Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников
статья на тему

Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников.

 1. Пояснительная записка.

“Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают
источник творческой мысли…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В.А. Сухомлинский

В настоящее время перед школой в качестве приоритетной задачи стоит воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков и практического решения задач.

Главная задача педагогов - выявить таких учащихся, привлечь их к активной исследовательской и экспериментальной работе, вооружить их знаниями и навыками для дальнейшей творческой работы в различных сферах общественной жизни.

Данные методические рекомендации раскрывают основные методы, приемы, последовательность формирования креативности и готовности ребенка к обучению на основе индивидуально – дифференцированного подхода.

Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги  для развития интеллектуально-творческих способностей   детей.

Пособие адресовано в первую очередь воспитателям, социальным педагогам и учителям.  

2. Теоретическая часть.

2.1. Творческий потенциал личности.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. По сути, понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового на фоне существенного, стандартного.

Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий. Потенциал в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас, что может быть использовано в действии для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели.

Термин творческий потенциал часто употребляется как синоним понятий «творческая личность», «креативность», «одаренность»: исследователи рассматривают эти качества, как правило, в единстве, совокупности.

Несмотря на широкое использование понятия «творческий потенциал», единства в его определении и содержании нет. Творческий потенциал в психологии и педагогике трактуется как:

  • совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих их развитие (Л.Г.Пихтовников, Л.Н. Москвичева);
  • синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников;
  • социально-психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности ( Е.В. Колесникова);
  • специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме, требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества ( С.Р. Евинзов);
  • характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации ( М.В. Копосова);
  • развитое чувство нового, открытость всему новому; система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже);
  • интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству (А.М. Матюшкин).

Кроме того акцентируется внимание на том, что вероятность проявления творческого потенциала зависит от личного стремления (целенаправленности) человека в полной мере реализовать свои возможности; от степени его внутренней свободы; от сформированности социального чувства (действенность, созидательность). Следовательно, творческий потенциал личности правомерно рассматривать как необходимую предпосылку деятельности творческого характера.

В работах А. Торренса определены основные характеристики творческого потенциала; оригинальность идей (редкость, нетривиальность идей), их беглость (скорость нахождения решений), гибкость (возможность разнообразия ответов), а также тщательность разработки.

Человека творческого склада отличают, по мнению Г.Нойера, В. Кальвайта, Х. Кляйна, развитый интеллект и одаренность (общая или частная), чувство нового, нешаблонное мышление, готовность к риску, настойчивость, выдержка, мужество, уверенность в себе.

Отечественные исследователи (Л.В. Сохинь, В.А. Тихонович и др.) выделяют следующие сущностные характеристики творческого потенциала:

  1. Многоуровневость содержания:

широкий: всеобщее свойство развивающихся психических сил;

промежуточный: за основу берется максимально возможный уровень развития данного свойства, детерминированный, с одной стороны, анатомо-физиологическими, психическими характеристиками человека, с другой – конкретным состоянием развития общества, принятой в нем нормой творческой самореализации и самоосуществления, транслируемой, в том числе, через систему образования;

узкий: на первый план выступает уровень развития анализируемого потенциального образования, характерный для статистического большинства проявлений данной социально-исторической ситуации.

  1. Диалогичность. Реализация творческого потенциала есть диалог потенциального и актуального в личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой.
  2. Социальность. Наряду с природой (изменение с возрастом психофизических показателей человека) и индивидуально-личностной динамикой (усложнение внутренней жизни, обогащение когнитивной и потребностно-мотивационной сфер, развитие сознания и т.п.) процесс развития творческого потенциала личности имеет социально-историческую динамику (изменения, продиктованные развитием общества, в частности наличием «социального запроса» на творческое самоосуществление человека, принятой «социальной нормой» данного самоосуществления). Такие потенции превращаются в нечто реальное лишь постольку, поскольку проявляется способность по-разному воспринимать и усваивать социальный опыт. По отношению к индивиду общество может выполнять различные функции: способствовать раскрытию и развитию потенциальных сил человека, его внутренних побуждений, или придавать им искаженную форму.
  3. Системность. Творческий потенциал имеет системный характер, в силу чего он обладает всеми атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремленным, саморазвивающимся системам (устойчивость, потребность в развитии и самореализации) и имеет собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности.

Как любое системное образование творческий потенциал имеет собственную структуру.

Целесообразным является рассмотрение структуры творческого потенциала как совокупности:

  • собственно-потенциальной составляющей (индивидуальные психические процессы, способности):
  •  мотивационной составляющей (убеждения, готовность как внутриличностная структура, механизм, обеспечивающий актуализацию способности и социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида – потребностей, ценностных ориентаций, мотивов):
  •  когнитивной составляющей (знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения, приобретенные в результате образования, творческой деятельности, социализации).

Следовательно, творческий потенциал включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые формируются у индивида в процессе социализации и непрерывного образования. Непрерывное накопление новых знаний, умений, способов ориентации в мире приводит к появлению новых способностей. При этом возникающие у личности переживания своих взрослых возможностей выступают движущей силой особой активности, направленной на опробование своих новых потенций.

Внешние факторы, оказывающие влияние на творческий потенциал.

Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.

Первый фактор – отсутствие достаточного количества сенсорного опыта в раннем детстве. Ребенок, ограниченный в общении с взрослыми, в зрительных, слуховых, тактильных ощущениях до года (особенно в домах ребенка) имеет задержку психического развития. Это же касается дальнейшего развития. Ни книги, ни мультфильмы при ограниченном сенсорном опыте не могут заменить живого контакта со средой. Поэтому типичный стереотип жизни малышей – дом, двор, игра с постоянными сверстниками – то есть ограниченность сенсорного опыта также является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам.

Второй фактор – ближайшее окружение. В период раннего детства, когда ребенок начинает самостоятельно ориентироваться в мире и у него спонтанно проявляется потребность в познании и творчестве, с одной стороны, и вместе с тем достаточно активно происходит адаптация к внешней среде, с другой. В первую очередь это касается общей родительской направленности на формирование определенных черт характера через одобряемое и неодобряемое взрослыми поведение ребенка.

Третий фактор – коллективное воспитание. С поступлением в детский сад появляется еще одна форма влияния на детей – нормативные стандарты идеальных качеств человека. Воспитатели, исходящие из необходимости организовать жизнь коллектива детей по определенным нормативам, вызывают свою специфическую форму блокады развития творческой индивидуальности.

Четвертый фактор – обучение. Особое место в блокаде творчества и индивидуальности занимает традиционная форма обучения, направленная на получение предусмотренных программой знаний, умений и навыков. В отличие от других видов деятельности (игровой, профессиональной) учебный процесс не имеет для ребенка индивидуальной значимости и ясной конечной цели после получения элементарных конкретных навыков – чтения, письма, счета. Знания, которые дети могут получить при определенном старании, безлики и лишены возможности для проявления их индивидуального своеобразия.

Пятый фактор – профессиональное обучение. Таким же блокирующим творчество является и специальное высшее образование. Как показали эксперименты, творческие способности проявляются в активном сопротивлении навязанному стилю деятельности, как на уровне сознания, так и бессознательном.

Факторы, способствующие актуализации творческого потенциала.

Расширение сенсорного опыта. Оно идет за счет игрушек, организации внешней среды, но главным образом за счет контактов с взрослыми. Так, уровень развития интеллекта и творчества прямо и высоко коррелирует с количеством взрослых, которые окружали ребенка и контактировали с ним до года. Дифференциация лиц, голосов, форм общения с взрослыми, являющимися главным источником информации для детей, способствовали развитию у него дифференцировочной чувствительности.

К числу факторов, влияющих на развитие творческого потенциала, относят также наличие образца для подражания в среде взрослых.

Ожидания взрослых. Взрослые обычно создают себе некий образ ребенка, ученика, который существует в реальности и который они хотели бы сформировать. Психологами был проведен очень интересный опыт. Обследовав уровень психического и интеллектуального развития детей в классе, они выбрали наиболее слабо развитых из них и сказали педагогам, что по их данным эти ученики через год должны проявить в чем-нибудь выдающиеся успехи. Конкретной области для проявления ученикам просили не сообщать. Через год эти ученики действительно показали успехи в разных областях. Просто педагоги стали ожидать от них проявления успехов и фиксировали своеобразное, индивидуальное отличие от других, от стандартов.

Включение в социально- и индивидуально-значимую необходимость.

Главным побудителем творчества, как уже говорилось выше, является необходимость, значимость для всех и для каждого индивидуально. Именно сочетание индивидуальной и социальной значимости оптимально. Общественная и социальная значимость людей, умеющих «мыслить и творить» в стране, определяет ее престиж и благополучие. «Просто так, для себя» человек не склонен развиваться прежде всего потому, что каждый считает себя достаточно умным и творческим. Поэтому должны создаваться условия, побуждающие к саморазвитию, самообразованию, творчеству.

Все перечисленные факторы, способствующие актуализации творческого потенциала, должны учитываться и преодолеваться в процессе обучения, воспитания и развития и призваны выполнять перечисленные ниже задачи.

  1. Расширять сенсорный опыт детей.
  2. Ориентировать при воспитании (а затем и при самовоспитании) не на стандарт, а на специфику индивидуальных особенностей.
  3. Научить распределять функции в коллективе, а при самовоспитании стремиться находить свое место, свое назначение в социуме.
  4. Включать в обучение самостоятельный поиск, развивать мыслительные операции, являющиеся инструментами познания.
  5. Способствовать оттачиванию профессиональных навыков как главного инструмента для творчества до автоматизма и совершенства.

Десять заповедей творческой личности

Доктор социальной психологии, основатель и президент Интернационального общества за мир через культуру имени Н.К. Рериха, профессор П. Вайнцвайг формулирует 10 заповедей творческой личности:

  1. Будь хозяином своей судьбы.
  2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
  3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
  4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
  5. Развивай свои творческие способности.
  6. Культивируй в себе смелость.
  7. Заботься о своем здоровье.
  8. Не теряй веру в себя.
  9. Старайся мыслить позитивно.
  10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовольствием.

Соблюдение этих простых и одновременно емких правил позволит нам самим стать творческими личностями, а главное – воспитать творческую личность в наших детях.

2.2. Компоненты творческих способностей.

Творческий потенциал личности – интегративная характеристика имеющихся возможностей и свойств личности, обеспечивающих ее творческую активность, позитивную самореализацию и индивидуализацию в социуме.

Относительно сочетания компонентов творческого потенциала личности существует гипотеза о том, что творчество – нечто большее, чем просто совокупность уровней функционирования каждого компонента. Во-первых, для некоторых компонентов может существовать пороговый эффект, этот порог является пределом определенного рода, поскольку независимо от уровней, достигнутых другими компонентами, творчество в области, о которой творящий знает мало, просто невозможно. Во-вторых, среди компонентов возможна определенного рода компенсация, когда сила какого-то одного компонента компенсирует слабость другого. В-третьих, компоненты могут начать взаимодействовать друг с другом, т.е. мера реализации творческого потенциала личности зависит как от социальных инструментов воспитания, обеспечивающих его развитие, так и от самой личности. Справедливо утверждение, что «способность к творчеству – это путь развития способностей и становления личности, ибо она не предзадана и строится постоянно. Шаг назад – и вы не способны творить».

Компоненты:

  1. Беглость
  • ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос;
  • ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну;
  • ребенок задает много вопросов;
  • у ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной;
  • ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли;
  • ребенок работает быстро и продуктивно.

2. Гибкость

  • ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа;
  • ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект;
  • ребенок выдвигает множество идей и исследует их;
  • ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой;
  • ребенок думает о различных путях решения проблемы.

3. Оригинальность

  • ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает ассиметричные рисунки и изображения;
  • ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет возможные ответы;
  • ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно);
  • ребенок получает удовлетворение от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы;
  • после того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения;
  • ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

4. Разработанность

  • ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок;
  • ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений, и предлагает наиболее глубокое значение;
  • ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом;
  • ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей;
  • ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их;
  • ребенок изменяет правила игры.

5. Любознательность

  • ребенок спрашивает всех и обо всем;
  • ребенку нравится изучать устройства механических вещей;
  • ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления;
  • ребенок любит изучать новые вещи и идеи;
  • ребенок ищет разные возможности решения задачи;
  • ребенок изучает книги, игры, картины, и т.д., чтобы познать как можно больше.

6. Воображение

  • ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел;
  • ребенок представляет, как он будет решать проблему, которую он решает сам;
  • ребенок мечтает о различных местах и вещах;
  • ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался;
  • ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие;
  • ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

7. Сложность

  • ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям;
  • ребенок любит ставить перед собой трудные задачи;
  • ребенок любит изучать что-то без чьей-либо помощи;
  • ребенку нравятся сложные задания;
  • ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели;
  • ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

8. Склонность к риску

  • ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других;
  • ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить;
  • ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов;
  • ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию;
  • ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя, родители выражают ему свое неодобрение;
  • ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

3.Практическая часть.

Педагогам рекомендуется использовать в своей работе с детьми следующие тесты, выявляющие компоненты творческих способностей.

Тест «Три слова» для оценки оригинальности , творческого воображения, логического мышления.

Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили остальные слова, а вместе они бы составили связный рассказ.

Слова для работы:

Дворец        Бабушка        Клоун

Разбойник        Зеркало        Щенок

Торт        Озеро        Кровать

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с критериями:

5 баллов - остроумная, оригинальная фраза;

4 балла - правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;

  3 балла - банальная фраза;

2 балла - два слова имеют логическую связь, а третье - нет. 1 балл - бессмысленное сочетание слов. Тест «Три краски» (лента Роршаха)

Ребенок, используя три краски, заполняет часть листа. На что похож рисунок? Оценивается количество увиденных образов, оригинальность ответов.

Тестовая игра «Рисунок в несколько рук»

Эта групповая игра связывающая воображение, любознательность с высоким эмоциональным потенциалом. Оценивается оригинальность, сложность, разработанность рисунка. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и т.д.

Тест-игра «Изобретатель»

Это задание активизирует мышление, определяет оригинальность, гибкость, любознательность.

1-й вариант «Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве».

2-й вариант: «Придумайте необычное применение обычным вещам: коробок спичек, линейка, ложка и т.д.»

Каждый участник должен отстоять свое предложение необычного применения предмета. В данном задании хорошо определяется такой компонент, как склонность к риску.

Предложенные тестовые задания можно многократно варьировать, изменять и модифицировать, а также использовать другие методы и игры для диагностики и развития творческих способностей. Это только значительно расширит «поле игр, развивающих творчество».

Литература:

Предложенный список литературы поможет педагогам и родителям в подборе дополнительных игр, упражнений и тестов в работе с детьми.

  1.  Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей.- М., 1997.
  2.  Клименко В.В. Психологические тесты таланта. - Харьков, 1996.
  3.  Семанский С.А. Развитие творческого мышления у детей.- Ярославль. Академия развития, 1997.
  4.  Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, Академия развития. 1997.
  5.  Шманов С.А. Каникулы. - М., 1994.
  6.  Детская одаренность: проблемы раннего выявления и развития. / под ред. Н.М. Шлыковой. -Тамбов, 2000.
  7.  Традиции и инновации в дополнительном образовании, /под ред. Н.Н. Никитиной. - Ульяновск. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

Методическая разработка. Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей воспитанников".

Цель разработки: повышение профессиональной компетентности по развитию творческих способностей воспитанников....

Методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Все дети очень любят рисовать. Особенно, если это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кстями требует высокого  уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, при...

Рекомендации педагогам "Развитие творческих способностей воспитанников"

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей

Методические рекомендации  по развитию творческих (артистических) способностей...