работу: беседы, экскурсии, игры, игры – драматизации, чтение литературных произведений.
I Работая над разделом "Ребенок и другие люди", мы выяснили, что большинство детей считали, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые по типу "бомжи". Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины. А молодые хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружественной улыбкой. Поэтому считаем, что здесь целесообразно провести беседу о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Используем примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем, волк, одетый в овечью шубу притворился добрым и ласковым и т. д.)
Для формирования у детей более точного понимания того, кто является «своим» и «чужим» человеком можно попросить изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают своими (мама, папа, бабушка и т.д.), а на другом рисунке - чужих, посторонних (продавца, прохожего и т.д.). Если ребенок изобразил на первом рисунке, помимо членов семьи кого – то еще, например: воспитателя, подругу мамы, друга – объясняем, что такие люди называются «знакомыми». Предлагаем нарисовать их на третьем рисунке. Для закреплений знаний проводим игру «свой, чужой, знакомый» (дети в кругу, воспитатель бросает поочередно мячик каждому ребенку, приговаривая: «знакомый» или «чужой» или «свой». Ребенок называет соответствующего человека.
Рассматриваем типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, вот некоторые из них: Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая дать или показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься. С целью закрепления правил поведения с незнакомыми людьми проводим специально подготовленные игры-драматизации, с использованием сказочных персонажей или сказки о животных с хорошим концом.
Рассматриваем и обсуждаем с детьми возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину и т. д.) . Объясняем детям, как следует вести себя в подобных ситуациях, что им в первую очередь надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Прежде всего, прорабатываем такие ситуации с детьми застенчивыми, робкими, неуверенными в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие.
Обговариваем с детьми ситуации, когда ребенок должен уметь сказать "нет" другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например: пойти на стройку; разжечь костер; залезть на чердак или крышу дома; спуститься в подвал; пойти на железную дорогу и т. д.
Объясняю детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Разыгрываем разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми. В игровой тренинг включаю разного рода "уговоры, привлекательные обещания и т. п. " Реальные ситуации подкрепляю сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".
И, наконец, объясняем детям, что если с ними все же что-то произошло и они стали объектом насилия, не надо бояться рассказать об этом маме или воспитателю, потому что мама или воспитатель всегда помогут.
II Мы рассказываем детям о взаимосвязи человека с природой, чтобы они поняли главное: Земля - наш общий дом, а человек - часть природы. О том, что нужно беречь, охранять и заботиться о лесах, реках, морях, животных, птицах. Не загрязнять почву, водоемы. Выполнять требования взрослых мыть фрукты, овощи, руки перед едой, не пить воду из грязных источников, здесь уместно использовать сказку о "Сестрице Аленушке и братце Иванушке", которая помогает детям осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.
Учим детей бережному отношению к природе (не обижать муравьев, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. п.) . Рассказываем детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями используем альбом с картинками. Учим детей отличать ядовитые грибы от съедобных, предупреждаю, что нельзя пробовать, без согласия взрослых, ягоды, травинки, листья. С целью закрепления этих правил используем настольные игры на классификацию, игры с мячом "Съедобное - несъедобное", дидактические игры "Угадай, с какого дерева листок" и т. д.
Разъясняем детям, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. Особенно нужно знать, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.
А также объясняем детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений.
III Проводим с детьми беседы о том, что, даже находясь дома, ребенок может подвергаться опасности со стороны предметов домашнего быта, которые делятся на три основные группы:
1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.) ;
2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;
3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.) .
Добиваемся, чтобы дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как никогда, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты обязательно должны дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, "Кошкин дом" С. Маршака, играми-драматизациями.
Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы (ножницы в средней возрастной группе) проводим специальное обучение на занятиях по аппликации, индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, чтобы дома закрепляли полученные навыки. Ответственность за безопасность детей в связи предметами третей группы полностью лежит на родителях и педагогах.
Особую опасность в помещении представляют открытые окна и балконы. Объясняем детям, что они не должны ни в коем случае выходить на балкон без взрослого или подходить к открытому окну, т. к. можно упасть. Обговариваем с детьми ситуацию, если в доме возник пожар, прорвало водопроводную трубу, стало плохо маме или бабушке и ребенок остался один в этой экстремальной ситуации. Что делать? Звать на помощь соседей, прохожих, при наличии телефона, звонить 01; 03, для этого обыгрывали ситуацию с телефоном, закрепляли цифры, знание домашнего адреса, телефона, фамилии имя отчества, родителей.
IV Беседуем с детьми о том, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни. Чтобы быть здоровым, крепким, сильным, бодрым необходимо заниматься утренней гимнастикой, физической культурой, вести активный образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. Следует заботиться о своем организме, теле, для этого нужно знать, как устроено тело человека и его организм их работой. Чтобы не болеть, нужна профилактика заболеваний это разного вида закаливания, воздушные и солнечные ванны, воздушные процедуры, массаж.
Объясняем детям, что заболевшим людям с болезнью помогают бороться врачи, что врачу нужно точно объяснить, что и где болит, а для этого нужно знать свой организм свое тело (где болит ухо или живот и т. д.) . Необходимо слушать советы врача, выполнять все его предписания. Если врач назначил лекарства, то нужно их пить, не капризничать, потому что лекарства в данном случае приносят пользу организму, они борются с вредными микробами. Используем примеры из жизни и художественных произведений (например, "Доктор Айболит"). Знакомим детей с правилами первой помощи.
V По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно – транспортных проишествий с участием детей и подростков. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность воспитателей и родителей.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
Воспитывая дошкольников, мы применяем такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только с взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т.д. по дорожной тематике, в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Особенно важен принцип наглядности, который мы традиционно применяем в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями проводим определенную работу, беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлекаем родителей для изготовления атрибутов и т.д.
Только тесное взаимодействие семьи детского сада, сотрудничество по всем аспектам формирует у ребенка основы безопасного поведения. Основная цель воспитателя – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребенок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребенком «своего стиля» перехода проезжей части. Воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог.
Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К.Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Коммуникативные игры детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей детского сада...
Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»...
консультация для воспитателей по оздоровлению детей дошкольного возраста
консультация для воспитателей...
консультация для воспитателей "методика обучения детей дошкольного возраста лепке"
методика обучения детей дошкольного возраста лепке.Всех возрастных груп детского сада....
Консультация для воспитателей «Культура поведения детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...