Программа социального партнерства с родителями (законными представителями)
методическая разработка (младшая группа) на тему
Программа социального партнерства с родителями (законными представителями) группа "Колобок" (дети 1,5 - 3 года) на 2016-2017 уч.год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sots_partnerstva.docx | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Боковской детский сад «Колокольчик»
Программа социального партнерства
с родителями (законными представителями)
на 2016–2017 уч. год.
Группа раннего возраста «Колобок»
Выполнила:
воспитатель 1 кв.кат. Виноградова И.П.
г. Семенов
2016 г.
Содержание
1. Пояснительная записка.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 3
2. Актуальность.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 3
3. Цель программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . . 4
4. Задачи программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 4
5. Формы взаимодействия с родителями 4
6. Принципы партнерского взаимодействия с родителями 5
7. Методика привлечения родителей к деятельности ДОО 6
8. Ожидаемые результаты программы 6
9. План социального партнерства с родителями (законными
представителями) в группе раннего возраста 6
10. Результативность 10
11. Литература 11
Пояснительная записка.
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов ДОО и родителей.
Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Взаимодействие детского сада и семьи является одной из приоритетных задач в работе ДОО. Так как определенная роль в установлении партнерских взаимоотношений принадлежит педагогам, то детский сад не первый год включает задачу по работе с семьей в годовой план. Для родителей и детей проводятся праздники и развлечения, мастер — классы, спортивные соревнования, тренинги. Приобщаем родителей к оказанию помощи в благоустройстве территории, пополнению предметно-развивающей среды, в организации экскурсий,
Но, наряду с положительной динамикой, анализ взаимодействия ДОО и семьи показал существенные недостатки в работе:
1. Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно.
2. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы.
3. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОО.
Это свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы мероприятий для активного включения родителей в работу ДОО. Все это позволяет нам рассматривать взаимодействие с родителями в качестве одной из актуальных проблем деятельности ДОО на современном этапе модернизации системы образования.
Практическая значимость программы заключается в том, что педагогические коллективы детских садов должны сами проявлять инициативу при организации взаимодействия в микро- и макро социуме. О чем говорится в федеральном государственном образовательном стандарте: третья часть «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» пункт № 3.2.5,подпункт № 5.
Родители и педагоги детского сада — воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками.
Это сотрудничество должно осуществляться в рамках стратегии, согласия и заключается в согласовании того, что может сделать семья, а что — коллектив детского сада. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства, с помощью которого родители организуют совместную деятельность.
Цель
формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Формы взаимодействия с родителями:
- Информационно - аналитические:
• Анкетирование
• Тестирование
• Вопросы – ответы
- Познавательные:
• Родительские собрания
• Круглые столы
• Консультации
• Беседы, дискуссии
• Совместное создание предметно-развивающей среды
- Наглядно - информационные:
• Папки-передвижки
• Родительский уголок
• Фотовыставки
• Библиотека-передвижка
- Досуговые:
• Праздники и развлечения
• Дни здоровья
• Выставки, творческие конкурсы
• Выставка семейных коллекций.
Принципы партнерского взаимодействия с родителями.
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Методика привлечения родителей к деятельности ДОУ
I этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.
II этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОО.
III этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.
Ожидаемые результаты программы.
- установление диалога ДОО — семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их;
- потребность педагогов в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности;
- использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;
- проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- установление теплых, дружеских взаимоотношений между детьми, педагогами, родителями;
- повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, родительской компетенции.
План социального партнерства
с родителями (законными представителями) в группе раннего возраста
Месяц | Мероприятие | Цели | Ответственные |
Сентябрь | 1. Консультации «Первый раз в детский сад», «Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду», «Режим и его значение в жизни ребенка», «Осень наступила». 2. Анкетирование родителей «Будем знакомы». 3. Родительское собрание «Давайте знакомиться. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению». | Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду. Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье. Информирование об особенностях периода раннего возраста. Ознакомление родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей. | Воспитатели |
Октябрь | 1. Выставка творческих работ детей «Закружила осень золотая». Статьи в родительский уголок «Наблюдение осенью», «Встречаем осень с малышом». 2. Консультации: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста», «Здоровье», «Что такое хорошо и что такое плохо?». 3. Изготовление семейных альбомов «Наша дружная семья» | Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Обогащение опыта родителей, ознакомление с приемами, рекомендациями по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста. Создать эмоционально благоприятный климат в группе. | Воспитатели |
Ноябрь | 1. Родительское собрание «Расти здоровым, малыш!», «Культурно-гигиенические навыки». 2. Консультация «Какие игрушки необходимы детям» 3. Фотоколлаж «Один день из жизни группы». | Обогащение опыта родителей, ознакомление с приемами, рекомендациями по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Расширение знаний родителей о значении игрушки в жизни детей, её воспитательные и развивающие функции. Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. | Воспитателиродители, дети |
Декабрь | 1. Выставка поделок и сувениров «новогоднее чудо» 2. Консультации: «Зима наступила», «Игра в жизни ребёнка». «Как укладывать ребенка спать», «Зимние травмы». Папки-передвижки - «Пальчиковая гимнастика», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде», «Одежда и питание». 3. Оформление группы к новому году с участием родителей. 4. Новогодний праздник «Добрый дедушка мороз». | Вовлечение родителей творческую деятельность Дать знания родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие речевых отделов головного мозга. Обогащение опыта родителей, ознакомление с приемами воспитания детей в ходе режимных моментов. Обогащение опыта родителей по вопросам охраны жизни и здоровья детей. Привлечение родителей к проведению новогодних праздников в детском саду. Обогащение опыта родителей по вопросам питания детей раннего возраста, охраны жизни и здоровья детей. | Воспитателиродители |
Январь | 1. Консультации: «Зима, зима на улице…», «Читаем малышам», «Учимся различать цвета». 2. Консультация «Какие игрушки необходимы детям», «Раз, два, три, четыре, пять я пошёл играть», «Игрушки». Папка-передвижка «Как играть с малышом». Выставка дидактических игр «Поиграем вместе» 3. Фотоколлаж «Ребенок в развивающей предметно-пространственной среде группы раннего возраста». 4. Родительское собрание «Игры и игрушки». Сообщение на тему: «Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста». | Расширять кругозор родителей по выбору игр Повышение уровня знаний родителей по руководству игровой деятельностью; обучение способам игровой деятельности. Расширение знаний родителей о значении игрушки в жизни детей, ее воспитательные и развивающие функции. Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Повышение пед. знаний родителей о детях раннего возраста. Ознакомление родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы. Рекомендации литературы, дидактических игр. | Воспитатели |
Февраль | 1. Фотовыставка «Мой замечательный папа». 2. Анкетирование «Какой вы отец». 3. Консультация «Игры – развлечения вместе с папами», «Искусство быть родителем». 4. Зимнее оформление участка «Наш участок» Почта одного дня «Вы спрашиваете, мы отвечаем» Консультации «Обучение восприятию цвета детей», «Сенсорное воспитание ребенка». Папка-передвижка «Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов». | Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Привлечение родителей к изготовлению построек из снега на участке Привлечение родителей к совместной работе Формирование знаний у родителей о особенностях развития познания ребенка. Привлечь родителей к жизни детей в детском саду. Расширение знаний родителей о сенсорном опыте детей, его обогащении, о совершенствовании разнообразных действий с предметами. | Воспитателиродители |
Март | 1.Творческая выставка «Мамины помощники». 2.Консультации «Мамы разные нужны», «Весна пришла». 3.Мамин праздник. 4.Оформление выставки «Наша мама лучше всех». Буклет «Расскажите детям о весне» Индивидуальные беседы «Как развивать речь малыша» Консультация «Если ребёнок плохо говорит», «Как развивать артикуляционный аппарат ребенка». | Развитие творческого потенциала семей Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Формирование у родителей навыков совместных игр с детьми, ознакомление с методами и приемами руководства играми по развитию речи. | Воспитателиродители |
Апрель | 1. Конкурс поделок «Пасхальная мастерская» 2. Праздник «Встреча Весны» Консультации - «Физическое развитие детей раннего возраста», «Воспитание гиперактивных детей»; «Стеснительные и замкнутые». 3. Индивидуальные беседы «Лечебные игры с мячом». 4. Папки-передвижки «Как приучить ребёнка к самостоятельности», «Игры с детьми раннего возраста по развитию двигательной активности». | Развитие творческого потенциала семей Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Расширение знаний родителей о значении двигательной активности детей раннего возраста. Расширять знания родителей о многообразии игр с мячом для детей раннего возраста. Расширение знаний родителей о значении двигательной активности детей раннего возраста. Расширение знаний родителей об особенностях сочетания поведения и темперамента детей раннего возраста. | Воспитатели |
Май | 1.Анкетирование «Жизнь нашей группы». 2.Консультации «Скоро лето», «Дети и транспорт». 3.День добрых дел «Субботник на территории детского сада». 4.Родительское собрание «Чему мы научились за этот год. Подведение итогов воспитательно- образовательной работы за учебный год». Папка - передвижка «День Победы» Наглядная информация «Чем занять ребенка летом» Папки-передвижки «Осторожно, дети!», «Вопрос-Ответ», «Дорога и мы». Индивидуальные беседы «Не жалейте времени на уроки улицы». Семинар-практикум «День добрых дел» Фотовыставка «Легко нам жить на солнечной планете, когда шагают с нами наши дети». | Совместно с родителями создавать комфортные условия на групповом участке. Показать родителям результаты воспитания и развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей). Создать радостное настроение и эмоциональный отклик от праздника Настроить родителей на совместную плодотворную работу Расширение знаний родителей об особенностях поведения детей раннего возраста на прогулке и улице, методы регуляции поведением. Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Расширение знаний родителей об особенностях поведения детей раннего возраста. Методы регуляции поведением ребенка. | Воспитатели |
Результативность
- Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
- Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Литература
- ООП ДОО
- Рабочая программа воспитателя
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
- Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М, 2010
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 3-е изд. - М.: Мозаика — Синтез, 2012
- Березина В. А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-IN.: Каро, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального партнёрства с родителями /законными представителями/ МБДОУ «Детского сада №39» 2014-2015 уч.год Тема: «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ»
Программа социального партнёрства с родителями разработана для совместной организованной работы родителей детей и воспитателей второй группы раннего возраста. Разработана на основе ФГОС...
Программа "Семья"по вовлечению родителей (законных представителей) воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Работа с родителями-это сложная и важная часть деятельности каждого педагога, включающая повышение уровня педагогическихзнаний, умений, навыков родителей в семейном воспитании для создания необходимых...
Программа социального партнерства с родителями(законными представителями воспитанников ) на 2017-2020 года
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.Одним из основных моментов является внедрен...
Программа по работе с родителями ( законными представителями) в 2022-2023 гг
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном разностороннем развитии каждого ребенка;единство подходов к воспитанию детей ...
Программа по сотрудничеству с родителями (законными представителями) «Вместе весело шагать»
Программа по сотрудничеству с родителями (законными представителями) «Вместе весело шагать»...
Программа социального партнерства с родителями (законными представителями) младшей группы
Программа социального партнерства с родителями младшей группы...
Программа по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с особыми образовательными потребностями (группа компенсирующей направленности №4 для детей с НОДА)
Неотъемлемым условием эффективной работы и успешной адаптации ребёнка с НОДА является работа с его семьей. Важно повышать уровень компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей НОДА. ...