«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа» через проектную деятельность.
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
"Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_moy_lyubimyy_petergof.docx | 57.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию детей при ознакомлении с малой родиной.
Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа» через проектную деятельность.
Автор-составитель: Стрельчикова Татьяна Васильевна, педагог ГБДОУ детского сада № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района г. Санкт-Петербурга. .
Пояснительная записка
Актуальность:
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере духовно-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера, материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными. К сожалению, наше общество все больше отдаляется от того высокого, прекрасного, вечного, на чем всегда держалась жизнь – это Добро, Истина, Красота. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. Знакомство с историей и культурой Петергофа, обращение к отечественному наследию – позволяют ребенку погрузиться в атмосферу настоящего искусства, познать мир прекрасного, соприкоснуться с разными эпохами, стилями, историей, музыкой, поэзией и этикетом.
Данная методическая разработка «Мой любимый Петергоф» направлена на формирование наиболее полных представлений у детей знаний о родном городе, его истории, воспитание любви и интереса к нему. В разработке обобщен практический опыт работы проектной деятельности педагога с детьми по темам «Как все начиналось?», «Город мировой славы», «Где эта улица, чей это дом?», «Они прославили город», «Соборы и храмы Петергофа», «Сады и парки Петергофа», «Живу я в городе Петра». Разработанная система опирается на образовательные задачи развития ребенка дошкольного возраста и соответствует их возрастным особенностям. За основы были взяты: программа Алифановой Г. Т. «Первые шаги» (Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет), программа Манковой Н.И. «Маленький горожанин» для детей 5-7 лет и программа Н.Т. Смирновой «Город мой любимый».
Содержание проектной деятельности реализуется через экскурсии, интеграцию различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. В работе используется краеведческий, искусствоведческий, мифологический материал. Дошкольники знакомятся с традициями, трудом, культурой, бытом города в разные исторические эпохи. Применение новых информационных технологий способствуют проведению с дошкольниками «Виртуальных путешествий» по музеям-дворцам, паркам, улицам города. Во время этих «путешествий» дети не только слушают рассказы педагога, но и смотрят видеофильмы, знакомятся с изобразительным искусством, могут сами попробовать себя в роли экскурсовода, мастеров, которые создают изделия декоративно – прикладного искусства. Дидактический, информационный и практический материал по воспитанию у детей любви и интереса к родному городу подобран в соответствии с возрастом детей. Проектная деятельность по ознакомление детей с историей и культурой города Петергофа рассчитана на детей от 4 лет. В ней представлены система планирования и содержание работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре города, система организации и планирования работы по сотрудничеству с семьей
Цель:
- Приобщение дошкольников к истории и культуре города Петергоф, восхищение им; осознание ценности памятников культуры и искусства.
Задачи:
- Расширить и углубить знания детей о городе Петергофе, его истории, достопримечательностях и памятных местах.
- Познакомить детей с деятельностью музея, профессиями людей, которые работают в музее;
- Приобщать детей к общественной и культурной жизни города,
- Знакомство детей с почётными гражданами города.
- Расширять представления детей о достопримечательностях своего города и его исторических памятниках
- Воспитывать культуру поведения на улицах, в общественных местах, на экскурсиях, выставках, в музеях и т.д.
- Развивать гуманное отношение и патриотическое чувство к своему городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.
Предполагаемый результат:
- Освоение знаний и представлений об истории своего родного города, достопримечательностях и людях, прославивших его;
- Формирование у детей чувства гордости за свой город и желание сохранить его красивым;
- Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;
- Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;
- Усвоение норм, правил поведения в общественных местах;
- Овладение родителями организационными навыками проведения совместного досуга в семье;
- Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Структура методической разработки включает в себя:
- 1.Пояснительная записка.
- 2. Перспективное планирование.
- 3. Диагностика.
- 4. Приложение:
- конспекты в организации непосредственно образовательной деятельности детей и взрослых.
- игры
- Информационный блок
Условия реализации программы:
Методическая разработка рассчитана на 3 года систематической и последовательной работы с детьми дошкольного возраста. Место проведения: группа, музыкальный зал, изостудия, детская библиотека, улицы, площади, парки города, учреждения дополнительного образования детей ДЮЦ, музыкальная школа, музеи города.
Разработка включает три основных этапа:
I этап - подготовительный, включает в себя:
- анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях
- диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города
II этап - основной, включает в себя:
- занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
- совместные мероприятия с семьями воспитанников,
- совместные мероприятия с детьми,
- экскурсии по городу,
- пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ, поделок, коллекций.
III этап - итоговый, включает в себя:
- итоговое диагностирование детей,
- повторное анкетирование родителей.
Итогом деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы макеты, совместные праздники, экскурсии; познавательные викторины, творческий отчёт «Любимый Петергоф».
При реализации программы используются общепринятые формы работы с детьми дошкольного возраста:
- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры драматизации, подвижные игры;
- просмотр и обсуждение видеофильмов о Петергофе;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг писателей и поэтов;
- беседы социально- нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
- наблюдения за трудом взрослых, природой;
- оформление выставок произведений декоративно- прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи; тематических выставок детского творчества.
- заучивание стихотворений, отрывков литературных произведений, произведений малых фольклорных жанров
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
- слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки.
Взаимодействие с семьёй
Важным условием воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранение семейных связей.
Формы работы с родителями:
- Регулярные рекомендации по закреплению пройденного материала.
- Участие в совместных мероприятиях в рамках реализации программы (подготовка к конкурсу чтецов, спортивному досугу, игре, конкурсу).
- Семейные экскурсии в музеи, по памятным местам города, посещение культурных центров.
- «Мини-исследования» истории города, улицы (на которой находится детский сад или живут дети)
- Консультативная работа
- Оформление выставок детско-родительских творческих работ, фотоколлажей, фотоальбомов, газет. и др.
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования:
- ГМЗ «Петергоф: дворец «Монплезир», дворец «Марли», музей фонтанного дела, музей «Екатерининский корпус», музей семьи Бенуа, «Большой Петергофский дворец», «Фермерский дворец», дворец «Коттедж», «Дворцовая телеграфная станция», музей «Банный корпус»
- ДЮЦ «Петергоф»
- Посещение тематических праздников, выставок города.
- Посещение концертов воспитанников и преподавателей музыкальной школы
Планирование работы по ознакомление детей
дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа
Задачи:
Средняя группа:
- Знакомство с историй возникновения и с основными достопримечательностями города.
- Формирование восприятия целостной картины мира.
- Воспитание любви к родному городу, гордость.
- Пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им.
- Формирование начальных знаний о родном городе.
Средняя группа:
месяц | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Мероприятия с семьями | ||
Тема | Задачи | Вид деятельности | |||
сентябрь | «Петергоф– город в котором я живу» | Знакомить детей с городом и его историческим прошлым; | Просмотр презентации «Прогулка по Петергофу»; | Анкетирование «Знакомим ребёнка с родным городом». просмотр слайдов на тему «Моя семья. Мой дом. Мой детский сад»; - Выставка рисунков «Я и моя семья» | Оформление альбома «Моя семья» (с семейными фотографиями) |
октябрь | «Петр Первый - основатель Санкт-Петербурга и Петергофа» | Познакомить детей с жизнью основателя Петергофа – Петром I; | Просмотр слайдов на тему «Петр I – основатель города»; | Предложить посетить с детьми памятники: памятник Петру 1 в Нижнем парке и Купеческой гавани, памятник Петру 1 на территории парка Александрия по выбору родителей. | Фотогазета «Прогулки по Петергофу». |
ноябрь | «Символы Петергофа» | Познакомить с историей города через символы; | Просмотр слайдов на тему «Визитная карточка города»; | Альбом «Виды старого Петергофа». В Выполнить символы города в разных техниках (вышивка нитками или бисером, рисунок, графика, выжигание и пр.) | |
декабрь | «Дом, в котором я живу»(эволюция дома) | Познакомить детей с эволюцией домов нашего города. | Просмотр слайдов на тему «Дома в нашем городе»; | Предложить совершить с детьми прогулку по центру города, обращая внимание детей на дома и сооружения. | |
январь | «Транспорт города» | Продолжать знакомить детей с различными видами транспорта; | Презентация «Эволюция городского транспорта»; | Презентация на данную тему. | Оформление мини-музея «Машины города». |
февраль | «Санкт-Петербургский проспект – главная улица нашего города» | Познакомить детей с жизнью главной улицы нашего города; | Рассматривание иллюстраций и фотографий; | Предложить родителям совершить пешеходную прогулку по Санкт-Петербургский | Библиотека |
март | «Дворцовая площадь – главная площадь города | Познакомить детей с Дворцовой площадью, рассказать о том, что она является главной площадью нашего города; | Просмотр слайдов на тему «Архитектурный ансамбль – Дворцовая площадь»; | Предложить родителям побывать с детьми на Дворцовой площади. | Целевая прогулка |
апрель | «Самый красивый парк города» | Формировать начальные знания о Нижнем парке города; | Просмотр иллюстраций на тему «Нижний парк нашего города»; | Предложить родителям прогуляться с детьми по Нижнему парку, обратить внимание на его убранство. | |
май | «Петергоф – город фонтанов» | Вызвать чувство гордости и восхищения родным городом, желания беречь его больше узнавать его; Познакомить с точной датой рождения нашего города; Дать представление о современном развитии нашего города; | - НОД: «Фонтаны-шутихи» - просмотр слайдов на тему «День рождения нашего города»; - оформление альбома «Я и мой город»; - выставка рисунков и фотографий на тему «Любимый город»; - разучивание стихотворений о городе. | Мини- газета «Петергоф глазами детей». | Досуг «Знатоки Петергофа». |
Пояснительная записка:
1) в средней группе занятия проводятся 1 раз в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;
2) предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);
3) целевая прогулка проводится 1 раз в квартал, для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.
Задачи:
Старшая группа:
- Знакомство детей с уникальными особенностями Петергофа, наиболее известными достопримечательностями.
- Дать детям представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого.
- Знакомить с музейными профессиями.
- Познакомить с разными видами музеев.
- Помочь детям осознать, что прошлое не исчезнет бесследно, его хранят местность, здания, предметы, человеческая память.
- Формировать умения детей описывать объекты, свои впечатления, давать оценку действиям и событиям.
- Приобщать детей к общественной и культурной жизни города.
- Воспитание у детей культуры поведения на улице, общественных местах, на экскурсиях, выставках, театрах.
- Помочь родителям в выборе музеев для посещения с детьми.
Старшая группа
месяц | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Мероприятия с семьями | ||
тема | задачи | Вид деятельности | |||
сентябрь | «Петергоф – город музеев» | Познакомить детей с дворцами-музеями Монплезир Эрмитаж, Марли– архитектурными и историческими памятниками, Нижнего парка, происхождением их названий. | Просмотр презентации «Дворцы Петергофа», «Правила поведения в музее»; | Фотовыставка «Музеи нашего города» | Клуб выходного дня: экскурсия в |
октябрь | «Скульптуры» | Рассказать детям о понятии «скульптура» и ее назначение; | НОД: «Скульптор» | Консультация «Куда пойти с ребёнком» | |
ноябрь | Осень в Петергофе | Знакомство детей с красивыми местами Петергофа: Ольгин пруд, Колонистский парк, Английский парк; | Наблюдения в природе | Выставка детских работ «Осень в Петергофе» | Прогулка |
декабрь | «Мы в городе славном живем» | Формировать начальные знания об архитектуре Петергофа; | НОД: «Архитектор» | Путеводитель по Петергофу. | Клуб выходного дня: интерактивная программа в музее Бенуа |
январь | Петергоф, из пепла возрожденный | Познакомить с историей Петергофа во время Великой Отечественной Войны; | Настольно-печатная игра «Путешествие по Петергофу» (игра ходилка с кубиком) , | Конкурс чтецов «Блокадный Ленинград». | Посещение детской библиотеки. |
февраль | «Мифы и легенды Большого дворца» | Рассказать об истории строительства и архитектурных особенностях Большого дворца; Ознакомление с залами дворца, предметами искусства, находящимися в этих залах; | Рассказ о возникновении Большого дворца с показом иллюстраций.; | Консультация по составлению описательных рассказов по плану или опорным схемам. | Клуб выходного дня: экскурсия в Большой дворец |
март | Главный собор нашего города | Познакомить ребенка с собором нашего города: | Прослушивание аудио записи колокольного звона; | фотоальбом, записи творческих рассказов ребят по впечатлениям после экскурсий (по мере накопления материала). | |
апрель | Сады и парки Петергофа | Познакомить детей с историей Верхнего Сада, с постройками, фонтанами, скульптурами, находящимися в Верхнем Саду; | НОД: «Садовник» | Предложить родителям посетить вместе с детьми парки и сады нашего города. | Экскурсия Аптекарский огород Петра 1 |
май | Любимый уголок Петергофа | Побуждать детей рассказывать о своём любимом месте в Петергофе, с которым связаны те или иные события, где ему приятно провести время, куда ему хочется вернуться еще и еще раз; | НОД: «Составление рассказов «Мой любимый город». | Оформление альбома «Я и мой город»; Выставка рисунков и фотографий на тему «Мой любимый уголок города» | Досуг «Любимый |
Пояснительная записка:
1) в старшей группе занятия проводятся 2 раза в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;
2) предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);
3) целевая прогулка проводится 1 раз в месяц, для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.
Задачи:
Подготовительная группа:
- Воспитание интереса к истории и культуре родного города;
- Воспитание любови к великим согражданам, чувства уважения к труду созидателей Петергофа;
- Способствовать возникновению интереса к окружающему миру, чувства комфортного пребывания в городе;
- Развитие творческих способностей и познавательной деятельности через знакомство с произведениями литературы, архитектуры, театрального, изобразительного искусства, посвященных Петергофу
Подготовительная группа
месяц | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Мероприятия с семьями | ||
название | Задачи | Вид деятельности | |||
сентябрь | Нижний парк «Фонтаны и Каскады Нижнего парка Петергофа» | Показать детям неповторимую красоту парка, фонтанов, величественных каскадов; | Беседы: «Что было до…», «История возникновения Петергофа», «Строительство фонтанов», «Как работают фонтаны» - | Фоторепортаж | Прогулка в парк. |
октябрь | «Сказки дворцов Петергофа» | Познакомить детей с архитектурными особенностями дворцов нашего города, | Игра "Строим дом, похожий на дворец" НОД: Беседа «Музеи Петергофа», «Где бывали»; | Праздник «Осенний Петербург» Прогулки в парк. Коллекция открыток | Посещение |
ноябрь | «Тайны царского парка» | Знакомство с историей и архитектурой частной императорской резиденции парка Александрия; | Настольно-печатные игры: лото «Растительный мир», «Животный мир», Игры – пазлы о животном и растительном мире. | Игры, задания на закрепление темы. | Посещение библиотеки «Книги о животных и растениях». Экскурсия в музей «Коттедж» |
декабрь | «В гостях у императорской семьи» | Познакомить ребенка с музеями парка Александрия: с музеем «Коттедж», «Фермерский дворец», «Новая ферма». Уточнить преставления детей о музеях Петергофа, их коллекциях, зданиях, в которых они расположены, а также о скульптурах парка Александрия | Рисование: «Что мне больше всего понравилось в музее» | Выставка | Посещение музея |
январь | «Храмы и Святые покровители Петергофа» «Военный Петергоф» | Дать общее представление о православном храме, его архитектурных особенностях, строении, назначении;
| Просмотр презентации на тему «Храмы Петергофа»; | Викторина по теме, игры, ребусы.
| Экскурсия в ДЮЦ «Петергофский десант» Возложение цветов к памятникам защитников города. |
февраль | Памятники Петергофа Они прославили город | Ознакомить детей с некоторыми памятниками нашего города историей их создания и скульпторами; Формировать умение оценивать поступки людей и свои, сформировать понятия « «мы - петергофцы», знать историю города через судьбы замечательных людей. | Презентация «Памятники родного города» | Игры, задания на закрепление темы. Создание книги памяти « Наши знаменитые земляки» | Библиотека |
март | Площади Петергофа | - Дать ребенку знания о значении площадей (парады войск, армии, проведение праздников и массовых гуляний), о значимости украшения площадей, | Рисование «Я - архитектор площади». Различные игры на соотнесение изображения с силуэтом | Создание альбома | |
апрель | Прошлое и настоящее Петергофа | Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением. Дать детям представление о профессиях людей, которые работают в городе Петергофе. | Игровые задания по теме «Профессии людей» Составление рассказов по теме «Профессии» | Альбом «Профессии бывают разные» Оформление | Посещение музея «Дворцовая телеграфная станция» |
май | «Никто не забыт – ничто не забыто»
| Познакомить с памятниками Воинской славы;
Выявление представлений детей о Петергофе. | Виртуальный музей «Дни, опаленные войной» | Книга памяти | возложение цветов к памятникам защитников города. |
Пояснительная записка:
1) в подготовительной группе занятия проводятся 4 раза в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды
совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;
2) предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);
3) целевая прогулка проводится 1 раз в месяц, для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.
4) целевые прогулки способствуют развитию исследовательской деятельности.
4.Диагностистика уровня освоения детьми знаний и представлений о городе Петергофе.
Цель: Выявить знаний и формирование представлений о городе Петергофе.
1. Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа
2. Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная
- подгрупповая
- групповая
3. Уровни освоения материала:
- Высокий – отвечает на вопросы и действует в соответствии с требованиями поставленных задач программы;
- Средний - отвечает на вопросы и действует в соответствии с требованиями поставленных задач программы с помощью взрослого;
- Низкий – не отвечает на вопросы и не проявляет интерес к представленному материалу.
Анализ результатов анкетирования родителей и результаты диагностики показали: что у детей увеличился объем знаний о родном городе, они имеют достаточные представления о его достопримечательностях, архитектурных и исторических
памятников. Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города Дети с уважением относятся к основателям, защитникам и людям, прославившим город. У воспитанников сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым. У ребят изменились взаимоотношения друг с другом, появилось чувства коллективизма. Имеют представления о духовных и нравственных ценностях. В процессе работы над проектом дети приобрели возможность делать что-то интересное самостоятельно, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат. Наблюдается заинтересованность родителей, в деятельности детей, участие в фотовыставках, семейных экскурсиях по городу.
Методические материалы
Педагогические технологии и методы:
- информационно-коммуникативные: просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, беседы, рассказы;
- игровые: дидактические игры, ролевые, диагностические игры;
- развитие познавательных интересов: вопросы познавательного характера;
- практически-прикладные: творческие работы;
- проблемное обучение: решение проблемных ситуаций;
Дидактические материалы:
- печатные пособия: карты, схемы, открытки, альбомы по искусству с гравюрами и живописными видами Петергофа;
- тематические подборки открыток об архитекторах, скульпторах, храмах, музеях, парков, памятниках;
- аудиокассеты с экскурсиями по городу;
- дидактические игры и игры на развитие познавательных интересов по всем темам программы;
- видеоматериалы;
- презентации виртуальных экскурсий по городу Петергофу;
- игры по истории города, кроссворды, ребусы; пазлы.
Информационные источники, используемые при реализации программы
Список литературы.
- Гейрот А.Ф Описание Петергофа 1701-1868. - СПб., 1868.
- С.Б. Горбатенко. Петергофская дорога. СПб, 2002.
- Петергоф в открытках и фотографиях конца ХIХ – начала ХХI веков. Императорский Петергоф. Три столетия истории. Петергоф, 2002.
- Императорские резиденции Петергофской дороги. История Петергофской дороги. Стрельна. Петергоф. Ораниенбаум. СПб, 2008.
Альманах из серии «Сокровища России». . - В.А. Гущин. История Петергофа и его жителей. Книга 5. Парки Петергофа. Санкт-Петербург, 2016.
- В.А. Гущин. Царицын остров. Петергоф, 1997.
- В.А. Гущин. Ольгин остров. Петергоф, 1998.
- В.А. Гущин. Английский дворец. Петергоф, 1997. В.А. Гущин. Собственная дача. Петергоф, 1997.
- В.А. Гущин. Р.А. Абасалиев. Петергоф в газетной хронике. 1864 – 1900. Т.1. СПб, 2012.
- В.А. Гущин. Р.А. Абасалиев. Петергоф в газетной хронике. 1901 – 1917. Т.2. СПб, 2012.
- С.А. Сурков. Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петергофе. СПб, 2015.
- А.Ю. Гусаров. Юго-западные предместья Петербурга. История. Архитектура. Дачная жизнь. СПб, 2015.
- Сыров А.А. Забытые достопримечательности южного берега Финского залива. М. - СПб, 2013.
- А. Раскин. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. СПб, 2009.
- Кудрявцева Т.А. Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области. СПб, 2011.
- Мода на ботанику. Цветочный мир Петергофа. Петергоф, 2014.
- А.А.Максимова. Путешествие в утраченный Петергоф. Петергоф, 2007.
- Е.Д. Юхнева. Из Петергофа в Стрельну. По Царской (Нижней) дороге. ХIХ век. Путеводитель. СПб, 2005.
- А.А.Максимова. Путешествие в прошлое и настоящее Петергофа. Петергоф, 2008.
- Штакеншнейдеровские чтения. К 200-летию со дня рождения А.И. Штакеншнейдера. Петергоф, 2002.
- Б.Алмазов. Петербург – столица русской гвардии. История гвардейских подразделений: Структура войск. Боевые действия. Выдающиеся личности. М., 2015.
- Д.В.Осипов. «Венера, снимающая сандалию». История одного шедевра. СПб,2011.
- Иринчев Б., Жуков Д. Гибель дворцов. Нацистская оккупация Ленинградской области в 1941 – 1944 годах. Фотоальбом. СПб,2011
- А.Г. Мосякин. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Дворцы, восставшие из пепла. СПб, 2014.
- Юные за возрождение Петергофа: сборник работ победителей краеведческих чтений 2009-2012 годов.
- В.Азаров, А.Зиначев. «Живые пойте о нас». Документальная повесть. Л.,1972.
- Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. - СПб, 2010.
- Гусаров А.Ю. Петербург - столица фонтанов. Путеводитель по фонтанам Санкт-Петербурга. - СПб, 2008.
- Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112с. - (Серия «Вместе с детьми»)
- Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей. От3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.: Паритет, 2005. – 288с.
- Музейная педагогика: из опыта методической работы. / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416с. – (Программа развития)
- Зодчие Санкт-Петербурга Х1Х – начала ХХ в. – СПб., 1998.
- Нестеров В. Знаешь ли ты свой город? – М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.
Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...
Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга.
В статье представлен мой опыт по приобщению родителей к ознакомлением детей с культурой Санкт-Петербурга....
Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается одной из актуальнейших. Все большее распростран...
Консультации для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города».
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает...
Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает новые характеристики, новые подходы к ее решению, как состав...
Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность
Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность...