В помощь воспитателю
консультация на тему

Пирязева Наталья Константиновна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь воспитателям

Влияние музыки на здоровье детей

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Как музыка может влиять на здоровье ребёнка?  Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

1) Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки.

2) Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма – такие как дыхательная, двигательная, сердечнососудистая.

3) Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Музыка:

● учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.

● позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.

● оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

●  действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах.

● развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание. Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается в музыкальном оформлении игр; музыкальной релаксации.

Для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Согласно мнению медиков беспокойным детям, подойдет немецкая или венская музыка из произведений Шуберта, Моцарта, Гайдна, а также рождественские церковные песнопения.

А заторможенным детям с плохим аппетитом, испытывающим проблемы с дыханием, необходимо слушать вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции.

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского, «Каприз № 24» Никколо Паганини. Эти мелодии могут использоваться в работе с вялыми детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма пения птиц.

Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.

Музыку можно использовать и в группе в течение дня.

Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого не сравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников и последователей». Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт») .

2. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

3. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

4. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр) .

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах – Гуно «Аве Мария».

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3 Бах «Органные произведение».

5. Вивальди «Времена года».

6. «Голоса природы».

Особенности использования музыки:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Музыка делает людей умнее :: ИА АМИТЕЛ



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

«Значение и влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»

Музыка оказывает на нас огромное влияние, действуя на психику, эмоции, душу и тело. Звуки определённой тональности могут приводить человека в различные состояния, возбуждение, радость, грусть, и даже панический страх.

О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях.

Музыка не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных взаимоотношений, как с восстановительной медициной. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима.

В Древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека:

1. На духовную сущность человека

2. На интеллект

3. На физическое тело.

1) Платон считал музыку главным средством воспитания гармоничной личности.

2) Аристотель утверждал что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души .

3) Врачеватель древности Авиценна лечил запахами и смехом .

4) В 3 в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен медицинский центр. Здесь лечили музыкой от тоски и душевных переживаний .

«Музыка, её первый звук, родилась одновременно с сотворением мира»- так утверждали древние мудрецы.

Многие древнейшие учения содержат в себе различные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека. Мудрые всегда признавали особую силу звуков

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Достоинствами музыкотерапии являются:

1. Абсолютная безвредность;

2. Легкость и простота применения;

3. Возможность контроля;

4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

Рецептивная музыкотерапия

предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, сопутствующие состоянию здоровья и ходу лечения.

Активная музыкотерапия

представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод.

Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

Что показали исследования?

У ДЕТЕЙ, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель — тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?

Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то — нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

И всё же, музыка оказывает лечебное и терапевтическое свойство на здоровье человека.

Для лечения гипертонии:

Бах «Концерт ре-минор» для скрипки,

Шопен «Ноктюрн ре-минор»,

Барток «Соната для фортепиано»,

Брукнер «Месса ля-минор».

От мигрени и головной боли:

Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40»,

Лист «Венгерская рапсодия»,

Гершвин «Американец в Париже», Бетховен «Фиделио»,

Хачатурян «Сюита Маскарад»,

Мендельсон «Весенняя песня»,

Дворжак «Юморески»

От бессоницы:

Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы»,

Массне «Медитация»,

Родриго «Адажио»,

Мендельсон «Песни без слов»,

Глюк «Мелодия»,

пьесы Чайковского.

Органы (читать на слайде)

Но и любое явление можно направить и в положительную и в отрицательную стороны. Музыка - не исключение.

Влияние быстрой и громкой музыки!

Деятельность нашего организма напрямую зависит от гормонов. Они активизируют деятельность различных органов, благодаря чему изменяется наше физическое и эмоциональное состояние. При прослушивании различной музыки мозг подаёт сигналы организму производить те или иные гормоны. Быстрая и громкая музыка поднимает уровень кортизола, отчего человек становится более возбуждённым, раздражённым.

Влияние медленной и спокойной музыки!

Прослушивание медленной и спокойной музыки действует совершенно иначе. Уровень кортизола и адреналин снижается, работа всех органов нормализуется, организм начинает мобилизовать свои внутренние ресурсы. С помощью такой музыки можно бороться со стрессами и депрессиями, а отсутствие стресса гораздо быстрее приведёт к выздоровлению!

Рок и диско-ритмы.

Нарушают функциональное равновесие полушарий головного мозга. Способствуют выделению стресс-гормонов, «стирающих» в мозгу часть информации

Психолог Д. Азаров считает что рок- музыка способна подтолкнуть человека на самоубийство. Он обнаружил, что повторение роковых сочетаний нот ведёт к самоуничтожению. Это солист группы «Лесоповал», гитарист группы «Чёрный кофе», сотрудник группы «Технология», гитарист группы «Алиса».

Рок- музыка, воздействуя ультра- и инфра звуками, которые мы не слышим, но которые «слышат» все наши органы, способна разрушать мозг (по принципу известного 25- го кадра) .

Влияние музыки на женщин и мужчин

На мужчин с высоким культурным уровнем большое влияние оказывает классическая музыка.

При низком культурном уровне – популярная лёгкая.

Женщины, независимо от образования, предпочитают слушать и больше реагируют на классическую музыку. Действует не столько содержание и тип музыки, сколько её ритм.

Мелодии, доставляющие человеку радость

1) Замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений.

2) Способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления.

3) Стимулируют выделение пищеварительных соков и повышают аппетит.

Звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.

Музыкальные вибрации

Благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, стимулируют кровообращение

Доказано, что

1) Музыка Моцарта оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности .

2) Музыка помогает справляться с болью и стрессом .

3) Человек, засыпающий под нежные мелодии, всю ночь видит хорошие сны .

4) Музыка снимает напряженность, повышает внимание.

Интересные факты:

Во время эпидемии в 16 веке в Италии люди впадали в оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Они были убеждены, что укушены ядовитым тарантулом .

Из состояния оцепенения их выводила только танцевальная музыка, начинавшаяся с медленного ритма и убыстрявшаяся до неистовой пляски. От неё и произошла известная всему миру тарантелла .

Влияние музыки на животных

1) У пинчеров в зависимости от мелодии кровяное давление может меняться на 70 мм. ртутного столба.

2) Коровы будут давать больше молока, если их водить в консерваторию.

3) Дельфины с удовольствием слушают классику, особенно Баха.

Влияние музыки на растения

1) От мажорных мелодий растения растут быстрее и расцветают на 2 недели раньше.

Отрицательное влияние музыки на растения и животных:

1. Снижение количества молока и коров

2. Отказ от пищи и потеря веса

3. Замедляется рост растений.

Социологический опрос показал, что подростки предпочитают рок, рэп, попсу, и диско-ритмы. Это безграмотно, и снижает работоспособность, отражается на умственной деятельности организма, что приводит к снижению результатов учёбы и к различным заболеваниям .

Выводы:

1. Положительное влияние на состояние человека оказывает классическая музыка:

• улучшение памяти

• облегчение учебного труда

• улучшение работы организма

Отрицательное влияние на человека – рок, рэп, диско-ритмы, попса:

• разрушается работа нервной системы

• плохое настроение

• раздражительность

• снижение памяти

• ухудшение результатов учебы, работы.

Музыкотерапия противопоказана:

* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.

* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.

* Больным отитом.

* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Заключение.

Музыка- это действительно очень хорошее лекарство, просто нужно его правильно принимать! И каждый человек должен понять, что без музыки нельзя жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями /из опыта работы/

7 страниц, краткое содержание:Сведения которые должен собрать воспитатель /Социальный анамнез семьи/Рекомендуемые методы для знакомства с родителями.Формы семейных отношенийОпределение микроклимата в ...

В помощь воспитателю. Режимные моменты.

Режимные моменты в детском саду....

В помощь воспитателю.

Поможет педагогам в развитии самооценки.Вы вспомните виды сотрудничества детей назанятиях,а так же педагогические правила....

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Здоровьесберегающий проект "Здоровье детей в наших руках". Разработчики:заведующий Афонина Р.М., педагог-психолог Жарикова С.А., воспитатель Усольцева Л.В.

laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде все...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...