Консультация для родителей «Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.mld_.gr_.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей
(младшая группа)
на тему
«Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: рассказать родителям воспитанников (законным представителям) о роли и значении развития и формирования речи у детей младшего возраста, дать соответствующие рекомендации.
Задачи: Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности детей младшего возраста; способствовать овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Форма проведения: индивидуальная консультация.
Участники: воспитатель группы, родители.
Материал: памятки для родителей «Формирование речи у детей младшего возраста»; «Проведение речедвигательных движений в домашних условиях».
Начинаю рассказывать: «Думаю, никому не нужно пояснять, как важен для человека дар слова. И очень важно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью. И вовсе не обязательно устраивать для этого школу на дому. Просто чаще играйте с ребенком в игры, развивающие речь, мышление, фантазию. Потому, что игра - основное занятие детей.
Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить тогда, когда понимает обращенную к нему речь.
Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно и особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Вы должны приучить ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
И что же надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?
Необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников – взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты там, где педагоги и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад и именно их роль в речевом развитии ребенка значима: все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Развитие речи в понимании многих родителей – это умение ребенка читать и писать (хотя бы печатными буквами). Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которое на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п.
Наиболее важными видами деятельности для успешного развития речи детей являются:
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
2. Общение ребенка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук (шнуровки, игры с пуговицами, с прищепками, лепка).
5. Чтение детской художественной литературы (читать нужно каждый день).
6. Игры с ребенком взрослых и друзей.
7. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря в процессе наблюдений за природой.
На природе вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмем природу.
Отправляясь с ребенком на прогулку:
- поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?
- в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
- какое сейчас время года?
- покормить птиц
- познакомить с народными пословицами и приметами
- прочитать стихотворение, вспомнить песенку
- поиграть в игру.
Предлагаю игры с детьми на закрепление различных речевых навыков.
1. «Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, гречку, рис или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
2. «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.
3. «Какие слова можно вынуть из борща? (из холодильника, из винегрета)».
4. «Сладкие», «соленые», «кислые» слова.
5. «Приготовим сок». Сок из яблок - …. (яблочный); из лимона - …. (лимонный) и т. п.
«Игры по дороге в детский сад (в магазин)».
1. «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще, обязательно укажем, какие они. Вот кошка – она пушистая, серая. Вот машина – она грузовая». Ребенок и взрослый могут называть объекты по очереди.
2. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей (чирикает). У кошки – котенок, а у собаки …. (щенок) и т. п.
Итак, я бы хотела дать Вам следующие рекомендации:
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять дома занятие ребенка лепкой, рисованием, конструированием.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
В завершении нашего собрания, я хочу дать Вам памятки, чтобы Вы ознакомились, применяли все рекомендации, описанные в них в дальнейшем.
Спасибо за внимание!
Консультация для родителей по математике для детей младшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по математике для детей младшего дошкольного возраста.
Как же открыть ребёнку этот необыкновенный мир математики– это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у ребёнка потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике. Важно, чтобы математика вошла в жизнь ребёнка не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка, Ваша помощь неоценима! Мамам и папам хочется напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Найти для ребенка немного времени: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Внимание!- этим понятиям вы можете уделить и в повседневной жизни. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно еще поставить тарелок, положить ложек, вилок для обеда. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Меньше? Поровну ли? Как сравнить? Что сделать, чтобы было поровну? Если вы на кухне и варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Играет ребенок конструктором или кубиками, делая башенки, домики, спросите какой выше, ниже. Когда вы одеваете ребёнка на прогулку спросите, какого цвета у него шапка, шарф, куртка, сапоги и др. Одеваете варежки, носки, сапоги, напомните, где у него правая-левая рука, нога. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Собирая осенние листья, выберите красные, жёлтые, зелёные, коричневые. Ваш ребенок любит рисовать, спросите его о длине карандашей, сравните их; чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как: длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например, высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка).Используйте для сравнения игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, ребенок должен пользоваться правильными словами для сравнения по величине. Ребёнок знакомится с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях: № автобуса, дома, машины и др. Так ребёнок учится не только считать,но и ориентироваться во времени. Так, найдя небольшое количество времени на ребёнка, вы можете приобщить его к математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Формирование речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте"
В данном материале раскрываются особенности речевого развития детей 5 - 7 лет....
Консультация для родителей.Формирование ЭМП у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей младшегодошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста»
Игры для формирования цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста....
консультация для родителей "Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста"
консультация для родителей "Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Развиваем речь у детей младшего дошкольного возраста"
Игры и рекомендации по развитию речи....
Консультация для родителей "Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста"
Формирование культурно-гигиеничеких навыков у детей 2-й младшей группы...