диагностика
материал (средняя группа) на тему

Кучина Мария Викторовна

Оценка восприятия формы и пространственных отношений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_3_-_4_letnikh_detey.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики, используемые при обследовании

детей 3 - 4 лет

Методика «Коробка форм»

Цель: оценка восприятия формы и пространственных отношений.

Задания требуют от ребёнка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учёт ракурса).

Материал: небольшой ящик  с прорезями и объёмные фигуры - вкладыши. Основания этих вкладышей представляют собой геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник), которые соответствуют по форме прорезям ящика.

Перед ребёнком раскладываются фигуры - вкладыши и ставится ящик с прорезями. «У нас с тобой есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма - своё окошечко. Постарайся опустить письма в этот необычный почтовый ящик». Ребёнок должен поместить фигуры - вкладыши в ящик через соответствующие им прорези.

Если ребёнок принял задание (понял задачу), то для оценки уровня восприятия формы и пространственных отношений важен способ выполнения задания.

  1. Высокому уровню выполнения задания соответствует решение ребёнком задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры - вкладыша с прорезью в ящике.
  2. При среднем уровне дети не всегда пользуются зрительным соотнесением, часто примеривают, прикладывают фигуру - вкладыш к подходящей прорези. Простые фигуры - вкладыши (с основанием - круг, квадрат) зрительно соотносят с прорезями, а сложные (с основанием - треугольник, многогранник), примеривают, прикладывают к разным, в том числе и не соответствующим нужным прорезям.
  3. Низкому уровню соответствует выполнение задания способом проб и ошибок (ребёнок пытается протолкнуть сначала один, затем другой и т. д. вкладыш в одну и ту же прорезь. Затем принимается за следующую прорезь).

Методика «Мисочки»

Цель: выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями.

Материал: 5 - 7 мисочек одинаковой формы, но разных по величине, которые могут быть упорядочены как элементы сериационного ряда.

Экспериментатор показывает ребёнку мисочки, вложенные одна в другую (принцип матрёшки), затем раскладывает их в беспорядке перед ребёнком и предлагает: «Собери мисочки, как было». В случае необходимости экспериментатор показывает, как надо выполнить задание, на первых двух элементах - в самую большую мисочку вкладывается мисочка поменьше. Дальше ребёнок должен выполнять задание самостоятельно.

  1. Высокому уровню выполнения задания соответствует решение задачи на основе зрительного соотнесения. Для детей четвёртого года жизни допустимо выполнение этого задания с одной - двумя практическими пробами.
  2. При среднем уровне сложности положительный результат достигается не с первой попытки. Ребёнок сложил правильно 2 - 3 мисочки, затем пропустил нужную, продолжил складывание, добавив ещё одну (две) нужные мисочки. У него осталась лишняя, и он сам начал складывать заново. Бывает, что потребуется не одна, а несколько практических проб для правильного складывания мисочек, но в конечном итоге ребёнок самостоятельно выполняет задание.
  3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного решения данной задачи. В этом случае ребёнку можно предложить сложить меньшее количество элементов (3 - 4) или видоизменить задачу: выбрать больший элемент из двух, а затем из трёх.

Методика «Пирамидка»

Цель: направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями.

Материал: детская пирамидка (5 - 7 элементов)

Взрослый показывает образец пирамидки или башенки, фиксируя внимание ребёнка на том, что пирамидка ровная: «Посмотри, какая ровная пирамидка». Затем образец разбирается в беспорядке. Экспериментатор просит: «Собери пирамидку, как было»

Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.

  1. Высокому уровню соответствует выполнение задания на основе зрительно соотнесения.
  2. Среднему уровню соответствует примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень.
  3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного решения данной задачи. В этом случае ребёнку можно предложить выполнить задание с меньшим количеством элементов.

Методика «Разрезные картинки»

Цель: выявление степени овладения зрительным синтезом - объединением элементов в целостный образ.

Материал: картинки, состоящие из нескольких частей (от 2 до 6).Части картинки раскладываются перед ребёнком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение.

Экспериментатор спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребёнок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребёнок не называет, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части и посмотри, что нарисовано на картинке».

Картинки предъявляются по очереди от двухсоставных к шестисоставным. Собранная картинка убирается, предъявляется следующая.

При определении уровня выполнения задания необходимо учитывать способ складывания и называния ребёнком того, что будет изображено на картинке после сложения частей.

  1. Высокому уровню соответствует выполнение задания на основе зрительного соотнесения. Допустимы 1 - 2 практические пробы в случае шестисоставной картинки.
  2. Среднему уровню соответствует правильное сложение картинок, достигнутое путём проб, прикладываний (3-х,4-х,5-ти,6-ти составных).
  3. При низком уровне картинки составляются СС многочисленными неадекватными пробами или вовсе не складываются.

Методика «Конструирование по образцу»

(автор Лаврентьева Т.В.)

Цель: определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.

Материал: три детали строительного материала разной формы (например, фигуры с основанием - полукруг, треугольник, прямоугольник). У экспериментатора и у ребёнка свои комплекты.

Экспериментатор за ширмой 9или лист бумаги - экраном) создаёт конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребёнка: «Построй из своих кубиков точно так же».

  1. Высокий уровень выполнения задания - построение конструкции на основе зрительного соотнесения с образцом.
  2. В случае затруднений экспериментатор строит конструкцию без ширмы, на глазах ребёнка. Правильное выполнение задания в этом случае соответствует среднему уровню.
  3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного решения задания, даже когда экспериментатор строил конструкцию на глазах у ребёнка.

Методика  «Кружки»

Цель: выявление особенностей восприятия отношений предметов по величине.

Материал: три кружка одного цвета, но разной величины.

Ребёнку предлагают три кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «самый большой» или «самый маленький» кружок и назвать его («большой», «маленький»).

Самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным для ребёнка трёх лет.

Познавательная сфера

Задания с кубиками

В 3 года - ребёнок строит башню из девяти кубиков, копирует с модели поезд, строит по показу мост;

В 3,5 года - копирует мост с модели;

В 4 года - строит по показу ворота;

Задания с соотнесением предметов

В 3 года - легко выполняет задания на выкладывание, ориентируясь на размер. Пытается строить вертикальные модели, запоминает задание, понимает ошибки. При помощи взрослого может выложить четыре матрёшки одна в другую, собирает пирамидку с учётом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом различных колец;

В 3,5 года - строит вертикальные модели, сам себя исправляет, очень легко усваивает помощь, ориентируясь на размер. Самостоятельно собирает пять матрёшек в одну. Правильно собирает пирамидку.

Задания с карточками

  1. Покажите ребёнку набор карточек с изображением разноцветных геометрических фигур. Положите перед ним круг, треугольник и квадрат и скажите ему: «Сюда положи все круги, сюда - все треугольники, а сюда - все квадраты». Затем смешайте карточки и, положив перед ребёнком красный, синий и белый круги, аналогичным образом попросите его снова разложить карточки на новые группы.

Нормативы: ребёнок в 3,5 года выполняет в 3,5 года

  1. Покажите ребёнку набор карточек, на каждой из которых изображено по одному кружку, котёнку, мальчику и т.д., и карточек и изображением нескольких кружков, котят, мальчиков. Попросите показать вам карточку, где изображён только один кружок и т.д., карточку, где много кружков, квадратиков.

Нормативы: выполняет в 3,5 года

  1. Покажите ребёнку набор карточек с изображением различных предметов: расчёска, ложка, стул, дом и т.д. Попросите его показать предметы, которые вы описываете по способу их употребления (например: «Покажи мне, чем мама тебя причёсывает?»)

Нормативы: выполняет в 3,5 года

4. Покажите ребёнку набор карточек с изображением животных, людей, одежды, транспорта, еды, посуды, мебели, умывальных принадлежностей.

Подобрав совместно с ребёнком те картинки из набора, которые можно      объединить в одну группу, например «то, что мы на себя надеваем», попросите его подобрать самостоятельно следующие условные группы: «то, что можно скушать», «то, что бывает на кухонном столе», «то, что стоит в комнате» и т.д.

Нормативы:

3,5 года - правильно подбирает предметы, но после двух - трёх совместных подборов;

4 года - легко понимает задачу, быстро создаёт группы.

5. Покажите ребёнку карточки с изображением похожих по цвету или по форме предметов. Предложите ему сравнить между собой нарисованные предметы и объяснить вам, чем они похожи, чем отличаются.

Нормативы:

В 4 года - сравнивая изображения предметов, часто выделяет мелкие, ничего не значащие детали и видит в них общее, например,  может установить сходство простых круглых предметов по форме.

Речевое задание

Попросите ребёнка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросите спрятать мишку под стол и достать бумажку из - под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит пойти вперёд, а что значит - назад, что лежит в коробке и что под коробкой.

Нормативы:

В 3 года - выполняет задание в действенном плане, может ошибиться в одном или двух направлениях;

В 4 года - выполняет все задания, объясняет то, что от него требуется.

Оценка внимания

Покажите ребёнку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, самолёт, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпку, шорты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тётю, дядю, дедушку, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу.

Нормативы:

В 3,5 года - находит 8 - 10 изображений из 10, при этом часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение; ищет, опираясь на словесное изображение, поэтому может ошибаться, когда подбирает, например, к изображённому на карточке яблоку арбуз, назвав и то и другое яблоком(как правило, эти ошибки исправляются самим ребёнком при сравнении карточек);

В 4 года - легко выполняет задание.

Диагностика внимания

Задание № 1

Процедура проведения:

Показываются поочерёдно картинки.

Инструкция: «Скажи, что не нарисовано?»

Анализ результатов:

Найдены недостающие детали на всех картинках - высокий уровень наблюдательности.

Сделаны только 3 задания - средний уровень.

Замечена недостающая деталь только на одной картинке - низкий уровень.

Задание № 2

Процедура проведения:

Показывается таблица.

Инструкция: «Найди одинаковые…»

Анализ результатов:

Найдены все одинаковые картинки - высокий уровень устойчивости и концентрации внимания.

Сделана одна ошибка - средний уровень.

Не выполнил ни одного задания - низкий уровень

Задание № 3

Процедура проведения:

Перед ребёнком кладётся таблица.

Инструкция: «Посмотри внимательно и скажи, чем отличаются эти картинки».

Анализ результатов:

Найдено 5 отличий - высокий уровень концентрации внимания.

Найдено 3 отличия - средний уровень.

Найдено только 1 отличие - уровень концентрации внимания недостаточный.

Методика Мак - Керри (с 4 лет)

Цель: Определение уровня концентрации внимания.

Стимульный материал: таблица с животными (8 - 10 изображений). От каждого идёт извилистая линия вправо; все линии многократно пересекаются.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и постарайся определить какому животному принадлежит эта цифра.

Анализ результатов: ребёнок должен проследить начало и конец каждой линии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...