Методические рекомендации по развитию творческих способностей
методическая разработка по музыке
Методические рекомендации по развитию творческих (артистических) способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_razvitiyu_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 52.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 552
Методические рекомендации по развитию творческих (артистических) способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
Исполнитель:
Музыкальный руководитель
Белькина А.М.
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………...3
- Театрально-игровая деятельность, её функции………………………………..4
- Игра и её значение в жизни ребёнка …………………………………………...5
- Характеристика театрализованных игр ………………………………………..8
- Классификация театрализованных игр ……………………………………….10
- Технология организации театрализованных игр в НОД, на праздниках и развлечениях ………………………………………………………….….....................16
- Развивающая предметно-пространственная среда для организации театрализованных игр в ДОУ……………………………….…………...……………21
Заключение ……………………………………………………………………….....…23
Список литературы ……………………………………………………………….......24
Введение
«Каков ребенок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
А.С.Макаренко
На сегодняшний день жизнь общества во всех её проявлениях становится разнообразнее и сложнее, она требует от человека проявления широкого спектра качеств и способностей: это и подвижность мышления, развитое воображение, коммуникативные способности, креативные решения разнообразных задач и действий. Не малое значение имеет и то, как преподносит, подаёт себя человек в той или иной сфере деятельности, насколько он артистичен в своей профессии, в жизни вообще. И здесь мы можем сказать о том, в какой степени человек обладает или владеет артистическими способностями, творческой активностью, которые помогут ему в той или иной жизненной ситуации: будь то деловые или межличностные отношения. Поэтому в данное работе затронут вопрос – развитие творческих артистических способностей у дошкольников средствами театрализованной игры, так как именно дошкольное детство является периодом сензитивным для формирования творческой направленности личности.
Мир детства – это радость, игра, слияние с природой, где каждый ребёнок немного актёр, актёр непосредственный, эмоциональный и, бесспорно, талантливый. Только, к сожалению, часто выходит так, что с годами этот дар угасает, яркие эмоции прячутся где-то в глубине души. И вот перед нами взрослый человек, в меру социально адаптированный, в меру общительный, а скорее – сдержанный и немного скучный, равнодушный. Как же воспитать творческую, артистичную личность, раскрыть индивидуальные способности человека? А ведь то, что творческая составляющая важна во всех сферах жизни, уже давно ни у кого не вызывает сомнений. Театр! А актёры в нём дети. Вот действенный способ развития всесторонней гармоничной личности с активной жизненной позицией.
В настоящее время, благодаря усилиям учёных и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую разработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Театр привлекает и завораживает ребёнка, развивает воображение, будит фантазию, учит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, рождает стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Конечно, в будущем не каждый ребёнок станет актёром, танцором или режиссёром. Но в любом деле ему помогут творческая активность, артистические способности, развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а постепенно развиваются в процессе активного участия ребенка во всех проявлениях театрализованной деятельности.
Проблема развития творческих (артистических) способностей, на мой взгляд, очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, робких, неуверенных в себе детей, вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. И, наоборот, дети, чей темперамент, энергия бьёт через край; дети, которые всеми способами пытаются привлечь к себе внимание; дети, у которых заложена чрезмерная склонность к лицедейству от природы – нуждаются в коррекции их явных артистических способностей, чтобы умело использовать эти способности в нужном месте, а не нарочито всё время. Таким образом, будет решаться главная задача воспитания и развития ребёнка, а именно: воспитать личность ребёнка неравнодушного, ищущего, творческого, способного к преобразующей деятельности. Но в процессе обучения ребёнка в детском саду, а далее в школе не особенно приветствуется яркое, артистичное поведение ребёнка. Скорее, наоборот, от ребёнка требуют усидчивости, дисциплинированности на занятиях в детском саду и в школе. В этом есть противоречие воспитания и обучения. Таким образом, от ребёнка ждут творческих проявлений, и в то же время он зажат в тиски педагогического процесса.
- Театрально-игровая деятельность, её функции.
Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечёт к себе ребёнка. Оно с детства является для малыша самым привлекательным, немного таинственным, завораживающим. Ребёнок ещё не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создаёт в игре свой мир своим магическим «как-будто».
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности, поэтому, именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него - норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности, она выступает средством познания окружающего мира. Ребёнок, активный, артистичный и творческий от природы, играя, осваивает и познаёт мир во всём его многообразии, моделирует отношения, пробует себя в разных ролях. В игровой деятельности дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество, накапливают опыт ролевого поведения и ролевых отношений, которые облегчают вхождение в жизнь.
Связь между игровой и театрально-игровой деятельностью заключается в том, что в основе той и другой лежит условное воспроизведение событий, действий, взаимоотношений людей и обязательно присутствуют элементы творчества. Театральную деятельность в дошкольном детстве называют театрально-игровой.
Театрально-игровая деятельность – творческий, синтетический вид деятельности, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературного произведения или фантастического сюжета, фрагментов детской жизни), требующий достижения цели, нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений. Театрально-игровая деятельность воздействует на воображение ребёнка словом, действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей. Театральное искусство близко и понятно детям, так как в основе его лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрально-игровая деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Театрально-игровая деятельность как синтетический вид деятельности оказывает неоценимый вклад в развитие личности ребёнка и включает в себя:
- художественно-речевую деятельность (сочинение текста, его передача, отработка дикции, выразительности речи);
- изобразительную деятельность (оформление костюмов, декораций, кукол и т.п.);
- музыкальную деятельность (исполнение песен, танцев, игра на музыкальных инструментах);
- игровую деятельность (разыгрывание сюжета).
Театрально-игровая деятельность является для ребёнка игрой, учёбой, общением, отдыхом. Она является значимым средством для развития задатков и способностей детей и имеет множество функций. Рассмотрим наиболее важные из них.
Эстетическая функция. Она формирует эстетические вкусы, взгляды, способности и потребности ребёнка; пробуждает творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты; решает единую задачу развития художественного вкуса и творческой активности детей; расширяет кругозор ребёнка, приобщает его к культурному наследию.
Развлекательная функция. Она создаёт определённый комфорт, благоприятную атмосферу душевной радости, наслаждения, позволяет стимулировать положительные эмоции, отвлекает от нежелательных, грустных мыслей и переживаний, позволяет проводить приятно и весело время, пробуждает интерес к данной деятельности.
Коммуникативная функция позволяет установить связь между взрослыми и детьми, между самими детьми. Полноценное общение в процессе театрально-игровой деятельности способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия. В общении развивается эмпатия (способность эмоционально откликаться на переживания других людей, проявлять сочувствие, желание и умение утешать, помочь) по отношению к близким, родственникам.
Социокультурная функция позволяет обогатить социальный опыт, способствует усвоению ребёнком богатства культуры, формированию его как личности.
Коррекционно-развивающая функция. Она способствует выявлению отклонений и составлению плана педагогических мероприятий по внесению позитивных изменений, дополнений в структуру личности и деятельности ребёнка.
Психотерапевтическая функция театрализованной игры заключается в том, что она может изменить отношение человека к себе и другим, изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. Принятие на себя различных ролей в процессе театрализованной игры благотворно влияет на детскую психику, способствует познанию потенциала собственной личности.
Воспитательная функция. Театрально-игровая деятельность способствует формированию определённых качеств, свойств и отношений личности. Тематика и содержание многих театрализованных игр имеют нравственную направленность, любые герои становятся образцами для подражания – ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
Обучающая функция. Театрально-игровая деятельность способствует освоению системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности. В процессе театрально-игровой деятельности ребёнок более полно и глубоко познаёт мир.
Рассмотрев наиболее важные функции театрально-игровой деятельности можно сделать вывод, что данная деятельность является многогранным явлением в жизни ребёнка дошкольного возраста, средством удовлетворения его потребностей, средством получения знаний и умений, средством выражения и развития личности.
- Игра и её значение в жизни ребёнка.
Игра широко применяется в педагогическом процессе ДОУ. Это – форма организации жизни и деятельности детей; средство гармонического, всестороннего развития личности; метод или прием обучения; способ изменения положения ребенка в детском игровом сообществе; средство самообучения, самоорганизации, саморегуляции. Для дошкольника игра является самым важным видом деятельности. В игре ребенок получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности.
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся главными для развития ребенка. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку, игру. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей. Игра – это отражение жизни. В дошкольном детстве закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.
- Характеристика театрализованных игр.
Под театрализованными играми учёные понимают «игры и театр», сюжетом которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. В театрализованных играх, как в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, создаются конкретные образы.
Если игра для ребенка это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Игра, а особенно театрализованная игра доставляет ребенку радость творчества, или радость эстетическую – радость качества. Дети очень любят играть в театре, всякого рода перевоплощения манят детей. Театрализованные игры пользуются у них неизменным успехом. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы игрушек, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ, живут его жизнью. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрализованная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Таким образом, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно- образовательной работы. Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.
Театрализованные игры помогают создать радостную непринужденную обстановку в коллективе. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость, ведь он во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Развивающие возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.
Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.
Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.
Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру (строение). Они включают: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.
Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка.
Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего дошкольного и даже раннего возраста интересны небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребенком, будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие способности дошкольников.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Театрализованные игры направлены:
• на развитие коммуникативных качеств личности;
• на воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
• на создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка умения мысленно действовать в воображаемых ситуациях. Можно смело утверждать, что театрализованная деятельность является источником чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат.
- Классификация театрализованных игр.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. Анализируя различные подходы к классификации театрализованных игр, по мнению Брызгаловой А.Н., можно выделить 4 основных вида театрализованных игр, которые особенно ориентированы на социализацию личности ребёнка, и характерны для детей дошкольного возраста.
1. Игры и упражнения на подражание.
2. Игры-драматизации.
3. Игры-инсценировки.
4. Игры-импровизации.
1. Игры и упражнения на подражание.
Подражание используется ребёнком на протяжении всего дошкольного детства, а в младшем дошкольном возрасте занимает особое место. Подражание является для ребёнка не только внешним телесным действием, а отражением потребности в освоении окружающего мира. Первоначальные успехи детей в области подражания, даже если они достаточно скромные, являются очень важными. Первые подражательные действия ребёнок выполняет механически, не пытаясь изменить, повторяя их по несколько раз. Но, тем не менее, мы замечаем, что во время игры, которая повторяется несколько раз, ребёнок не теряет интереса, а наоборот, каждый следующий раз всё более активно участвует в ней, вслушиваясь в слова, их ритм, движения начинают приобретать осмысленность.
Тематика и содержание отдельных упражнений и небольших инсценировок
отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности,
раскрывают знакомые образы животных и птиц, действия человека.
Первые игры и упражнения на подражание направлены на освоение выразительных жестов, движений. В своеобразном театре пантомимы дети могут начинать с самого простого выполнения конкретного движения, жеста, показанного взрослым. Многократное повторение внешних действий оставляет глубокий след в сознании ребёнка. Он учится понимать мотив действий, поведения того или иного персонажа. Подражание и самостоятельная деятельность переплетаются, взаимно обогащая друг друга. Ребёнок недолго ограничивается простым воспроизведением. Он начинает воспроизводить освоенные им движения, жесты, образы по-новому, нанизывает образы на образы, переставляет факты с одного места на другое, превращает зверей в людей, а людей делает животными, птицами, предметами и т.д. Возникают первые опыты творчества, постепенно усиливающиеся. Им не следует препятствовать. Они – путь от подражания к импровизации и драматизации.
2. Игры-драматизации.
Игра-драматизация занимает особое место в игровой деятельности детей и является своего рода игрой-представлением, где в лицах изображается литературное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика, пантомимика, способствуют воссозданию конкретного образа. Своеобразие игры-драматизации заключается в том, что сюжет игры заранее определён автором литературного произведения. От текста драматизируемого произведения зависят состав участников, слова, которые они произносят, последовательность происходящих событий, потребность в создании декораций, атрибутов, подбор музыки. С этой точки зрения игра-драматизация строго регламентирована рамками авторского текста. Участие детей в игре-драматизации создаёт благоприятные предпосылки для более глубокого осмысления содержания литературного произведения и сопереживания его героям, чем во время обычного прослушивания. Специфическая особенность драматизации заключается в возможной смене мотивации детской деятельности, в различной позиции детей в игре-драматизации. При драматизации литературного произведения дети делятся на две группы: актёры и зрители. Дети-актёры активно действуют, создавая образ персонажа литературного произведения, что вызывает у них приятные переживания, игровое настроение, ни с чем несравнимое чувство восторга. Дети-зрители сопереживают героям постановки, при этом они испытывают такие же эмоции, что и дети-актёры.
С.В. Михалков писал: «Хороший зритель, как хороший актёр, полностью перевоплощается в героя».
Своеобразие игры-драматизации заключается и в формирующемся чувстве партнерства. Отношения между детьми, играющими в эти игры, отличаются от обычного общения в повседневной жизни. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Участники драматизации должны внимательно слушать реплики товарищей по игре, следить за их движениями, жестами, мимикой, реагировать на отклонения от текста, оставаясь при этом в создаваемом образе.
Развитая игра-драматизация по своему характеру приближается к театральной деятельности и в старшем дошкольном возрасте является своеобразной формой перехода к драматическому искусству. Её главным признаком является, то, что в отличие от ролевых игр и ранних драматизаций она не отражает обобщённо действий изображаемого персонажа, но воспроизводит типичное для него.
- Игра-инсценировка.
Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии для постановки в театре. Игра-инсценирование – это вид самостоятельной художественной деятельности детей, который заключается в разыгрывании эпизодов из жизни или литературного произведения, переработанного в пьесу, специально подготовленную и отрепетированную. Неисчерпаемые возможности перевоплощения дети получают в игре-инсценировке, в постановке кукольного спектакля. Инсценирование способствует глубокому и эмоциональному восприятию художественной литературы, развитию навыков выразительного чтения текста, у детей воспитываются сенсорные навыки, закрепляются навыки актёрского мастерства. В игре-инсценировке у детей развивается творчество, речь, воображение, память; игра-инсценировка способствует сплочению детского коллектива, так как театральные репетиции помогают наладить контакт между отдельными его членами. Игра-инсценировка, так же как и сюжетно-ролевая игра, отвечает возрастным стремлениям детей к игровой деятельности. В практике утвердились такие виды инсценирования, когда присутствуют зрители (дети, взрослые):
- инсценирование разными видами театра кукол – кукольные спектакли;
- инсценирование актёрами-детьми – драматический спектакль;
- инсценирование актёрами-детьми совместно с актёрами-куклами в руках детей – синтетический спектакль;
- инсценирование актёрами-детьми совместно с актёрами-взрослыми в «живом плане» и в куклах. (2)
4. Игры-импровизации.
Импровизация (в переводе с латинского – неожиданный, внезапный) – особый вид творчества, в котором сочинение происходит непосредственно в процессе его исполнения (в музыке, театре, танце, поэзии т.п.)
В игре-импровизации ребёнок без предварительного обдумывания импровизирует на какую-либо тему, находит новое решение в создании образа, сюжета, быстро и гибко реагирует на возникающие задачи. Для игр-импровизаций характерно единство средств вербального и невербального взаимодействия. Игры-импровизации довольно сложный, но интересный вид театрализованных игр. В процессе игры-импровизации у ребёнка формируется способность сопереживать, проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, а также осмысливать свои действия и состояния.
- Технология организации театрализованных игр в НОД, на праздниках и развлечениях.
Работу по организации театрализованных дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрально-игровой деятельности.
Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве.
Первые игры проводит сам педагог, вовлекая в них детей. Далее используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Для правильной организации рекомендуется учитывать следующие принципы:
• содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы;
• ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно - ролевые;
• максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
• сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;
• подготовленность и заинтересованность воспитателей.
Для успешного развития творческих (артистических) способностей, формирования творческой активности детей в театрально-игровой деятельности необходимо соблюдать ряд условий.
1. Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театрального коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусству. Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах детского сада. В результате такой подготовки, осуществляемой музыкальным руководителем, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы в детском саду, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.
Чаще всего в дошкольных учреждениях мы встречаемся с неорганизованной театрализованной деятельностью взрослых: им приходится ставить детские спектакли, не владея в полной мере искусством театра. Одиночные, стихийные представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике не способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического восприятия полноценного сценического искусства. Таким образом, налицо неподготовленность большинства педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей. Кроме того, сегодня оказываются почти невозможными организованные поездки детей в театр. Педагогический театр взрослых должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них творческих качеств под воздействием обаяния творчески активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.
2. Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с педагогами и родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).
3. Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).
4. В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре педагог должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
5. Непременным условием для развития творческих (артистических) способностей, формирования творческой активности детей в театрально-игровой деятельности является создание развивающей предметно-пространственной среды.
Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
- метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (педагог показывает способы действия) и косвенные (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Театрализованная игра может использоваться педагогом в непосредственной образовательной деятельности, в любых других видах деятельности детей, на праздниках, развлечениях, досугах. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).
Основные требования к организации театрализованных игр:
- Содержательность и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры-упражнения на подражательные движения животных и птиц. Малыши, действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, учатся входить в роль изображаемого персонажа, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Можно с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского. Включаем ежедневно в НОД артикуляционные, пальчиковые игры, игры на развитие правильного дыхания.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Здесь включаем игры-упражнения, направленные на развитие способностей владеть своим голосом, менять интонацию и выражение голоса от лица персонажа: «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе», «Изобрази героя», «Измени голос» и т.д.
Используем также речевые игры-упражнения, логоритмику, артикуляционные и дыхательные игры. С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведений, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-Мурысенька»).
В старшей и подготовительной к школе группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Здесь включаем игры-упражнения на развитие мимики лица, развитие пластики движений, пластические этюды, инсценирование песен, небольших сказок. Учим детей самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.
Наблюдая за театрализованными играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем сюжетно-ролевая игра на подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.
Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники – сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи – куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.
Для организации проведения театрализованных игр в ДОУ составляется календарное планирование по всем возрастным группам. Театрализованные игры, упражнения включаются в непосредственную образовательную деятельность: в младших и средних группах 1-3 игры в месяц, драматизация 1 раз в квартал, в старших и подготовительных группах 2-4 игры в месяц, театрализованное представление каждый месяц. Помимо музыкальных занятий театрализованные игры следует включать и в другие виды деятельности дошкольников, в самостоятельную деятельность детей.
- Развивающая предметно- пространственная среда для организации театрализованных игр в ДОУ.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. При создании среды важно обеспечить условия для самостоятельного творчества каждого ребенка.
В целях реализации индивидуальных интересов детей зону театрализованной деятельности наполняем разными видами кукольного театра, атрибутами для театрализации и инсценирования, тканями для ряженья, костюмами, шапочками персонажей сказок и др. Здесь же детская литература о театре, лепбуки «Знакомство с театром», «Что такое театр?», книги со сказками, игрушки-животные и куклы для разыгрывания сказок, также различные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, ширма. Весь материал удобно разместить для детей в свободное для них использование. Также важно создать условия для дальнейшего обогащения опыта детей.
Таким образом, при создании развивающей среды учитываются следующие принципы:
- предоставления права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
В музыкальном зале предметно-развивающая среда включает в себя:
- декорации к театрализованным представлениям;
- атрибуты к спектаклям и драматизациям;
- шапочки персонажей;
- элементы и детали костюмов к сказкам и инсценировкам;
- ширма;
- наборы различных кукольных театров;
- видео и аудиотека к спектаклям;
- комплекс театрализованных игр, используемых в НОД;
- сценарии театрализованных постановок, представлений;
- картотека игр: пальчиковые, артикуляционные, речевые, дыхательные;
Обязательно наличие в ДОУ костюмерной, которая ежегодно пополняется различными костюмами к спектаклям и представлениям.
Заключение.
Театрализованная игра учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Она учит находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни. Она способствует познанию реального мира, приобщению ребенка к нормам и требованиям общества; полноценному, разнообразному развитию личности ребенка, является (при правильной организации и проведении) полезным и интересным времяпрепровождением детей.
Список литературы.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.
- Букарина Е.П. Наши талантливые малыши. - Ярославль: Академия развития,
2006.
- Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. - Минск: Издательство Юнипресс, 2006.
- Выготский Л.С. Психология. - СПб.: ЭКСМО - ПРЕСС, 2000.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1991.
6. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. - М., ВАКО, 2007.
7. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: ВАКО, 2006.
8. Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям, под редакцией
Белкиной В.Н., Васильевой Н.Н. и др. - Ярославль: Академия развития, 1998.
9. Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. - М.: Просвещение,
1971.
10. Маханёва М.Д. Театрализованные занятии в детском саду. - М.: Творческий
Центр, 2004.
11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: 2002.
12. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. - СПб.: Речь, 2011.
13. Станиславский К.С. Работа актёра над собой, Собр. Соч.: в 8т. - т.3.
14. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. -
СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2009.
15. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа,1994.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию»
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ...
Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
АннотацияВ данной методической разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...
Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
АннотацияВ данной методической разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста".
Методическа разработка "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «СОЧИНИ СКАЗКУ»
Технология ТРИЗ в занятиях по развитию речи у дошкольников...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов».
Данная матодическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов», поможет многим педагогам и родителям предл...