Приобщение детей и взрослых к истории и культуре своей Родины через организацию детско-родительского клуба «Истоки»
материал на тему
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_detsko-roditelskogo_kluba_istoki.docx | 19.93 КБ |
prezentatsiya_detsko-roditelskogo_klubu_istoki.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к народным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия. Мы, взрослые, должны помочь детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к быту, истории, культуре своих предков.
Успех этой ответственной работы невозможен в отрыве от семьи, ведь родители- первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Мы ждем от них участия в воспитании растущей личности, направленного на развитие общей культуры человека, его созидательности.
Всё это подвигло нас к созданию со II младшей группы детско-родительского клуба «Истоки», как одной из форм работы с родителями, объединяющей семьи с детьми дошкольного возраста в целях возрождения и развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов.
Цель: Приобщение детей и взрослых к истории и культуре своей Родины.
Задачи:
- Знакомить детей с русскими – народными праздниками.
- Формировать чувство нравственно-патриотического сознания.
- Развивать эмоциональную отзывчивость у детей.
- Расширить знания родителей о национальных традициях и обрядах русского народа.
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с положением и планом работы, который составлен на четыре года. Встречи проходят один раз в квартал и посвящены четырём календарно-обрядовым праздникам: «Покров», «Святки», «Сороки», «День Ивана Купала».
С каждым годом сценарии праздников усложняются с учётом возрастных особенностей детей по принципу «от простого к сложному». Так, например, во 2 младшей группе знакомим детей с русскими народными потешками, песнями, играми и хороводами. А, уже, в подготовительной группе – календарно - обрядовыми песнями, колядками, прибаутками, пословицами и поговорками.
Кроме того, если в младшей группе организация праздников целиком ложится на плечи педагогов и родителей, то в старших группах широко привлекаются дети. Они помогают изготавливать атрибуты для выступлений, принимают непосредственное участие в оформлении зала и проведении праздника.
Тема встреч оглашается заранее. На стендах для родителей вывешиваются красочные приглашения - зазывалки. Участниками клуба являются все желающие родители наших воспитанников.
Каждая встреча проходит как знакомство с историей праздников, народными традициями и гуляниями: хороводы, колядования, народные игры. Желающих поучаствовать в играх, хороводах с каждым разом увеличивается. Родители рядом со своими детьми танцуют, играют, читают потешки (по заранее подготовленным «шпаргалкам»). На праздники приходят не только мамы и бабушки, но и папы, дети - школьники.
Перед проведением каждой встречи детско – родительского клуба ведётся большая подготовительная работа:
1. Незадолго до праздника мы рассказываем детям о старинных обрядах и обычаях, о забавах и развлечениях, устраиваемых во время праздников нашими предками. Чтобы заинтересовать детей и взрослых, готовим описание, разъяснение содержания песен.
2. Для родителей готовим папку – передвижку, в которую включаем информацию об истории праздника, разъяснения предназначения символов в календарно – обрядовых праздниках, рецепты блюд, которые готовили в определённые праздники, костюмы. К каждому празднику готовим шпаргалки - подборку потешек, пословиц, пестушек, колыбельных песен, различных народных игр, чтобы родители могли принять активное участие в празднике, чувствовали себя уверенно.
3. При помощи родителей к каждому празднику – группа оформляется в стиле «Русской избы»: ставится прялка, деревянные лавки, покрытые половиками и ковриками , стол на котором стоит самовар и различные угощения. На пороге избы гостей встречает радушная хозяйка.
Занимаясь подготовкой к празднику, педагоги и родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится эта встреча. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.
Ожидаемые результаты.
1. У детей расширятся знания о русских народных праздниках, обрядах нашего народа.
2. У воспитанников появится чувство причастности к обычаям и традициях своих предков.
3. Повысится уровень нравственно-патриотического сознания и социально-культурная компетентность взрослых.
Таким образом, народные праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Праздник - важная часть жизни как ребенка, так и взрослого, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова:
“Без праздников не бывает детства!”
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С.Михалков
Цель: приобщение детей и взрослых к истории и культуре своей Родины. Задачи: Знакомство детей с русскими народными праздниками. Формировать чувство нравственно-патриотического сознания. Развивать эмоциональную отзывчивость у детей. Расширить знания родителей о национальных традициях и обрядах русского народа.
Приглашения - зазывалки
Знакомим детей и родителей Колыбельные Пестушки Потешки Прибаутки Считалки Загадки Небылицы Скороговорки
Народные игры Подвижные Игры с пением Хороводные Народные песни Заклички Хороводные Обрядовые Плясовые Игровые
Подготовительная работа Беседы с детьми Информация для родителей Оформление группы
Музыкальное оформление Записи русских народных плясовых хороводных песен и мелодий в исполнении фольклорных ансамблей : Русская народная песня - «Уж как шла коляда» Ансамбль «Веретёнце» п.у.Краснопевцевой – «Коляда-Коляда» Ансамбль «Ивана Купала» - Коляда(Ай заинька,Ай серенький…) Государственный ансамбль песни и танца « Шалдон » - «Коляда»
Ожидаемые результаты У детей расширятся знания о русских народных праздниках, обрядах нашего народа. У воспитанников появится чувство причастности к обычаям и традициям своих предков. Повысится уровень нравственно-патриотического сознания и социально-культурная компетентность взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнёрство ДОУ и семьи через организацию детско – родительского клуба "Мы родом из детства"
Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнёрство, сотрудничество в организации воспитательно - образовател...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ
Аннотация. В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы знакомства с историей и культурой своей Родины....
Опыт работы на тему "Взаимодействие ДОО и семьи через организацию детско-родительского клуба "Островок здоровья"
Объединение педагогов и родителей, заинтересованных в оздоровлении детей.Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отн...
АПО "Организация проектной деятельности, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края ("Малой Родины")
Проект прошёл под руководством воспитателя, которая направляла и систематизировала и направляла работу детей и родителей, вносила коректировки, усложняя или упрощая формы работы....
«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа» через проектную деятельность.
quot;Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа"...
"Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, традициям, культуре своей большой и малой Родины"
quot;Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, традициям, культуре своей большой и малой Родины"...