Рабочая программа дополнительного образования "Тулячок"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Данная программа дополнительного образования была разработана мною для детей 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа).
Работа по данной программе ведется в виде кружка 1 раз в неделю по подгруппам (16 - 17 чел).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_progrtulyach.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
дополнительного образования
«ТУЛЯЧОК»
для детей 6-7 лет
1 год обучения
Автор: Баранова Елена Юрьевна
воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ № 143 – црр –
д/с «Тулячок»
Тула
Пояснительная записка
Направленность
дополнительной образовательной программы
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, отличающееся от традиционного – ознакомление детей с природой и, в частности, с природой родного края. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада.
Основные цели программы дополнительного образования:
- воспитать у детей любовное, бережное отношение и уважение к родному краю;
- стимулировать развитие самосознания ребёнка и его творческого мышления;
- воспитать у ребёнка сознание собственной значимости в мире и истории.
Новизна, актуальность педагогическая целесообразность
В данной программе нет малозначительного, маловажного, ибо эта работа сохраняет жизнь на планете! Кружок помогает становлению и развитию у детей правил поведения в природном окружении на основе необходимых естественнонаучных знаний и нравственных чувств, выработке у них активной жизненной позиции, ответственному отношению к своему большому дому, к жизни всех обитателей.
Специальные игры не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей, в том числе исследовательских, языковых.
Организация поисково – практической деятельности —мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремлённости, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.
Задачи программы дополнительного образования:
- Расширять горизонты знаний ребёнка, в том числе познакомить с природой родного края в прошлом и настоящем времени;
- Способствовать формированию нравственных ориентиров у ребёнка: чувства исторической и природной значимости Тульской области, чувства ответственности за сохранение её природных богатств;
- Развивать творческое мышление, воображение, фантазию и затем анализировать результаты.
Отличительные особенности
данной образовательной программы
Для развития стойкого познавательного интереса к природе Тульского края, стремления глубже узнать окружающий мир, прочувствовать его красоту, знания дошкольников должны основываться на взаимодействии и активизации зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных и слуховых ощущений. В основе процесса ознакомления детей с природой лежат действия ребёнка с реальными компонентами явления.
Методом ознакомления становится самостоятельный эксперимент и опыт – как способ решения познавательной задачи. При проведении элементарных опытов можно показать детям такие явления, как состав снега, образование радуги, показать свойства воды и воздуха. Эта работа воспитывает сообразительных и любознательных детей.
Особое место отводится эвристическим беседам, которые предполагают установление причин разнообразия природных явлений с помощью рассуждения. Систематическое использование приёмов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной познавательной деятельности ребёнка.
Радость самостоятельных открытий развивает и укрепляет интерес к природе, развивает логическое мышление, любознательность, сообразительность, у детей расширяется кругозор, наблюдательность и, главное, воспитывается необходимость экологически грамотно вести себя в природе, учитывая её законы.
Режим занятий
Данная программа рассчитана на 1 год и предусматривает 31 занятие с детьми 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы проведения занятий
- Детское экспериментирование
- Изготовление гербария
- Чтение художественной и познавательной литературы
- Игры экологического содержания
- Различные виды изобразительной деятельности
- Составление экологических сказок.
Ожидаемые результаты
Воспитанники успешно усваивают в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Мониторинг освоения дополнительной образовательной программы «Тулячок» проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. Целесообразен также промежуточный контроль.
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Тулячок»
выбраны следующие формы:
1. Выставки детского рисунка «Как прекрасен этот мир»
2. Викторина «Моя Тула»
3. Фестиваль «Край родной навек любимый»
4. Фотовыставки «Мы из Тулы», «Прекрасное рядом» (совместная деятельность с родителями).
Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют педагоги детского сада, старшие дошкольники и их родители. В данную технологию включены две акции – предновогодняя «Зелёная ёлочка - живая иголочка» и «Земля – наш дом», приуроченная ко Дню Земли-22 апреля, «Встреча птиц», «Накормим птиц зимой», «Кто обидел речку?».
ЛЮДИ, НАУЧИВШИЕСЯ … НАБЛЮДЕНИЯМ И ОПЫТАМ, ПРИОБРЕТАЮТ СПОСОБНОСТЬ САМИ СТАВИТЬ ВОПРОСЫ И ПОЛУЧАТЬ НА НИХ ФАКТИЧЕСКИЕ ОТВЕТЫ, ОКАЗЫВАЯСЬ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОМ УМСТВЕННОМ УРОВНЕ В СРАВНЕНИИ С ТЕМИ, КТО ТАКОЙ ШКОЛЫ НЕ ПРОШЁЛ.
К. Е. Тимирязев
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы
«Тулячок»
Раздел | Название | Задачи | Формы проведения | Ме сяц веде ния |
Мой любимый город (2 занятия) |
| Приобщать детей к культурным ценностям, формировать патриотические чувства. | Экскурсии в уголок краеведения, беседы | С Е Н Т Я Б РЬ |
Гармония природы (4 занятия) |
| Расширить представление детей о флоре, фауне и насекомых ТО, закрепить умения устанавливать причинно-следственные связи м/у природными явлениями | Целевые прогулки, беседы, наблюдения, продуктивная деятельность, аудиовизуальные средства | О К Т Я Б Р Ь |
Мы – юные экологи (4 занятия) | 1. Экологическая тропа 2.Природоохранная деятельность «Тулячка» 3. Художник и природа родного края 4. Наш дом - природа | Воспитывать экологическое сознание, нравственное отношение к миру, пробуждать познавательную деятельность, развивать творческие умения и навыки | Экскурсии, беседы, наблюдения, выставки | Н О Я Б Р Ь |
Традици онные промыс лы Тульского края (визитная карточка города) (4 занятия) | 1. Тула - самоварная 2. Тульский пряник 3. Тула - оружейная 4. Тула – мастеровая | Знакомить детей с историей родного края, расширять кругозор, воспитывать уважение к наследию предков | Беседы, наблюдения, праздники, выставки, викторины, аудиовизуальные средства, экскурсии | Д Е К А Б Р Ь |
Тула – родина моя! (2 занятия) | 1. Тула – литературная 2. Тула современная | Приобщать детей к эстетическим ценностям, вводить ребёнка в сферу человеческой культуры с учетом его возрастных особенностей | Целевые прогулки, экскурсии, вечера-развлечения | Я Н В А Р Ь |
Жемчужины родного края (знаменитые земляки) (3 занятия) | 1.Знаменитые земляки – литераторы 2. Знаменитые земляки – художники 3. Знаменитые земляки: вклад в историю края | Развивать способность воспринимать историю и культуру своего народа (города, края) | Проведение экологической акции | Ф Е В Р А Л Ь |
Гармония природы (4 занятия) | 1- 2 Птицы, живущие рядом с человеком | Расширять горизонты знаний детей о живой природе, воспитывать бережное отношение к окружающему миру | Экскурсии, беседы, прогулки целевые, трудовая деятельность, | М А Р Т |
Познаём мир (4 занятия) | 1.Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека 2. Вода, воздух 3. Почва и камни 4. Сезоны | Знакомить детей с видимыми явлениями Вселенной, расширять кругозор | Беседы, экскурсии, целевые прогулки, проведение экспериментов и постановка опытов | А П Р Е Л Ь |
«Наш Общий Природ ный Дом» (4 занятия) | 1. Животные рек, прудов. 2. Кто обидел речку? 3. Экология и мы 4. Правила поведения в природе | Знакомить детей с растительностью и обитателями водоёмов, учить детей оценивать экологич. состояние водоёмов, выявлять источники загрязнения воды, берегов, прогнозировать изменение экологической обстановки вокруг изучаемых водоёмов | Аудиовизуальные средства, трудовая деятельность, беседы, выставки, праздники, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликации из природного материала) | М А Й |
Содержание программы дополнительного образования «Тулячок»
Тема I. МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Занятие 1. История Тульского Кремля
Программное содержание: знакомить детей с памятниками архитектуры родного города, приобщать к истории.
Занятие 2. Мы – туляки
Программное содержание: формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь к родному городу
Тема II . ГАРМОНИЯ ПРИРОДЫ
Занятие 1. Природное своеобразие Тульской области, растения.
Программное содержание: расширять представление детей о флоре, фауне, насекомых Тульской области, учить ориентироваться в многообразии видов растений и животных, воспитывать любовь к природе,
Занятие 2. Насекомые тульского края.
Программное содержание: знакомить детей с насекомыми родного края, их многообразием, ролью в жизни человека и значением для природы.
Занятие 3. Фауна тульских лесов, полей.
Программное содержание: знакомить детей с животным миром лесов и полей Тульской области, расширять кругозор, воспитывать любовь к животным.
Занятие 4. Красная Книга Тульской области.
Программное содержание: познакомить детей с понятием «Красная Книга», воспитывать бережное отношение к природе, приобщать к природоохранной деятельности.
Тема III. МЫ – ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ!
Занятие 1. Экологическая тропа.
Программное содержание: воспитывать у детей экологическое сознание,
Занятие 2. Природоохранная деятельность «Тулячка».
Программное содержание: пробуждать познавательную деятельность детей,
Занятие 3. Художник и природа родного края.
Программное содержание: развивать творческие умения и навыки детей.
Занятие 4 Наш дом – природа!
Программное содержание: воспитывать нравственное отношение к природе и миру в целом.
Тема IV. Традиционные промыслы тульского края
Занятие 1. Тула самоварная
Программное содержание: Знакомить детей с историей родного края, расширять кругозор, воспитывать уважение к наследию предков
Занятие 2. Тульский пряник
Программное содержание: Расширять кругозор детей, посредством ознакомления с историей родного города, его традиций, обогащать словарный запас.
Занятие 3. Тула – оружейная
Программное содержание: Развивать у детей интерес к истории города, познакомить с работами тульских оружейников (экскурсия в музей оружия)
Занятие 4. Тула – мастеровая
Программное содержание: Воспитывать любовь к родному городу, познакомить с историей промыслов.
Тема V. Тула – Родина моя!
Занятие 1. Тула – литературная
Программное содержание: Приобщать детей к эстетическим ценностям, вводить ребёнка в сферу человеческой культуры с учетом его возрастных особенностей, развивать монологическую речь, вызвать у детей желание делиться своими впечатлениями, воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям поэтов и писателей родного края.
Занятие 2. Тула современная
Программное содержание: Знакомить детей с жизнью родного города на современном этапе (современная архитектура, живопись, литература), учить рассматривать (здания), видеть неповторимость, дать детям знания о родном городе.
Тема VI. Жемчужины родного края
Занятие 1. Знаменитые земляки – литераторы
Программное содержание: Знакомить детей с произведениями знаменитых земляков-литераторов.
Занятие 2. Знаменитые земляки – художники
Программное содержание: Знакомить детей с творчеством художников тульского края, развивать интерес к их работам, продолжать учить детей понимать содержание картин, развивать внимание, речь, наблюдательность.
Занятие 3. Знаменитые земляки: вклад в историю края
Программное содержание: Развивать способность воспринимать историю и культуру своего народа (города, края)
Тема VII. Гармония природы
Занятие 1 – 2. Птицы, живущие рядом с человеком.
Программное содержание: Знакомить детей с многообразием видов птиц, живущих рядом с человеком, их ролью в природе и жизни человека, воспитывать любовь к пернатым.
Занятие 3 – 4 . Живое участие в судьбе родного края.
Программное содержание: Расширять горизонты знаний детей о живой природе, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Тема VIII. Познаем мир
Занятие 1. Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека
Программное содержание: Ознакомить детей с неживой природой, как средой жизни растений, животных и человека. Показать взаимосвязь живой и неживой природы.
Занятие 2. Вода, воздух.
Программное содержание: Знакомить детей со свойствами воздуха, воды. Проводить опыты с водой, развивая наблюдательность, творческое мышление, желание к самостоятельным опытам и выводам.
Занятие 3. Почва и камни.
Программное содержание: Объяснить детям различие понятий «Земля» и «почва», заинтересовать опытами с песком. Знакомить со сказкой про Лежач-камень, сопроводив показом коллекции камней. Развивать творческие способности, умение делать самостоятельные выводы из проводимых экспериментов.
Занятие 4. Сезоны.
Программное содержание: Показать взаимосвязь живой и неживой природы: времена года, их цикличность и ритмичность. Учить наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека.
Тема IX. Наш Общий Природный Дом
Занятие 1. Животные рек, прудов.
Программное содержание: Знакомить детей с растительностью и обитателями водоёмов, расширять кругозор, активизировать словарный запас.
Занятие 2. «Кто обидел речку?» (экологическая сказка)
Программное содержание: Закрепление знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, путём моделирования различных ситуаций, которые могут возникнуть на природных объектах. Развитие творческих способностей детей, мышления.
Занятие 3. Экология и мы.
Программное содержание: Познакомить детей с упрощенной методикой определения качества воды с помощью животных – обитателей водной среды. Учить детей анализировать факторы (как положительные, так и отрицательные) воздействия на природу в целом (или отдельной экосистемы, например, водной). Воспитывать экологическую культуру.
Занятие 4. Правила поведения в природе.
Программное содержание: Сформировать у детей сознательное отношение к природе, показывая взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, деятельности человека.
Мониторинг инновации воспитания любовного, бережного отношения и уважения к родному краю; формирование патриотических чувств и развитие духовности через знакомство с природой, историей, культурой и традициями Тульского края.
Цель: формирование нравственных ориентиров у ребенка: чувства исторической и природной значимости Тульской области, гордость за свою Родину, чувства ответственности за сохранение ее культурных и природных богатств.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ
№ п/п | Критерии оценки | Уровень знаний | |||||
Начало года | Конец года | ||||||
Низ. | Средн. | Выс. | Низ. | Средн. | Выс. | ||
1. | Интеллектуальная среда
| 10% | 70% | 20% | -- | 30% | 70% |
-- | 60% | 40% | -- | 15% | 85% | ||
-- | 65% | 35% | -- | 25% | 75% | ||
30% | 45% | 25% | -- | 25% | 75% | ||
2. | Визуальная грамотность и психофизические качества
| 20% | 70% | 10% | -- | 25% | 75% |
10% | 50% | 40% | -- | 30% | 70% | ||
3. | Развитие творческих способностей
| 25% | 55% | 20% | -- | 30% | 70% |
25% | 55% | 20% | -- | 40% | 60% | ||
30% | 45% | 25% | -- | 45% | 55% | ||
4. | Обобщение
| 20% 10% 15% 20% | 45% 50% 55% 50% | 35% 40% 30% 30% | -- -- -- -- | 40% 25% 30% 25% | 60% 75% 70% 75% |
Список литературы
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». - М.: «Мозаика-Синтез», 2011.
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: «Мозаика – Синтез», 2004.
- Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М.: «Мозаика – Синтез», 2006.
- Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.:ТЦ Сфера,2009.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.: «Мозаика – Синтез», 2010.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: «Мозаика – Синтез», 2010.
- Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М.: «Мозаика – Синтез», 2002.
- Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Умные руки. Художественная обработка материалов. Моделирование и конструирование. Изд. «Учебная литература», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...