План работы по теме саообразования
материал по теме

Ефимова Алла Петровна

Самообразование по теме

«Краеведение, как средство воспитания и социального развития детей дошкольного возраста»

Цель:

·         Расширить знания о культурных традициях и образе жизни коренных народов Ямала;

·         Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям

·         Раскрывать творческий  и интеллектуальный потенциал дошкольников на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Задачи:

·         Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.

·         Дать представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни поселка.

·         Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

·         Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

·         Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

 

Предполагаемый результат:

  • осознание родителями важности привития детям уважительного отношения к народам    Севера и бережного отношения к природе родного края;
  • расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;
  • расширение связей ДОУ с социумом;
  • улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

 

 

 

Этапы самообразования

1

Подбор и изучение методической литературы

Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013.Ямало-Ненецкий автономный округ» для воспитателей детских дошкольных учреждений. ЗАО «Фрегат»,2013г.

«Ямальский калейдоскоп»

Сборник «Северные родники»

«Я родом из тундры» Нина Ядне. Литературно-художественное издание. Книга вторая

«Сказка про песню-мечту». Северные узоры. Издательский дом «Карапуз»

Д. Нагишкин «Айога» сказка. Издательство «Детская литература»

Интернет

 

сентябрь

2

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

Выступление по теме на пед.советах, семинарах, в конкурсах декоративно-прикладного искусства, праздниках

 

В течении года

3

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

Разработка и работа по проекту «Край, в котором я живу»

 

 

 

 

Сентябрь – май


 

1.Изучение методической литературы:

1.1 Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания (см.приложение 1.1)

 

1.2 Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)

 

1.3 Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)

 

1.4 Изучение новых программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга»)

 

1.5 Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)

 

1.6 Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования (см. приложение 1.6)

 

2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

·         Участие во  всероссийском конкурсе педагогического мастерства  «Профиконкурсного тура» «Современное образование: территория возможностей» «Край, в котором мы живем»   (диплом 3 степени);

·         публикация материала и презентации «Край, в котором я живу»,  занятие по социальному миру «Тундра – дом ненцев»  на образовательном проекте Мааам.ru Web адрес блога: htt:// www/maaam. ru/detskijsad/gfdkeif1972;

·         совместное развлечение с музыкальным работником «На Ямале мы живем»;

·         реализация проекта и продукт деятельности (оформление уголка краеведения, фотоальбома «День оленевода», оформление выставки творческих семейных работ «Сказки народов Севера»;

·         участие в выставке декоративно-прикладного искусства «Ямальский сувенир»;

·         участие в акции «Добрых сердец»

 

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику проекта «Край, в котором я живу»

3.1 План работы над проектом

 

месяц

мероприятие

Примечание

 

сентябрь

  • Сбор информации о семьях воспитанников;
  • подготовка к собранию «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»; анкетирование по проблеме

 

опрос родителей

(фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания,  место работы, профессия)

 

октябрь

·         Беседы с детьми на тему «Мой поселок»

 

·         Работа над лексической темой «Что в лесу растет, кто в лесу живет».

 

·         Экскурсия «По поселку мы пройдем» (знакомство социально значимыми объектами поселка)

 

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности

 

ноябрь-декабрь

Выявление у детей знаний о членах своей семьи:

·         Беседы с детьми на тему  «Где и кем работают наши родные», «Семья оленеводов»

 

·         Музыкальное развлечение «Любим в тундре мы бывать»

·         Участие в смотре – конкурсе краеведческих уголков

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

 

январь

·            Беседа с детьми «Одежда народов Севера».

·         Работа над лексическими темами «Одежда», «Орудия труда»

 

·         Оформление выставки семейных творческих работ  «Сказки народов Севера»

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

февраль

  • Подготовка презентации фото материала «Мы на Севере живем»;
  • Северный край, ребят закаляй!

 

индивидуальная работа с родителями

организация подвижных игр на прогулке

март

  • Показ детям презентации фото материала «Мы на Севере живем»;

 

  • Семейный спортивный праздник «День оленевода»

 

  • Групповое родительское собрание  «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста» с презентацией фото материала «Мы на Севере живем»;

 

  • Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»

 

  • Презентация фото материала «Мы на Севере живем» на уровне ДОУ

с использованием средств мульти-медиа;

 

 

 

с использованием средств мульти-медиа;

индивидуальная работа с семьями воспитанников

 

оформление продуктов проектной деятельности

Примечание.

Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края», составленный на основе программ:  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой; О.Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Волгоград: Учитель, 2007.

Тематический план работы

Разделы работы

Основное содержание, сроки

Познавательно-речевое развитие

«Я и вся моя семья»

Обычаи и традиции семьи, составление родословной и герба семьи (сентябрь 2014г)

«Наш поселок Правохеттинский»

Обзорные экскурсии по поселку, целевые прогулки к социально значимым объектам: школьный музей, амбулатория, музыкальная школа, КСК, КДЦ(октябрь 2014г)

«Мой поселок славный для меня ты главный»

Рассматривание фото поселка, города; беседы о гербе поселка, района.
Посещение детьми с родителями краеведческого музея в г. Надым и составление рассказов об увиденном или представление видео.
Чтение произведений и стихов местных авторов (ноябрь, декабрь 2014г).

«Природа нашего края»

Циклические наблюдения за природой, погодой (октябрь – март)
Проведение акций «Зеленая елочка – живая иголочка» (декабрь)
«Помоги птицам зимой» (декабрь-март)
Чтение детям произведений и стихов местных авторов

Досуговые мероприятия: «Вороний день» (апрель).

«Развитие связной речи детей 5–7лет»

Знакомство детей с произведениями местных авторов, журналистов, поэтов, используя газеты «Рабочий Надыма»
Драматизация с детьми ненецкой сказки «Кукушка». Изготовление родителями атрибутов, декораций для сказки, участие в постановке сказки. Семейный театр.
Знакомство со сказками, легендами о Ямале. Пересказы этих произведений.
Придумывание вместе с педагогами и родителями загадок об явлениях природы, животных, растениях.
Посещение библиотеки, составление рассказов по впечатлениям.

Художественно-эстетическое развитие «Культура и искусство народов Севера»

«Особенности культуры народов Крайнего Севера»

 Знакомство с творчеством художника С.А.Лугина. Посещение родителями с детьми выставки местных художников.

 

 Ознакомление с народными инструментами. Ознакомление с песнями о родном крае.
 

Физическая культура

«Игры народов Севера»

Изготовление родителями атрибутов для подвижных игр. Помещение игр народов Севера в папку-передвижку.
Разучивание с детьми игр: «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки», «Перетягивание палки»
Спортивный праздник «День оленевода»

 

3.2 Анализ выполнения программы (см. приложение 3.2)

 

 

4. Представление опыта работы по теме.

Презентация проекта:

·         групповое родительское собрание  «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»;

·         педсовет «Духовно-нравственное воспитания в ДОУ».  

Предполагаемый результат:

  • осознание родителями важности привития детям уважительного отношения к народам    Севера и бережного отношения к природе родного края;
  • расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;
  • расширение связей ДОУ с социумом;
  • улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:

  • Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  • Принцип проблематизации заключается  в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное  развивающее значение.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Ямала.
  • Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
  • Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Проекция на будущее:

Разработать программу факультатива по краеведению для детей подготовительной группы

                 

Приложение

1.1 Управление ДОУ в свете требования  ФГОС

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 01.09.2013г. Федерального закона «Об образовании Российской Федерации».

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН «О правах ребенка», Конституции РФ, Законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных особенностей народов РФ.

Ставиться новая цель в образовании: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,   ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Миссия дошкольного образования: становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости. Стандарт должен нормативно обеспечить гарантии равенства - возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования

Выделяются следующие направления:

-формирование учредителем государственного (муниципального задания в отношении МДОУ);

-подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и аттестации педагогов, административно-управленческого персонала.

В детском саду созданы  условия для реализации Стандарта:

1. Кадровое обеспечение

2. Финансовое обеспечение

3. Предметно-развивающая среда

Кадровому обеспечению отводится основное место. Педагогический коллектив нашего детского сада состоит из 17 педагогов. Это воспитатели, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Средний возраст  педагогов 35 лет. Повышение квалификации педагоги проходят в ГАОУ ДПО Института развития образования РБ.

Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении должна создаваться как зона ближайшего развития ребенка для успешной его социализации.

ФГОС дошкольного образования  решает следующие цели:

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; 

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской  Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Основные принципы ФГОС:

- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как  важного этапа в общем развитии человека;

- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями  и склонностями;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

-  приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-  формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

При работе с детьми по ФГОС должна быть учтена  возможность освоения воспитанниками Программы на разных этапах её  реализации.  В ДОУ решаются задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в  том числе их эмоционального благополучия); формирования общей культуры эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.  Разработанная  образовательная Программа должна быть направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих  способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Образовательная Программа  охватывает следующие  образовательные области:   коммуникативно-личностное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 

Решение задач развития детей в пяти образовательных областях направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

Двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх. В ДОУ имеется оборудованный физкультурный зал, тренажерный зал, спортивная площадка, в группах имеются физкультурные уголки.

Игровой, в ДОУ созданы игровые уголки, театральные в которых находится разнообразное оборудование для сюжетно – ролевой и режиссерской игры.

Коммуникативной деятельности (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

Познавательно-исследовательской деятельности (созданы книжные уголки, уголки экспериментирования, мини - музеи).

Восприятия художественной литературы и фольклора;

Элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

Конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);

Изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации);

Музыкальной деятельности (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

ДОУ оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Задачи развития реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в нашем детском саду. Результатом реализации  становится создание, социальной ситуации развития педагогов  и воспитанников включая создание предметно развивающей  среды, которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие  воспитанников,  способствует профессиональному развитию педагогических работников,  создаёт условия для развития детей дошкольного возраста. Только квалифицированные педагоги смогут реализовать образовательный стандарт. Педагоги нашего детского сада  принимают участие в различных конкурсах, открытых мероприятиях. Мы гордимся своими воспитанниками. Они участвуют в различных конкурсах и  мероприятиях и занимают призовые места.

Стандарт выделяет такую компетенцию - как открытый характер образовательного процесса, на основе сотрудничества с семьями воспитанников, то есть  родителями и законными представителями. Создан  официальный сайт детского сада, где можно получить любую информацию  о работе нашего детского сада.

        Таким образом,  в нашем детском саду  созданы: психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические условия,  и  реализация ФГОС думаем, что будет проходить успешно.

1.1 10 июля 1992 года N 3266-1

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ЗАКОН

 

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

 

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ,

от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ,

от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ,

от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

от 18.07.2005 N 92-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ,

от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 16.03.2006 N 42-ФЗ,

от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ,

от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 28.12.2006 N 242-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 06.01.2007 N 1-ФЗ,

от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ,

от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ,

от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ,

от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ,

от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 180-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ,

от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ,

от 17.07.2009 N 148-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ,

от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ,

от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,

от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 17.06.2010 N 121-ФЗ,

от 27.07.2010 N 215-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ,

от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 08.12.2010 N 337-ФЗ,

от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ,

от 02.02.2011 N 2-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами

от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ,

от 17.12.2009 N 313-ФЗ)

 

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_teme.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

 - 2 -

Самообразование по теме

«Краеведение, как средство воспитания и социального развития детей дошкольного возраста»

Цель:

  • Расширить знания о культурных традициях и образе жизни коренных народов Ямала;
  • Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям
  • Раскрывать творческий  и интеллектуальный потенциал дошкольников на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Задачи:

  • Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
  • Дать представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни поселка.
  • Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
  • Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.
  • Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Предполагаемый результат:

  • осознание родителями важности привития детям уважительного отношения к народам    Севера и бережного отношения к природе родного края;
  • расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;
  • расширение связей ДОУ с социумом;
  • улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

- 3 -

Этапы самообразования

1

Подбор и изучение методической литературы

Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013.Ямало-Ненецкий автономный округ» для воспитателей детских дошкольных учреждений. ЗАО «Фрегат»,2013г.

«Ямальский калейдоскоп»        

Сборник «Северные родники»

«Я родом из тундры» Нина Ядне. Литературно-художественное издание. Книга вторая

«Сказка про песню-мечту». Северные узоры. Издательский дом «Карапуз»

Д. Нагишкин «Айога» сказка. Издательство «Детская литература»

Интернет

сентябрь

2

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

Выступление по теме на пед.советах, семинарах, в конкурсах декоративно-прикладного искусства, праздниках

В течении года

3

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

Разработка и работа по проекту «Край, в котором я живу»

Сентябрь – май

- 4 -

1.Изучение методической литературы:

1.1 Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания (см.приложение 1.1)

1.2 Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)

1.3 Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)

1.4 Изучение новых программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга»)

1.5 Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)

1.6 Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования (см. приложение 1.6)

- 5 -

2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

  • Участие во  всероссийском конкурсе педагогического мастерства  «Профиконкурсного тура» «Современное образование: территория возможностей» «Край, в котором мы живем»   (диплом 3 степени);
  • публикация материала и презентации «Край, в котором я живу»,  занятие по социальному миру «Тундра – дом ненцев»  на образовательном проекте Мааам.ru Web адрес блога: htt:// www/maaam. ru/detskijsad/gfdkeif1972;
  • совместное развлечение с музыкальным работником «На Ямале мы живем»;
  • реализация проекта и продукт деятельности (оформление уголка краеведения, фотоальбома «День оленевода», оформление выставки творческих семейных работ «Сказки народов Севера»;
  • участие в выставке декоративно-прикладного искусства «Ямальский сувенир»;
  • участие в акции «Добрых сердец»

- 6 -

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику проекта «Край, в котором я живу»

3.1 План работы над проектом

месяц

мероприятие

Примечание

сентябрь

  • Сбор информации о семьях воспитанников;
  • подготовка к собранию «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»; анкетирование по проблеме

опрос родителей

(фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания,  место работы, профессия)

октябрь

  • Беседы с детьми на тему «Мой поселок»

  • Работа над лексической темой «Что в лесу растет, кто в лесу живет».

  • Экскурсия «По поселку мы пройдем» (знакомство социально значимыми объектами поселка)

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности

ноябрь-декабрь

Выявление у детей знаний о членах своей семьи:

  • Беседы с детьми на тему  «Где и кем работают наши родные», «Семья оленеводов»

  • Музыкальное развлечение «Любим в тундре мы бывать»
  • Участие в смотре – конкурсе краеведческих уголков

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

январь

  • Беседа с детьми «Одежда народов Севера».
  • Работа над лексическими темами «Одежда», «Орудия труда»

  • Оформление выставки семейных творческих работ  «Сказки народов Севера»

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

февраль

  • Подготовка презентации фото материала «Мы на Севере живем»;
  • Северный край, ребят закаляй!

индивидуальная работа с родителями

организация подвижных игр на прогулке

март

  • Показ детям презентации фото материала «Мы на Севере живем»;

  • Семейный спортивный праздник «День оленевода»

  • Групповое родительское собрание  «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста» с презентацией фото материала «Мы на Севере живем»;

  • Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»

  • Презентация фото материала «Мы на Севере живем» на уровне ДОУ

с использованием средств мульти-медиа;

с использованием средств мульти-медиа;

индивидуальная работа с семьями воспитанников

оформление продуктов проектной деятельности

Примечание. 

Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края», составленный на основе программ:  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой; О.Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Волгоград: Учитель, 2007.

Тематический план работы

Разделы работы

Основное содержание, сроки

Познавательно-речевое развитие

«Я и вся моя семья»

Обычаи и традиции семьи, составление родословной и герба семьи (сентябрь 2014г)

«Наш поселок Правохеттинский»

Обзорные экскурсии по поселку, целевые прогулки к социально значимым объектам: школьный музей, амбулатория, музыкальная школа, КСК, КДЦ(октябрь 2014г)

«Мой поселок славный для меня ты главный»

Рассматривание фото поселка, города; беседы о гербе поселка, района.
Посещение детьми с родителями краеведческого музея в г. Надым и составление рассказов об увиденном или представление видео.
Чтение произведений и стихов местных авторов (ноябрь, декабрь 2014г).

«Природа нашего края»

Циклические наблюдения за природой, погодой (октябрь – март)
Проведение акций «Зеленая елочка – живая иголочка» (декабрь)
«Помоги птицам зимой» (декабрь-март)
Чтение детям произведений и стихов местных авторов

Досуговые мероприятия: «Вороний день» (апрель).

«Развитие связной речи детей 5–7лет»

Знакомство детей с произведениями местных авторов, журналистов, поэтов, используя газеты «Рабочий Надыма»
Драматизация с детьми ненецкой сказки «Кукушка». Изготовление родителями атрибутов, декораций для сказки, участие в постановке сказки. Семейный театр.
Знакомство со сказками, легендами о Ямале. Пересказы этих произведений.
Придумывание вместе с педагогами и родителями загадок об явлениях природы, животных, растениях.
Посещение библиотеки, составление рассказов по впечатлениям.

Художественно-эстетическое развитие «Культура и искусство народов Севера»

«Особенности культуры народов Крайнего Севера»

 Знакомство с творчеством художника С.А.Лугина. Посещение родителями с детьми выставки местных художников.

 Ознакомление с народными инструментами. Ознакомление с песнями о родном крае.

Физическая культура

«Игры народов Севера»

Изготовление родителями атрибутов для подвижных игр. Помещение игр народов Севера в папку-передвижку.
Разучивание с детьми игр: «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки», «Перетягивание палки»
Спортивный праздник «День оленевода»

3.2 Анализ выполнения программы (см. приложение 3.2)

- 7 -

4. Представление опыта работы по теме.

Презентация проекта:

  • групповое родительское собрание  «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»;
  • педсовет «Духовно-нравственное воспитания в ДОУ».  

Предполагаемый результат:

  • осознание родителями важности привития детям уважительного отношения к народам    Севера и бережного отношения к природе родного края;
  • расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;
  • расширение связей ДОУ с социумом;
  • улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:

  • Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  • Принцип проблематизации заключается  в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное  развивающее значение.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Ямала.
  • Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
  • Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Проекция на будущее:

Разработать программу факультатива по краеведению для детей подготовительной группы

                   

Приложение

1.1 Управление ДОУ в свете требования  ФГОС

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 01.09.2013г. Федерального закона «Об образовании Российской Федерации».

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН «О правах ребенка», Конституции РФ, Законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных особенностей народов РФ.

Ставиться новая цель в образовании: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,   ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Миссия дошкольного образования: становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости. Стандарт должен нормативно обеспечить гарантии равенства - возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования

Выделяются следующие направления:

-формирование учредителем государственного (муниципального задания в отношении МДОУ);

-подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и аттестации педагогов, административно-управленческого персонала.

В детском саду созданы  условия для реализации Стандарта:

1. Кадровое обеспечение

2. Финансовое обеспечение

3. Предметно-развивающая среда

Кадровому обеспечению отводится основное место. Педагогический коллектив нашего детского сада состоит из 17 педагогов. Это воспитатели, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Средний возраст  педагогов 35 лет. Повышение квалификации педагоги проходят в ГАОУ ДПО Института развития образования РБ.

Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении должна создаваться как зона ближайшего развития ребенка для успешной его социализации.

ФГОС дошкольного образования  решает следующие цели:

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;  

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской  Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Основные принципы ФГОС:

- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как  важного этапа в общем развитии человека;

- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями  и склонностями;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

-  приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-  формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

При работе с детьми по ФГОС должна быть учтена  возможность освоения воспитанниками Программы на разных этапах её  реализации.  В ДОУ решаются задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в  том числе их эмоционального благополучия); формирования общей культуры эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.  Разработанная  образовательная Программа должна быть направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих  способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Образовательная Программа  охватывает следующие  образовательные области:   коммуникативно-личностное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.  

Решение задач развития детей в пяти образовательных областях направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

Двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх. В ДОУ имеется оборудованный физкультурный зал, тренажерный зал, спортивная площадка, в группах имеются физкультурные уголки.

Игровой, в ДОУ созданы игровые уголки, театральные в которых находится разнообразное оборудование для сюжетно – ролевой и режиссерской игры.

Коммуникативной деятельности (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

Познавательно-исследовательской деятельности (созданы книжные уголки, уголки экспериментирования, мини - музеи).

Восприятия художественной литературы и фольклора;

Элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

Конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);

Изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации);

Музыкальной деятельности (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

ДОУ оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Задачи развития реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в нашем детском саду. Результатом реализации  становится создание, социальной ситуации развития педагогов  и воспитанников включая создание предметно развивающей  среды, которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие  воспитанников,  способствует профессиональному развитию педагогических работников,  создаёт условия для развития детей дошкольного возраста. Только квалифицированные педагоги смогут реализовать образовательный стандарт. Педагоги нашего детского сада  принимают участие в различных конкурсах, открытых мероприятиях. Мы гордимся своими воспитанниками. Они участвуют в различных конкурсах и  мероприятиях и занимают призовые места.

Стандарт выделяет такую компетенцию - как открытый характер образовательного процесса, на основе сотрудничества с семьями воспитанников, то есть  родителями и законными представителями. Создан  официальный сайт детского сада, где можно получить любую информацию  о работе нашего детского сада.

        Таким образом,  в нашем детском саду  созданы: психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические условия,  и  реализация ФГОС думаем, что будет проходить успешно.

1.1 10 июля 1992 года N 3266-1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ,

от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ,

от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ,

от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

от 18.07.2005 N 92-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ,

от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 16.03.2006 N 42-ФЗ,

от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ,

от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 28.12.2006 N 242-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 06.01.2007 N 1-ФЗ,

от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ,

от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ,

от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ,

от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ,

от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 180-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ,

от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ,

от 17.07.2009 N 148-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ,

от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ,

от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,

от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 17.06.2010 N 121-ФЗ,

от 27.07.2010 N 215-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ,

от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 08.12.2010 N 337-ФЗ,

от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ,

от 02.02.2011 N 2-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами

от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ,

от 17.12.2009 N 313-ФЗ)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по теме «Якутский эпос ОЛОНХО»

Внедрение олонхо в образовательные программы, создание системы обучения детей сказительскому искусству - одна из основных задач республиканской целевой программы по сохранению, изучению и распро...

План работы по теме самообразования

Примерный план, может кому-то будет полезен...

План работы по теме календарно-тематического планирования в старшей группе на тему "Моя Родина"

В материале автор предлагает вариант работы по теме "Моя Родина" из собственного опыта работы. План содержит игры, беседы, художественную литературу, дидактические игры и практическую деятел...

ПЛАН работы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников).

ПЛАНработы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников). Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспери...

План работы по теме самообразования «Элементы игрового стретчинга как способ повышения интереса к физкультурным занятиям» На 2021-2022 год (первый год работы над темой)

Тема самообразования: «Элементы игрового стретчинга как способ повышения  интереса к физкультурным занятиям».Сроки реализации: 01.09.2021 г. – 31.05.2022 г.Цель: Развитие двигат...

План работы по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель работы по теме самообразования:  повысить свой профессиональный уровень по вопросам здоровьесбережения в раннем возрасте....