Индивидуальный маршрут сопровождения.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Елена Валерьевна Комиссарова

Индивидуальный план работы на основе первичного обследования рассчитан  на 6 месяцев.

Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги воспитателей, специалистов и родителей в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Причины: С программными задачами мальчик справляется частично; нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе, отвлекается на посторонние шумы, нуждается в индивидуальном подходе, отвлекается, активность речевого общения снижена, стеснителен.

В непосредственной образовательной деятельности при фронтальной форме проведения медленно включается в работу, отказывается завершать задание, отсутствие заинтересованности в продуктивной деятельности.

Цель – купирование трудностей сопровождающих учебный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника.

Задачи маршрута сопровождения.

•           развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);

•           осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;

•           проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с воспитанником;

•           оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

Специалистами составляется  индивидуальный план работы на основе первичного обследования:

Разработка рекомендаций на основе узких специалистов (психолога, инструктора по физической культуре, социального педагога и логопеда).

Взаимодействие с родителями (помочь родителям понять сущность ребенка, определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка).

Работа с ребенком по индивидуальному плану.

Обследование по выявлению динамики развития (результаты действия маршрута).

Взаимодействие со специалистами:

Психологическое сопровождение. Цель – коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Индивидуальные занятия с воспитанником:

  • по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков). 
  • по развитию психомоторных и сенсорных процессов. Тренинги.
  • релаксационные занятия, снятие напряжения.
  • на снижения уровня тревожности.
  • по развитию коммуникативных навыков.

Индивидуальные консультации родителей по результатам обследования. Рекомендации.

Просветительская работа с родителями: родительские собрания, памятки, информационные стенды (вся группа).

Логопедическое сопровождение. Цель – коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Диагностическая деятельность. Обследование понимание речи. Выявление проявлений нарушения темпа и ритма речи, связная и устная речь.

Консультации родителей и воспитателей.

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы. Обогащение активного и пассивного словаря; формирование правильного грамматического строя речи; развитие фонематического слуха, анализа, синтеза.

Социальное сопровождение. Цель – ознакомление родителей с правами и обязанностями, основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции ребенка и правового поведения.

Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера. Сбор информации о семье, через анкетирование, наблюдение, беседы с воспитателями. Консультации родителей и воспитателей, дача рекомендаций по устранению или исправлению ошибок, оформлению бумаг.

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы. Вовлечение воспитанника в трудовую деятельность,

Медицинское сопровождение. Формирование привычек здорового образа жизни. Консультации родителей и воспитателей, дача рекомендаций по соблюдению режима дня.

Педагогическое сопровождение. Цель – обеспечение обучения детей умениям и навыкам выполнения учебных заданий, способам получения знаний, организации времени, социальной ребенка среди сверстников. Диагностика индивидуальных особенностей развития воспитанника. Консультации родителей по развитию учебных умений и навыков ребенка.

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы. Индивидуальные занятия, коррекционные упражнения, дополнительные занятия. Профилактическая деятельность: беседы, тематические родительские собрания.

Сопровождение инструктора по физической культуре. Цель - обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка. Оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности воспитанника.

  • обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности ребенка.
  • организация образовательной деятельности по физическому воспитанию;
  • предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для ребенка.

В свою очередь инструктор так же проводит консультации, беседы, выступает на родительских собраниях, Вместе с воспитателями привлекает родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. 

Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации.

Становление ребёнка более восприимчивым к пониманию задания воспитателя, что явилось бы результатом реализация заданий предусмотренных индивидуальным маршрутом развития.

Повысить уровень развития внимания, ребёнка при осознании значимости своих знаний для решения заданий, выполнения поручений.

Создание  ситуации, в которых ребёнок  осознавал бы необходимость  выполнения данного задания в его интересах.

Способствовать формированию умения выполнять задания  по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. Выполнение заданий фиксировать постепенно, объём заданий гибкий на увеличение.

Повысить уровень развития зрительной памяти, так как предъявление информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ней. (Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил.)

Вместе с  ребёнком подробно анализировать  результаты деятельности, выявить, что не получается, на каком этапе работы сложно, что необходимо исправить. Задание для ребёнка давать   не в форме объяснения, а через показ способов выполнения задания. Ребёнку предоставлять возможность объяснять другим детям,  как выполнять задание.

Повысить уровень  концентрация внимания; уровень развития восприятия; уровень развития общего интеллекта.  Направить на самостоятельное выполнение  заданий предлагаемые воспитателем.

Если ребёнок неоднократно будет выполнять упражнения различного уровня сложности, закреплять и совершенствовать способы действия то уровень развития ребёнка повысится.

Педагогу создавать  ситуацию успеха, во время объяснения способов действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnenie_k_kharakteristike_ayu.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут сопровождения.

Месяц

Виды трудностей (педагогическая симптоматика)

Самостоятельная деятельность

Содержание работы по сопровождению ребенка.

Организация взаимодействия с семьей (формы, содержание).

Ноябрь

1-2 неделя

3-4 неделя

активность речевого общения снижена, стеснителен.

Игра «Собери картинку»

Дидактическое упражнение «Найди шпиона»

 Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств»

Воспитатель. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся».

Оформление работ ребенка.

Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя»

Психолог. Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой».

Логопед. Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?»

Подготовка к празднику «Ярмарка осени» изготовление поделок.

Ц. Провоцировать взрослых на совместное сотрудничество, путем подготовки самоделок…

Оформление детского портфолио успеха, альбома «Я умею и люблю».

 «Научи играть маму».

Ц. Совершенствовать взаимодействие между близкими, через игровую деятельность.

декабрь

1-2 неделя

3-4 неделя

нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе

Проверь товарища в игре «4 лишний».

Работа с раздаточным материалом, раскладывание по схеме.

Тематическое рисование с учетом трудности ребенка.

Воспитатель. Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)» Психолог. Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»;

«Волшебные очки»;

«Путешествие по картине».

Логопед. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией («ай», «ой», «ух»). Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку»

Работа с перфокартами взять домой для закрепления.

Ц. Создание ситуации успеха.

Рекомендация игр на развитие внимания «Найди отличия»,  «Шпион», «Найди пару».

Изготовление украшений по шаблону, для украшения группы к Новогоднему празднику.

Ц. Провоцировать на семью на взаимодействие, закрепляя навыки ребенка.

Повтор стихотворения и текстов песен к новогоднему празднику.

Ц. Активизировать словарный запас ребенка; внимание, память.

январь

2 неделя

3-4 неделя

не заинтересован в результате

Проверь работу товарища.

Научи друга играть в игру «Найди похожий предмет»

«Лото»

Создавать  ситуации, в которых ребёнок осознавал бы необходимость выполнения

данного задания в его интересах.

Воспитатель. Оформление уголка «Наши добрые дела».

Чтение литературных произведений, беседы на этические темы.

Игра «Приглашение в гости».

 Психолог. Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро».

Логопед. Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному»; «Поблагодари по-разному».

Памятка «Игры на развитие логического мышления»

Ц. Дать информацию о возможности развития ребенка в семье.

Дидактическое упражнение «Повтори узор».

Ц. Закрепление умения запоминать последовательность расположения предметов

Игра напрокат

«Собери картинки сам». Ц.Закрепление умения выполнять словесную инструкцию.

февраль

1-2 неделя

3-4 неделя

в основном использует один цвет, закрашивает порывисто, без интереса.

Научи товарища играть в игру «Ассоциации»

Научи товарища

игре «Что изменилось?»

Работа с карточками: «Сосчитай контур», «Найди отличия»

Воспитатель. Игры с правилами: «Да и нет не говори»; «Кричалки-шепталки -молчалки». Драматизации сказок, рассказов, ситуаций в д/с.

Игры: «Вежливый ручеек»; «Волшебная палочка — добрых слов выручалочка». Настольные игры: «Оцени поступок»; «Хорошо-плохо».

 Психолог. Решение и обыгрывание проблемных ситуаций. Упражнение «Встань на его (ее) место».

 Игры: «Если да - похлопай, если нет - потопай»; «Догадайся, кто пришел?» Логопед. Логоритмическое упражнение «Мы всегда играем дружно».

Изготовление дидактической игры «Парочки»; подбор иллюстративного материала.

Ц.Привлечь к обновлению и пополнению развивающей среды

ребенка.

Игра «В гости к нам».

Ц. Создание ситуации успеха.

Подготовка выступления

Ц. способствует формированию умения выполнять задания  по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей.

март

1-2 неделя

3-4 неделя

Научи товарища играть в игру «Найди контур»

Изготовление подарка

к «8 марта»

Воспитатель. Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.)

 Психолог. Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы».

Подготовка рассказа «Моя мама на работе»

Ц. Активизировать словарный запас ребенка, умение составлять простые предложения.

Перечень игр на развитие внимания.

 Ц. Дать информацию о возможности развития ребенка в семье.

апрель

1-2 неделя

3-4 неделя

Научи товарища играть в игру «Сколько?»

Выполнение заданий на раздаточных листах

«Найди место для картинки и нарисуй её».

Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку).

Воспитатель. Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной).

Игры: «Повтори задание»; «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами).

Психолог. Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует ребенок»; «Угадай, что понравится взрослому».

Логопед. Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши». Включение ребенка в деятельность.

Фотовыставка:

«Моя семья»

Ц.Привлечь к участию в организации портфолио группы.

Игра напрокат

«Танграмм»

Ц.Развивать логическое мышление ребенка в семейной обстановке. Закрепление умения выполнять словесную инструкцию

Закрепление скороговорок с построчным моделированием

Ц. Автоматизация определенных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принци...

индивидуальный маршрут сопровождения ребенка

один из видов индивидуального маршрута сопровождения ребенка на дому или в ДОУ...

Индивидуальный маршрут сопровождения физкультурно-оздоровительной работы

Индивидуальный маршрут сопровождения физкультурно-оздоровительной работы включает комплекс дыхательной гимнастики, игры и игровые упражнения для индивидуальных и групповых занятий с часто болеющими де...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР младшего (среднего) дошкольного возраста

Индивидуализация дошкольного образования является актуальным в период перехода на ФГОС. В связи с тем, что в настоящее время дети с заключениями ПМПКа  остаются в группах общеобразовательно...

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)

Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...