ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья на тему

Смирнова Светлана Викторовна
 Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. Для обогащения этого развития можно  применять различные мнемотехнические приемы. 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития. В дошкольном возрасте память влияет на мышление и определяет его ход, поэтому для дошкольника думать и припоминать - сходные процессы

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

 Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. Для обогащения этого развития можно  применять различные мнемотехнические приемы.  Мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Данные приемы активно разрабатывались в работах В.П. Глухова., Т.А. Ткаченко, Т.Б. Полянской и других авторов. Они советовали максимально использовать приемы, облегчающие детям составление связного последовательного сообщения, в частности путем выделения главных смысловых звеньев сюжета произведения. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

В своей работе я использую такие мнемотехнические приемы, как мнемотаблицы (коллажи, мнемодорожки), тактильные дощечки, метод связок. Именно эти приемы мнемотехники, как указывают авторы (Т.В. Большева и И.В. Бодрова) применимы для работы с детьми младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехнических приемов в обучении английскому языку детей дошкольного возраста

Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно ...

Использование мнемотехнических приемов в обучении английскому языку детей дошкольного возраста

Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно ...

Игры на развитие образной памяти у детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6759556","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"410","width":"480"}}]]...

"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...

Использование фольклора в развитии движений у детей младшего дошкольного возраста

Забота о здоровье ребенка стала приобретать сегодня приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые активные, здоровые. Для поддержания интереса детей к занятиям физической...

Использование ИКТ в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка.  Именно этот период характеризуется качественным скачком в освоении языка. Дети свободно пользуются речью, легко вступа...