Индивидуальный маршрут сопровождения.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Индивидуальный план работы на основе первичного обследования рассчитан на 6 месяцев.
Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги воспитателей, специалистов и родителей в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Причины: С программными задачами мальчик справляется частично; нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе, отвлекается на посторонние шумы, нуждается в индивидуальном подходе, отвлекается, активность речевого общения снижена, стеснителен.
В непосредственной образовательной деятельности при фронтальной форме проведения медленно включается в работу, отказывается завершать задание, отсутствие заинтересованности в продуктивной деятельности.
Цель – купирование трудностей сопровождающих учебный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника.
Задачи маршрута сопровождения.
• развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
• осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;
• проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с воспитанником;
• оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Специалистами составляется индивидуальный план работы на основе первичного обследования:
Разработка рекомендаций на основе узких специалистов (психолога, инструктора по физической культуре, социального педагога и логопеда).
Взаимодействие с родителями (помочь родителям понять сущность ребенка, определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка).
Работа с ребенком по индивидуальному плану.
Обследование по выявлению динамики развития (результаты действия маршрута).
Взаимодействие со специалистами:
Психологическое сопровождение. Цель – коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Индивидуальные занятия с воспитанником:
- по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков).
- по развитию психомоторных и сенсорных процессов. Тренинги.
- релаксационные занятия, снятие напряжения.
- на снижения уровня тревожности.
- по развитию коммуникативных навыков.
Индивидуальные консультации родителей по результатам обследования. Рекомендации.
Просветительская работа с родителями: родительские собрания, памятки, информационные стенды (вся группа).
Логопедическое сопровождение. Цель – коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Диагностическая деятельность. Обследование понимание речи. Выявление проявлений нарушения темпа и ритма речи, связная и устная речь.
Консультации родителей и воспитателей.
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы. Обогащение активного и пассивного словаря; формирование правильного грамматического строя речи; развитие фонематического слуха, анализа, синтеза.
Социальное сопровождение. Цель – ознакомление родителей с правами и обязанностями, основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции ребенка и правового поведения.
Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера. Сбор информации о семье, через анкетирование, наблюдение, беседы с воспитателями. Консультации родителей и воспитателей, дача рекомендаций по устранению или исправлению ошибок, оформлению бумаг.
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы. Вовлечение воспитанника в трудовую деятельность,
Медицинское сопровождение. Формирование привычек здорового образа жизни. Консультации родителей и воспитателей, дача рекомендаций по соблюдению режима дня.
Педагогическое сопровождение. Цель – обеспечение обучения детей умениям и навыкам выполнения учебных заданий, способам получения знаний, организации времени, социальной ребенка среди сверстников. Диагностика индивидуальных особенностей развития воспитанника. Консультации родителей по развитию учебных умений и навыков ребенка.
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы. Индивидуальные занятия, коррекционные упражнения, дополнительные занятия. Профилактическая деятельность: беседы, тематические родительские собрания.
Сопровождение инструктора по физической культуре. Цель - обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка. Оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности воспитанника.
- обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности ребенка.
- организация образовательной деятельности по физическому воспитанию;
- предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для ребенка.
В свою очередь инструктор так же проводит консультации, беседы, выступает на родительских собраниях, Вместе с воспитателями привлекает родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям.
Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации.
Становление ребёнка более восприимчивым к пониманию задания воспитателя, что явилось бы результатом реализация заданий предусмотренных индивидуальным маршрутом развития.
Повысить уровень развития внимания, ребёнка при осознании значимости своих знаний для решения заданий, выполнения поручений.
Создание ситуации, в которых ребёнок осознавал бы необходимость выполнения данного задания в его интересах.
Способствовать формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. Выполнение заданий фиксировать постепенно, объём заданий гибкий на увеличение.
Повысить уровень развития зрительной памяти, так как предъявление информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ней. (Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил.)
Вместе с ребёнком подробно анализировать результаты деятельности, выявить, что не получается, на каком этапе работы сложно, что необходимо исправить. Задание для ребёнка давать не в форме объяснения, а через показ способов выполнения задания. Ребёнку предоставлять возможность объяснять другим детям, как выполнять задание.
Повысить уровень концентрация внимания; уровень развития восприятия; уровень развития общего интеллекта. Направить на самостоятельное выполнение заданий предлагаемые воспитателем.
Если ребёнок неоднократно будет выполнять упражнения различного уровня сложности, закреплять и совершенствовать способы действия то уровень развития ребёнка повысится.
Педагогу создавать ситуацию успеха, во время объяснения способов действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnenie_k_kharakteristike_ayu.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут сопровождения.
Месяц | Виды трудностей (педагогическая симптоматика) | Самостоятельная деятельность | Содержание работы по сопровождению ребенка. | Организация взаимодействия с семьей (формы, содержание). |
Ноябрь 1-2 неделя 3-4 неделя | активность речевого общения снижена, стеснителен. | Игра «Собери картинку» Дидактическое упражнение «Найди шпиона» Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств» | Воспитатель. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Оформление работ ребенка. Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя» Психолог. Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой». Логопед. Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?» | Подготовка к празднику «Ярмарка осени» изготовление поделок. Ц. Провоцировать взрослых на совместное сотрудничество, путем подготовки самоделок… Оформление детского портфолио успеха, альбома «Я умею и люблю». «Научи играть маму». Ц. Совершенствовать взаимодействие между близкими, через игровую деятельность. |
декабрь 1-2 неделя 3-4 неделя | нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе | Проверь товарища в игре «4 лишний». Работа с раздаточным материалом, раскладывание по схеме. Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. | Воспитатель. Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)» Психолог. Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»; «Волшебные очки»; «Путешествие по картине». Логопед. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией («ай», «ой», «ух»). Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку» | Работа с перфокартами взять домой для закрепления. Ц. Создание ситуации успеха. Рекомендация игр на развитие внимания «Найди отличия», «Шпион», «Найди пару». Изготовление украшений по шаблону, для украшения группы к Новогоднему празднику. Ц. Провоцировать на семью на взаимодействие, закрепляя навыки ребенка. Повтор стихотворения и текстов песен к новогоднему празднику. Ц. Активизировать словарный запас ребенка; внимание, память. |
январь 2 неделя 3-4 неделя | не заинтересован в результате | Проверь работу товарища. Научи друга играть в игру «Найди похожий предмет» «Лото» Создавать ситуации, в которых ребёнок осознавал бы необходимость выполнения данного задания в его интересах. | Воспитатель. Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Психолог. Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро». Логопед. Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному»; «Поблагодари по-разному». | Памятка «Игры на развитие логического мышления» Ц. Дать информацию о возможности развития ребенка в семье. Дидактическое упражнение «Повтори узор». Ц. Закрепление умения запоминать последовательность расположения предметов Игра напрокат «Собери картинки сам». Ц.Закрепление умения выполнять словесную инструкцию. |
февраль 1-2 неделя 3-4 неделя | в основном использует один цвет, закрашивает порывисто, без интереса. | Научи товарища играть в игру «Ассоциации» Научи товарища игре «Что изменилось?» Работа с карточками: «Сосчитай контур», «Найди отличия» | Воспитатель. Игры с правилами: «Да и нет не говори»; «Кричалки-шепталки -молчалки». Драматизации сказок, рассказов, ситуаций в д/с. Игры: «Вежливый ручеек»; «Волшебная палочка — добрых слов выручалочка». Настольные игры: «Оцени поступок»; «Хорошо-плохо». Психолог. Решение и обыгрывание проблемных ситуаций. Упражнение «Встань на его (ее) место». Игры: «Если да - похлопай, если нет - потопай»; «Догадайся, кто пришел?» Логопед. Логоритмическое упражнение «Мы всегда играем дружно». | Изготовление дидактической игры «Парочки»; подбор иллюстративного материала. Ц.Привлечь к обновлению и пополнению развивающей среды ребенка. Игра «В гости к нам». Ц. Создание ситуации успеха. Подготовка выступления Ц. способствует формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. |
март 1-2 неделя 3-4 неделя | Научи товарища играть в игру «Найди контур» Изготовление подарка к «8 марта» | Воспитатель. Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.) Психолог. Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы». | Подготовка рассказа «Моя мама на работе» Ц. Активизировать словарный запас ребенка, умение составлять простые предложения. Перечень игр на развитие внимания. Ц. Дать информацию о возможности развития ребенка в семье. | |
апрель 1-2 неделя 3-4 неделя | Научи товарища играть в игру «Сколько?» Выполнение заданий на раздаточных листах «Найди место для картинки и нарисуй её». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку). | Воспитатель. Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры: «Повтори задание»; «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами). Психолог. Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует ребенок»; «Угадай, что понравится взрослому». Логопед. Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши». Включение ребенка в деятельность. | Фотовыставка: «Моя семья» Ц.Привлечь к участию в организации портфолио группы. Игра напрокат «Танграмм» Ц.Развивать логическое мышление ребенка в семейной обстановке. Закрепление умения выполнять словесную инструкцию Закрепление скороговорок с построчным моделированием Ц. Автоматизация определенных звуков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принци...
индивидуальный маршрут сопровождения ребенка
один из видов индивидуального маршрута сопровождения ребенка на дому или в ДОУ...
Индивидуальный маршрут сопровождения физкультурно-оздоровительной работы
Индивидуальный маршрут сопровождения физкультурно-оздоровительной работы включает комплекс дыхательной гимнастики, игры и игровые упражнения для индивидуальных и групповых занятий с часто болеющими де...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР младшего (среднего) дошкольного возраста
Индивидуализация дошкольного образования является актуальным в период перехода на ФГОС. В связи с тем, что в настоящее время дети с заключениями ПМПКа остаются в группах общеобразовательно...
Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)
Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)
Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...