Особенности мотивации игровой деятельности ребенка дошкольника
статья (младшая группа)

Молчанова Ольга Ефимовна

Игра основной вид деятельности ребенка дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности мотивации игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.  Потребность   в  деятельности   как   своеобразный компонент мотивации наиболее   ярко   проявляется   в   таком   виде   деятельности   как   игровая.   Игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста, оказывая влияние на развитие нагляднообразного мышления ребенка, формирования внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности и определяя тем самым   формирование   всех   основных   психологических  новообразований дошкольного возраста . Игра содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создаёт зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего типа, указывал Л.С.Выготский . Современные   исследования   игровой   деятельности   дошкольника подтвердили   правильность   идей   Л.С.Выготского.   было   установлено,  чтоважнейшие стороны психики, в частности формирование личности ребёнка,развивается преимущественно в игре. Благодаря ей в сознании дошкольника выделяются   и   осмысливаются   социально   принятые   этические   нормы поведения, формируется основной движущий  мотив личностного развития быть как взрослый.      Основные новообразования развития мотивационнопотребностной сферы определяются   эмоционально действенной   ориентировкой   ребёнка   в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности, выделение основных функций социальной деятельности. Результатом такой ориентировки   является   формирование   у   ребёнка   новых   по   содержанию социальных   мотивов,   важнейшими   из   которых   являются   стремление   к социальнозначимой и социально оцениваемой деятельности, и мотив должен занять   новую   социальную   позицию   .   Происходит   изменение психологической формы мотивов, отражающих общую тенденцию  развития сознания   от   до сознательных   аффективно   окрашенных   непосредственных желаний к мотивам, имеющим “форму обобщённого намерения, стоящим на грани   сознательных”   .   В   игре   формируется   первичное соподчинение   мотивов,   формируются   “волевые   мотивы”   (Л.С.Выготский]. Л.С.Выготский считал, что сознательный выбор возможен лишь в случае оперирования   смыслами,   отрыва   от   наглядной   ситуации   собственного выполнения   действия.   Игра,   обеспечивающая   отрыв   смысла   от   действия, создаёт определённые условия для начала иерархизации мотивов.     Игра   воздействует   на   поведение   дошкольника,   в   ней   создаются оптимальные   условия   для   овладения   ребёнком   произвольными   формами поведения. “Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. Произвольность поведения, истоки которой лежат в овладении ребёнком произвольными   движениями   в   процессе   элементарных   игр,   продолжает эффективно   формироваться   в   сюжетно ролевых   играх.   Магия   роли, психологический механизм которой, несомненно, связан с особой мотивацией деятельности, перестраивает поведение ребёнка, он начинает контролировать себя. Следуя ролиобразцу, ребёнок подавляет сиюминутные побуждения и желания, подчиняется эталону поведения, который диктуется ролью.         На   протяжении   всего   дошкольного   детства,   пока   ребёнок   растёт   и развивается,   приобретает   новые   знания   и   умения,   сюжетно ролевая   игра остаётся   наиболее   характерным   видом   его   деятельности.   Особенности сюжетно ролевой   игры   раскрыты   в   работах   психологов   (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) . Основой сюжетноролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).     Сюжетноролевая игра формируется в процессе жизни ребёнка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетноролевая игра представляет   собой   сложное   образование,   состоящее   исследующих структурных   компонентов:   потребностномотивационного, содержательного, операционного, результативного.         Сюжетно ролевая   игра   протекает   как   осмысленная,   целенаправленная деятельность в ходе которой ребёнок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить обед кукледочке, вылечить мишку и т. п.). При этом цели не   являются   постоянными,   и   по   мере   роста   и   развития   ребёнка   они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными.     Главным компонентом сюжетноролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетноролевой игры. Сюжет игры  это та сфера действительности, которая   воспроизводится   детьми.   Сюжет   представляет   собой   отражение ребёнком   определённых   действий,   событий,   взаимоотношений   из   жизни   и деятельности   окружающих.   При   этом   его   игровые   действия   (крутит   руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) – одно из основных средств реализации сюжета, составляющее операционную сторону игры.      Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полёт на Луну).     Содержание   игры,   отмечает   Д.Б.Эльконин,         это   то, что воспроизводится   ребёнком   в   качестве   центрального   и   характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.   целевого, По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр   детей   более  старшего   возраста.  Эти  отличия  связаны   с  относительной ограниченностью   опыта,   особенностями   развития   воображения,   мышления, речи.   Ребёнок   не   может   представить   игру   до   её   начала,   не   улавливает логическую   последовательность   между   реальными   событиями.   Поэтому   и содержание   игр   отрывочное,   нелогичное.  Малыши   часто   повторяют   в   игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишкууложил спать; снова покормили снова уложил спать. А.П.Усова охарактеризовала такие игры как игрыдействия. Причём интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребёнка. Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались не накормленными.     Однако на границе третьего и четвёртого года жизни игры становятся более содержательными,   что   связано   с   расширением   представлений   детей   об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая   в   игры   эпизоды   из   собственного   опыта   и   из   литературных произведений,   которые   им   читали   или,   что   особенно   ценно,   показывали посредством сюжетнодидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.     На четвёртом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета,   взаимосвязанность   отражаемых   событий.   У   дошкольников складывается   интерес   к   определённым   сюжетам,   в   которые   они   играли   и раньше   (в   семью,   больницу,   строителей,   транспорт   и   др.).   Дети   живо откликаются   на   новые   впечатления,   вплетая   их,   как   сюжетные   линии,   в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит чтото своё, индивидуальное. Например, Серёжа, папа   которого   капитан   речного   парохода,   предлагает   “воспитательнице” покатать детей по реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребёнком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыш, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают   обед   едва   поднеся   ко   рту   ложку.  Иногда   дети   ограничиваются символическими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала “как будто море”.         Дети   старшего   дошкольного   возраста   обдуманно   подходят   к   выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие   содержания .Появляются   новые   сюжеты,   которые   навеяны впечатлениями,   почерпнутыми   за   пределами   дошкольного   учреждения:   по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее   время   распространены   игры   в   путешествия,   в   том   числе   и космические:   расширилась   сфера   отображения   труда   взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.).         В   старшем   и   дошкольном   возрасте   продолжается   обобщение   игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку – уснул) дети активно используют речевые комментарии (“Все как будто поспали – и сразу идём в зал на праздник!”; “Давайте так: мы уже прилетели   в   Африку!”).   Эти   речевые   комментарии   представляют   собой словесное замещение какихлибо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развёртывания содержания игры.     Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:  усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;  постепенный   переход   от   развёрнутой   игровой   ситуации   к   свёрнутой, обобщение   изображаемого   в   игре   (использование   условных   и символических действий, словесных замещений).         Разнообразие   содержания   сюжетно ролевых   игр   определяется   знанием детьми   тех   сторон   действительности,   которые   изображаются   в   игре, созвучностью этих знаний, интересам, чувствам ребёнка, его личному опыту. Наконец,   развитие   содержания   игр   зависит   от   умения   ребёнка   выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.         Содержание   сюжетно ролевой   игры   воплощается   ребёнком   с  помощью роли,   которую   он   берёт.   Роль   –   средство   реализации   сюжета   и   главный компонент сюжетно ролевой игры.        Для ребёнка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо   персонажем   сюжета   и   действует   в   соответствии   с представлениями   о  данном  персонаже.  Всякая   роль   содержит  свои   правила поведения,   взятые   ребёнком   из   окружающей   жизни,   заимствованные   из отношений   в   мире   взрослых.   Подчинение   ребёнка   правилам   ролевого поведения   является   важнейшим   элементом   сюжетно ролевой   игры. Отступление   коголибо   из   играющих   от   этих   правил   вызывает   протесты   у партнёров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу!» Таким образом, для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца,   ребёнок   оценивает   поведение   участников   игры,   а   затем   и   своё собственное.        Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем   году   жизни   наблюдается   эмансипация   ребёнка   от   взрослого. Одновременно   у   дошкольника   растёт   стремление   действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные   действия,   характерные   для   какого-либо   взрослого   (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и ещё один признак: ребёнок «озвучивает» игрушку, говоря от её лица.        На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетноролевой игре   происходит   от   исполнения   ролевых   действий   к   ролям образам.   У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными   действиями:   я   –   мама,   я   –   шофёр,   я   –  врач.   Взятая   роль   придаёт определённую   направленность,   смысл   действиям   с   предметами:   мама выбирает   для   игры   игрушки   или   предметы,   которые   необходимы   для приготовления обеда, купания ребёнка; врач подбирает для лечениякарандаш –   градусник,   рвёт   бумажки   для   горчичников,   из   бутылочки   наливает воображаемое   лекарство   и   т.   п.   Дети   предпочитают   исполнять   роли   тех взрослых, деятельность которых требует определённой атрибутики: у мамы – набор   предметов   быта,   у   врача   –   медицинские   инструменты,   лекарства,   у шофёра   –   транспортное   средство.   Таким   образом,   разыгрывая   роль,   дети младшего   дошкольного   возраста   используют   игрушки,   реальные   предметы (ложка, тазик для купания куклы), а также предметызаместители (карандаш или   палочка   становится   в   игре   ножом,   ложкой,   градусником,   шприцем). Ролевое   взаимодействие   осуществляется   посредством   предметно игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.        В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом   игровой   деятельности:   у   ребёнка   развивается   желание   не   просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4 5 лет заключается   в   отношениях   между   персонажами.   Поэтому   ребёнок   охотно берёт на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведёт корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали,   чтобы   пассажирам   было   удобно).   Ребёнок   изображает   эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры – процесс довольно эмоциональный. Помощь взрослого необходима.         В старшем  дошкольном  возрасте  смысл  игры  заключается   в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребёнок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью   которых   выражаются   отношения   между   персонажами, устанавливается   игровое   взаимодействие.   Для   качества   выполнения   роли важно отношение к ней ребёнка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют   их   полу.   Так,   мальчики   отказываются   исполнять   роль воспитателя,   заведующей   дошкольного   учреждения,   в   игре   в   школу соглашаются   быть   только  учителем   физкультуры.  Выполняя  роль,  ребёнок принимает   во   внимание   настолько   внешнюю   логику,   последовательность действий   (есть   свободная   полоса   на   аэродроме,   значит,   самолёт   может приземлиться) сколько смыслов социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии).     Основным результатом игры ребёнка является удовлетворённость, радость и   удовольствие,   полученные   от   самого   процесса   игры.   Наряду   с   этим существует   и   второй,   скрытый   от   ребёнка   результат   –   это   обогащение   и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, а  также   формирующиеся   товарищеские   отношения  между   детьми,  система личностных качеств; разнообразные познавательные интересы и умственные способности.         Игра   с   правилами,   так   же   как   и   сюжетная   игра,   является   элементом детской   субкультуры,   принадлежностью   детской   жизни   от   дошкольного возраста до подросткового.        Рассматривая игру с правилами как социокультурный феномен, один из видов традиционных игр (т. е. игр, передаваемых из поколения в поколение), исследователи прежде всего отмечают свойственную ей стабильность формы, сохранение   базовой  структуры   при  разнообразии   вариантов     игра с правилами относится к разряду активностей, доставляющих удовольствие, т.е. имеет характеристику, объединяющую её с другими видами игр и развлечений. Вместе с тем игре с правилами присущ комплекс   отличительных   признаков.   К   ним   относятся   организованная структура,   состязание   (наличие   двух   или   более   соревнующихся   сторон), критерии для определения победителя (выигравшего), договор (соглашение) относительно   правил.   Все   эти   признаки   выступают   в   определении   как рядоположеные, без какой  иерархизации.     Предлагается и более общий критерий для ограничения игры с правилами от других видов активности  наличие формализованных правил. К примеру, И.   Ивич   (1987)   ,   разрабатывая   международный   проект   по   сбору   и сохранению   традиционных   игр,   подчеркивает,   что   игра   с   правилами «характеризуется   наличием   четкой   системы   правил,   которой   подчиняется поведение игроков. Правила носят безличный, договорной или обстоятельный характер для всех участников. Это не исключает различных вариантов игр и модификаций правил, но, как только участники договорились о правилах и варианте игры, они обязаны и соблюдать»           По-видимому,   если   сгруппировать   все   указываемые   исследованиями признаки, игра с правилами наиболее полно может быть определена через две специфические   составляющие:   конвенционные (безличные,   договорные,   обязательные   для   всех)   правила   и   состоятельные отношения с установлением первенства (выигрыша) одной из сторон.     Разработаны различные классификации игр с правилами. Наиболее общую четкую классификацию (по степени и характеру требуемых игрой умений и способностей) приводит Х. Шварцма) игры, основанные на ловкости   формализированные, (физической компетенции); 2) стратегические игры (требующие умственной компетенции играющего).      При этом Х. Шварцман  указывает, что в культуре достаточно редко обнаруживаются эти чистые типы, чаще в конкретной игре смешиваются их элементы, хотя какой-то может быть преобладающим.     Детские игры могут быть различены по разным основаниям: 1. по их специфическим характеристикам – на сюжетные игры и игры с правилами   (   а   последние,   могут   рассматриваться   в   рамках   более детальных классификаций); по   форме   их   организации     и   мере   регламентации   взрослым   с   целью решения   воспитательнообразовательных   задач   –   на   самостоятельную игровую   деятельность   детей   и   дидактическую   игру   (   со   специально вносимым педагогом содержанием). 2.         Сюжетные  игры  и  игры  с  правилами   различаются   типом   отношений   и характером   сочетания   интересов   играющих.   В   сюжетной   игре   (если   она протекает как совместная) это отношения дополнительности, сопричастности смыслу  действий  партнера  в  каждом очередном шаге  игры  или  же просто независимые   действия   каждого.   В   игре   с   правилами   это   отношения состязания,   связанные   с   установлением   первенства   в   чем-либо   одного   из играющих.     В качестве центральной характеристики можно выделить результат игры – выигрыш. По существу, в нем как в фокусе собираются, с одной стороны, совместность и состязательность (выиграть можно только у других), с другой стороны, совместной и состязательность (выиграть можно только у других), с другой   стороны,   безличное,   обязательное   письмо   и   цикличный   характер деятельности   (правила   уравнивают   всех   играющих,   возобновление   циклов открывает   для   всех   перспективу   успеха).   Именно   выигрыш   придает   этой деятельности игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью. Наличие   выигрыша   отличает   игру   с   правилами   от   простого   упражнения, действий   с   дидактическим   материалом   (хотя   здесь   есть   и   общие   черты   – получение   заранее   определенного   конечного   результата,   наличие   правил действия с материалом).         Рассмотрим   общую   схему   процесса   развертывания   игры   с   правилами. Первоначально   играющие   должны   занять   равные   исходные   позиции.   Это значит   справедливо   (с   равной   для   всех   возможностью)   распределить функциональные места в игре (функции с преимущественной  активностью, если такие предполагаются, порядок вступления в игру участников и т.п.). Затем   должен   быть   развернут   игровой   цикл   (реализованы   конкретные действия,   предполагаемые   игрой),   который   завершается   определением выигравшего.   Далее,   для   повторения   игрового   цикла   должны   быть   вновь определенны исходные позиции играющих.     Все эти моменты предполагают использование правил трех видов. Первые – нормативные   правила   (или   нормативные   способы   регуляции   совместной деятельности,  реализующие   моральный   принцип   справедливости),  второй  – собственно   игровые   правила   (конкретные   предписания,   определяющие действия   участников   в   каждой   игре)   и,   наконец,   критерий   или   правила установления   выигрыша   –   определение   победителя,   которые   позволяют зафиксировать   первенство   одного   из   играющих   («кто   раньше   всех…,   тот выигрывает», «кто больше всех…, тот выигрывает» и т.п.). Участники игры должны  освоить  все   эти  типы  правил   для  того,  чтобы   развернуть   процесс совместной деятельности.         Как   принято   считать,   игра   с   правилами   имеет   большое   значение   для физического, сенсорного, умственного развития детей, осуществляющегося за счет содержания, материала, на котором развертывается каждая конкретная игра.        Однако, специфическое развивающее значение игры с правилами связано прежде всего с ее специфическими характеристиками. Особенно важна игра с правилами для развития у детей нормативной регуляции поведения (именно нормативной   регуляции,   а   не   просто   произвольного   действия).   В   игре   с правилами как кооперативной  деятельности, требующей соблюдения правила (нормы),   обязательного   для   всех   участников,   возникает   необходимость   во взаимной нормативной регуляции (контроле за выполнением правил) – важной составляющей морально – нравственного развития ребенка . В этом виде игры   создаются   условия   и   необходимость   для   освоения   и   актуализации детьми в самостоятельной деятельности нормативных способов реализации морального принципа справедливости.       Общая   структура   игры   с   правилами   способствует   возникновению   состязательных отношений между детьми,   развитию стремления к успеху в достижении   определенного   результата   сопоставлению   своих   достижений   с результатами сверстников, причем, это сопоставление, выделение себя среди других   осуществляется   ребенком   самостоятельно   в   соответствии   с доступными   ему   критериями.   Важным   являются   также   приобретаемый ребенком   опыт   переживания   временной   неудачи,   пока   еще   социально   не значимой,   «безобидной»   деятельности,   как   игра.   На   значение   опыта переживания   своего   неуспеха,   принятия   для   более   устойчивых, упорядоченных   реакций   ребенка   на   фрустирующие   реакции   в   дальнейшим указывает на ряд исследователей .        Кроме того, игра с правилами, как и другие виды совместной детской деятельности,   оказывают   существенное   влияние   на   овладение   ребенком различными   типичными   формами   взаимодействия   (одновременные   и последовательно – поочередные действия с другими, «обмен функционально – распределенными действиями внутри группы и между командами и т.п.), а также на развитие способности к договору, предварительному согласованию предстоящих действий. Мы посчитали необходимым дать обзор вопросов, связанных с развитием сюжетно   –   ролевой   игры   с   правилами   у   нормально   развивающихся   детей, поскольку это даст возможность глубже понять особенности формирования мотивации   игровой   деятельности   у   детей   с   интеллектуальной недостаточностью,   так   как   формирование   происходит   с   ориентировкой   на развитие мотивации игровой деятельности в норме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

в статье подробно рассказывается о том, каким образом происходит формирование игровой деятельности у дошкольников....

"Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с недоразвитием речи"

                 Консультация для воспитателей «Особенности развития игровой деятельности      у дошкольников с недора...

Особенности развития игровой деятельности дошкольников

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ...

Особенности игровой деятельности современных дошкольников

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте является игра....

«Особенности игровой деятельности современных дошкольников»

laquo;Особенности игровой деятельности современных дошкольников»Слайд 1Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  во...

Особенности игровой деятельности старших дошкольников

В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается ...

"Особенности организации игровой деятельности с дошкольниками"

Основной вопрос методики руководства творческой игрой - влияние её на содержание, от которого зависит её воспитательное и образовательное значение. Процесс руководства творческой игрой должен быть пос...