ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал по теме
На вопрос «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»
Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в современном детском саду играют меньше, чем хотелось бы детям. Причин и объяснений тому найдется много. Однако ещё Д.Б. Эльконин отмечал, что немало педагогов предпочтут шумной, трудноуправляемой детской игровой деятельности спокойное организованное занятие. А ведь дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkdou.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад № 19 Василёк»
ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель: Красотина
Евгения Александровна
Лесосибирск 2011
На вопрос «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»
Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в современном детском саду играют меньше, чем хотелось бы детям. Причин и объяснений тому найдется много. Однако ещё Д.Б. Эльконин отмечал, что немало педагогов предпочтут шумной, трудноуправляемой детской игровой деятельности спокойное организованное занятие. А ведь дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности.
В последние годы детские сады начали превращаться в школы для маленьких, где подготовка детей к учебной деятельности приоритетна. Но естественное состояние ребёнка-дошкольника – это всё-таки игра, а не учёба, поэтому мною был выбран путь активного движения навстречу игре.
Поставила перед собой задачи:
- Изучение теоретической и практической базы опыта работы;
- Изучение игровых предпочтений детей старшего дошкольного возраста;
- Развитие у детей интереса к различным видам игр и поддержка их свободной творческой самореализации в игре;
- Оптимальное использование имеющегося в ДОУ игрового оборудования, пособий и иных средств и материалов, способствующих активизации игровой деятельности детей;
- Привлечение родителей к активному обсуждению вопросов создания условий для развития игры ребенка дома.
Свою работу начала с изучения игровых предпочтений детей. Провела ряд мероприятий: анкетирование родителей «Какие игры предпочитают дети дома?», наблюдение за самостоятельной и организованной игровой деятельностью детей, беседы с детьми с целью выявления игровых интересов ребенка.
Вопросы игровой деятельности изучала через: подбор литературы по теме, изучение теоретических положений, методических рекомендаций, консультации со стажистами и старшим воспитателем.
Было выделено в режиме дня конкретное время для игры с 16 до 17 часов.
Для полноценного развития игровой деятельности современного дошкольника
стараемся проводить занятия в игровой форме, используя игры по предметной направленности. Например: игры по математике; игры по развитию речи, дидактические игры, а также социо-игровые приемы обучения дошкольников и др.
На занятиях обязательно проводим динамические паузы разного характера. Это могут быть физкультминутки на развитие движений, на копирование движений в соответствии со словами текста, упражнения для пальчиков и рук, дыхательные упражнения и многое другое.
Проводим не менее 5 подвижных игр в свободное от занятий время. Это подвижные игры с мячом, прыжками, бегом. Назову некоторые из них: «Грибник», «Заяц любит есть морковку, «Раз, два, три, прилетели комары» - с бегом; «Зевака», «Постарайся поймать», «Земля, вода, воздух» - с мячом; «Лягушки», «Саранча» - с прыжками; «Слушай хлопки», «Встать в колону», «Запомни движение» - игры направленные на развитие внимания. Многие подвижные игры не просто развивают ребенка физически, но и несут в себе полезную информацию для умственного развития дошкольников.
Обновляем предметную среду развивающими, сюжетно ролевыми, театрализованными играми. В нашей группе имеется множество развивающих игр, соответствующих возрасту воспитанников, такие как: «Времена года», «Страны», «Признаки», «Время», «Про сказки», «Аскорбинка и ее друзья», «Земля и ее жители», «Мои первые буквы», «Танграм», «Волшебные резиночки» и т.д. Играем в сюжетно – ролевые игры: «Школа», «Ателье», «Больница», «Аптека», «Магазин», «Почта» и др.
Совместно с узкими специалистами планируем ежемесячные спортивные или музыкальные развлечения.
Очевидно, что полноценное развитие игровой деятельности становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении – семьи и детского сада. Анкетирование родителей свидетельствует о том, что большинство из них искренне готовы участвовать в играх своих детей, но не знают как это делать. Поэтому мы помогаем родителям создавать условия для игр детей и стараемся повышать их знания по использованию и руководству играми с помощью папок-передвижек. В них мы размещаем такие материалы «Роль игры в становлении личности ребенка», «Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте», «Играют дети – играем вместе» и др. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными делами, рекомендуем «Игры на кухне», «Игры по дороге домой» и т.д.
В нашей группе работает кружок «Школа общения «Непоседы», целью которого является социально – эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности. В работе кружка мы используем социо–игровые приемы обучения дошкольников.
Вся эта работа интересна мне, необходима детям и дает свои результаты:
- ребятишки стали охотнее ходить в детский сад, больше играть там, реже болеть, потому что прогулки проходят в активных играх. Меньше проблем оказалось и с произвольным поведением, поскольку оно как раз базово и формируется в игре. А значит, потом будет легче организовать учебную деятельность;
- мною замечены интересные, увлекательные стороны игровой деятельности, освоено руководство игрой, обеспечивающее максимальную активизацию ребёнка;
Игра имеет разностороннее влияние на личность ребёнка, позволяет использовать её как одно из самых эффективных педагогических средств. Она влияет на развитие всех психических и познавательных процессов, На умственную деятельность, способствует появлению адекватной самооценки.
Играть мы любим очень: вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребёнку никак, никак нельзя.
Мы взрослых понимаем – сегодня новый век.
Без знаний и учёбы нет шансов на успех!
Нам тесты предлагают и все хотят понять:
Чего нам не хватает, ну чем нас развлекать?
А мы хотим всего лишь спокойно поиграть:
«В семью», «в солдаты», в шашки, вприпрыжку поскакать.
И куклы засиделись, все ждут и ждут детей,
А мы же ожидаем хороших новостей –
Что снова поиграем в компании друзей!
Вернитесь в своё детство, побудьте с нами в нём,
И лучшими друзьями мы взрослых назовём!
Литература:
- Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. – М.: ЛИНКАС-ПРЕСС.,2006.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1981.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1993.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.,1991.
- Свирская Л. Работа с семьей. Необязательные инструкции. – М., 2007.
- Дошкольная педагогика. - № 2, 2011. с.25-28.
Приложение 1
вопросы для беседы с ребенком
1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?
2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?
3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?
4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).
5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?
При анализе ответов детей необходимо обратить внимание:
- на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома;
- на любимые игрушки;
-на любимы сюжеты и роли.
Приложение 2
Примерная таблица наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников подготовительной группы.
Имя ребенка | Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок | Игровой материал | Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов | Зависимость применения игровых умений от игровых интересов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности игровой деятельности современных дошкольников
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра....
«Особенности игровой деятельности современных дошкольников»
laquo;Особенности игровой деятельности современных дошкольников»Слайд 1Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном во...
«Использование игровых полей для развития игровой деятельности дошкольников».
Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для развития игровой деятельности дош...
выступление Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации
Игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие обще...
Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации.
В последнее десятилетие особенно остро встаёт проблема подмены игровой деятельности целенаправленным обучением. В статье рассмотрены возможные причины утраты традиций организации игровой деятель...
Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации
Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации...
Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)», как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.
Уважаемые родители!1. Игра с песком - одна из форм естественной деятельности детей.Она доставляет удовольствие детям. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюр...