"Формирование гендерной принадлежности детей 4 - 7 лет в условиях детского сада"
статья на тему
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_gendernoy_prinadlezhnosti_detey_4.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.01
Формирование гендерной принадлежности детей 4 – 7 лет
в условиях детского сада
2013
Л.М. Учеваткина, воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада», ДС № 127 «Гуси лебеди», Тольятти (Россия),…
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Этот возраст играет особую роль в становлении и развитии психологического пола ребенка, и если в семьях и детском саду при организации воспитательного процесса учитываются особенности гендерного развития детей, то формирование личности ребенка происходит более качественно, полно и гармонично. Гендерный подход предполагает новый способ познания действительности, в котором противопоставление и очевидное различие мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни.
Проблема гендерной социализации, является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно – образовательной работы. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им для успешного выполнения в будущем функций в семье.
Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребенка устойчивое понятие своего пола. Актуальность на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Гендерное воспитание в детском саду призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы и доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность. Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитывать себя самим. Так как, например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует. Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Наш опыт работы с детьми показал, что наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвертом году жизни дети, чье поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола. Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали на женские плечи воспитание детей. Ну, а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола. Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искаженным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы. Современным рыцарям совершенно чужда хоть какая – то культура поведения по отношению к девочкам. Дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.
В нашем детском саду создаются условия для реализации гендерного воспитания детей. Решаются вопросы дифференцированного подхода к выбору игрушек, игр, материалов и оборудования. В условиях группового помещения учитываются гендерные предпочтения детей: дифференциация картинок по цвету на шкафчиках для одежды; подбор полотенец для вытирания рук; стаканчики для полоскания рта; покрывала на кровати; и др. Групповое помещение делится на зоны с учетом гендерного воспитания. Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию: Сюжетно ролевая игра «Семя»; беседы с использованием иллюстраций; художественная литература; проблемные ситуации с этическим содержанием; изготовление подарков для мам, пап, сверстников; дидактические игры: «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Что общего, чем отличаемся?», «Кто чем любит заниматься?», «Я расту» и др.
Значимым аспектом по формированию гендерной принадлежности является работа с родителями. В нашей группе проводятся анкетирования, индивидуальные консультации, оформляется наглядная информация, проводятся совместные праздники, досуги, встречи с интересными людьми. В процессе совместной работы воспитателей, родителей, психолога появилась положительная динамика в формировании гендерной принадлежности у детей.
Список литературы:
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3 – 4 лет в семье и детском саду. М.: Линка – Пресс, 2009. 212с.
- Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: Линка – Пресс, 1998.
- Журнал. Справочник педагога – психолога. 06. 2012. С. 63 – 72.
- Журнал. Справочник педагога – психолога. 01. 2012. С. 16 – 29.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Просвещение, 1997.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Ходько Е.Ю. Гендерная идентификация дошкольников. Методическое пособие. Новосибирск.: НИПКИ и ПРО, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"
Результаты изучения гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по формированию гендерной принадлежности дошкольников....
Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста
Формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от вн...
Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)
Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...
Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».
Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролево...
мастер - класс «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Мастер - класс для педагогов...
Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста»
Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения....