«Искусство, как фактор патриотического воспитания»
консультация на тему
Искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_kak_faktor_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №7 «Сказка»
«Искусство, как фактор патриотического воспитания»
Воспитатель: Кривоносова В.Я.
г. Троицк
16 декабря 2010 г.
В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм - наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Флагу, Гербу Родины, любовь и уважение к традициям и культуре русского народа, к народному творчеству и искусству.
В формировании патриотического воспитания важную роль играет художественная литература.
В нашем методическом кабинете есть все произведения, рекомендуемые программой. Однако, важно, чтобы ребенок не только хорошо знал стихи и сказки, но и был способен оценить тот или иной поступок литературного героя. Много и охотно говорят дети о сказках, где прославляется доброта, трудолюбие, честность. Например, сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Хаврошечка", "Сказка 12 месяцев". О героине этой сказки дети говорят, что девочка добрая и смелая. Она трудолюбива и поэтому ей помогали братья- месяцы.
В числе любимых произведений ребят - "Твои защитники" Л.Кассиля, "На льдине" Б.Житкова, "Рассказ о неизвестном герое" С.Маршака. Решая задачи патриотического воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической литературе, к советской лиьературе и поэзии. Прежде всего это произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.Т.Аксакова, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина; произведения советских писателей: М.Горького, С.Маршака, К.Чуковского, А.Барто, С.Михалкова и др.
Народная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества.
Фольклор - одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.
Я провожу работу с детьми по ознакомлению с малыми жанрами русского фольклора - пословицами, поговорками, загадками, чистоговорками, считалками, песенками. Понятным и ценным в воспитании детей являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе.
Так например: «Родная сторона - мать, а чужая - мачеха», «У кого есть Родина, у того есть жизнь», «Дома и стены помогают», «Москва - всем городам мать», «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «Хлеб - батюшка, вода - матушка», «Хлеб - всему голова».
Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая - мать родная» и др. фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки, потешки, песенки у детей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковка, огурчик в представлении детей уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека.
Также провожу знакомство детей с народными инструментами - свистулькой, колокольчиками, дудками, деревянными ложками, шумовыми инструментами. Вместе с музыкальным руководителем проводим развлечения: «Где хорошо поется, там весело живется», «Ладушки в гостях у бабушки». Занятия вызывают много положительных эмоций у детей, закрепляют и расширяют знания, умения и навыки в разных видах деятельности.
Интересно проходят в нашем детском саду праздники: «Осенины», «Встреча Масленицы», «Зимушка-зима». Цель этой работы - не только приобщение детей к русским традициям, но и способствование творческому развитию детей, формированию знаний о русских традициях, воспитанию нравственно здорового дошкольника.
Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений ребенка о своей стране. В связи с этим, особая тема бесед на музыкальных занятиях - о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но музыкальные руководители все-таки могут выбрать и современные песни и классику, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой.
Некоторые музыкальные произведения помогают воспитать у детей устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представление о воинском долге. Это «Моряки» Б.Кравченко, «Все мы моряки» Л.Лядовой, «Наша армия родная» З.Левиной и тд.
Из композиторов, сочиняющих песни патриотического содержания, можно назвать следующих: Ю.Чичков, А.Филиппенко, Е.Тиличеева, Р.Бойко.
Таким образом, музыкальное искусство «шаг за шагом» может способствовать формированию патриотических чувств, мыслей, идеалов, убеждений.
В работе с детьми я уделяю большое внимание проблемам эстетического воспитания, в частности - изо-деятельности и знакомству с народными промыслами.
Возникновение народно-прикладного искусства относится к глубокой древности и проникает во все уголки нашей жизни. Народное искусство живет наблюдением за окружающей жизнью и природой, поэтому произведения искусства легко воспринимаются детьми. Наиболее ярко народное искусство проявилось в декоративной росписи, оно поражает своим многообразием, великолепием. Трудно отдать предпочтение чему-либо. Прекрасны белоснежные, переливающиеся яркими красками, дымковские игрушки, нежноголубая гжель, расписная хохлома. Каждый предмет наполнен добром, радостью, влечет детей в радостный волшебный мир. Именно с их помощью можно развивать у детей вкус, творчество, фантазию, интерес к искусству, патриотические чувства.
Использую произведения народного искусства, учитывая особенности детского восприятия. Оформляя группу предметами народного творчества, стараюсь не превращать ее в выставочный зал, а делаю эти предметы доступными детям, чтобы дети могли ими пользоваться в игре, в работе. Это такие деревянные игрушки, как лошадки, матрешки, посуда, подносы.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты, получают представления и добре и зле.
Искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...
Педагогический проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"
Реализованный педагогический проект.Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе; формированием позна...
консультация для воспитателей "Игра, традиции, искусство как факторы нравственного воспитания" .
Консультация для педагогов о роли народных игр являющимися неотьемлемой частью нравственного и интернационального воспитания дошкольников...
Краеведение – мощный фактор патриотического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях
...Нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностям...
Методического муниципального семинара «Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания подрастающего поколения»
Игра-путешествие «Дороги Великой Войны», воспитанники подготовительной группы...