Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klassformirovanie_gendernogy_prinadlzhnosti_dety_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент по образовательной политике
Управление образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 98»
Мастер-класс для педагогов
«Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель Серекова Е.В.
Саранск
Цель: Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с особенностями развития мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации.
2. Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников.
3. Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания.
4. Развивать у педагогов умение анализировать деятельность мальчиков и девочек в различных сферах.
Подготовка материального обеспечения: в аудитории размещаются 3 стола с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на мини-группы. На каждом столе в центр помещаются игрушки – кукла, машинка, кубики (по одной на каждом столе). Игрушки накрываются тканью. мультимедийная установка.
- Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите вас поприветствовать на мастере- классе по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста». Прежде чем начать разговор, я хотела бы вам рассказать притчу о сундуке.
Притча о сундуке. Однажды учитель принес сундук и сказал ученикам: – Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но, ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно. – Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. –Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: – Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.
-Сегодня мы все вместе попробуем подобрать ключи к кладу в вопросе «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста».
Для начала давайте попробуем ответить на первый проблемный вопрос.
1.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Гендерное воспитание – это…
(предположения педагогов).
2.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как заметить, что у ребенка не сформирована гендерная идентичность? (ответы ) Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности.
Вопросы группам: Первая группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет семья ? Вторая группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет педагоги детского сада? Третья : Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет окружение ребенка?
Организация работы по формированию гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Беседы с мальчиками, с девочками, этические беседы совместно с мальчиками и девочками.
В воспитании гендерной идентичности детей широко можно использовать дидактические игры (представление дидактических игр)
Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. В группе выделены игровые зоны для мальчиков, для девочек. Маркеры на кроватях, на шкафчиках.
Игра с педагогами «Сюжетно-ролевые игры» Первая группа: Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики. Вторая – Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки. Третья – Назовите сюжетно-ролевые совместные игры для мальчиков и девочек.
Игра для педагогов
«Гендерный анализ произведений детской художественной литературы». Первая группа: Назовите произведения, в которых воспитывают идеалы мужественности (обосновать).
Вторая группа: Назовите художественные произведения, в которых воспитывают идеалы женственности (обосновать). Третья группа: Назовите произведения направленные на формирование представлений о дружной и счастливой семье (обосновать).
При подготовке к НОД педагог должен продумать следующие моменты:
Проблемные ситуации- использовать прогнозирование и моделирование проблемных ситуаций. Помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера.
Прогнозирование – детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»
Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.
Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек»
Педагогам предлагается используя карточки, на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, расположить их на мольбертах с обозначением каждой группы.
Педагогические ситуации для педагогов.
Ситуация №1:
Ситуация в семье.
Мать:
- Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец:
- А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну):
- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец:
- А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопрос: Кто должен заниматься гендерным воспитанием и какова роль образовательного учреждения в этом процессе?
Ситуация№2: Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
- Нет, я их сейчас расстреляю!!!!
Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?
- А просто так, потому что я– разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
- А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
- Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопрос: В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?
Сотрудничество с родителями.
Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет. Мы уверены, полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.
Спасибо всем педагогам за внимание, плодотворную работу и приятное общение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...
Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...
Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...
Мастер-класс для молодых педагогов детского сада «Применение игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса состоит в том, чтобы показать аудитории, активно использующей в работе здоровьесберегающие технологии, целесообразность и эффективность выполнения игрового самом...
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов "Кукла-скрутка".
Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки...