Статья: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа)
Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya_2015_aprel.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Хураськина Елена Леонидовна,
воспитатель спецгруппы МБДОУ «Детский сад №158»
г.Чебоксары.
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
Источник способностей и дарований детей - на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский
Сегодня, в современных условиях развития общества, большое значение имеет формирование активной, творческой личности, способной быстро решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования отмечено, что реализация программы в дошкольных образовательных организациях должна осуществляться в исследовательской деятельности, в форме творческой активности, ведь наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности.
Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв.
Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости от речевой моторной зоны, что объясняет, почему тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи [1].
М. М. Кольцова и ряд исследователей считает, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекцию руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Исследования выявили, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше [4].
Возраст 6-7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук. Графомоторные навыки ребёнка формируются в онтогенезе постепенно. Их развитие представляет собой довольно сложный физиологический, психологический и педагогический процесс. И поэтому очень важно помогать ребёнку в развитии графомоторной деятельности, для того чтобы этот процесс был более успешным и интересным.
У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Дети неверно произносят звуки, искажают слоговую структуру слова, не могут воспроизвести некоторые звуковые и слоговые сочетания. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС, неблагоприятного социального окружения. В работах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [6] можно найти данные, свидетельствующие о некоторой двигательной недостаточности у детей с общим недоразвитием речи. Им наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде:
- плохой координации сложных движений,
- неуверенности в выполнении точно дозированных движений,
- снижении скорости и ловкости выполнения,
- недостаточная координация пальцев, кисти руки.
При проведении специальных проб более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, «застревание» на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности [5].
Данный факт обусловливается сложностью патогенеза речевых расстройств, являющихся механизмом общего недоразвития речи.
Пути и средства развития графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки детей к школе. С.Е. Гаврина, Н.А. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина считают, что развитию мелкой моторики у детей дошкольников будут способствовать следующие упражнения и задания: запускание пальцами мелких волчков, разминание пальцами пластилина, глины; катание по очереди каждым пальцем камешков, мелких бусинок, шариков; сжимание и разжимание кулачков, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался); делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь; двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро как будто бежит. Упражнение проводятся сначала правой, а потом левой рукой; показать отдельно только палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять; барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; махать в воздухе только пальцами; кистями рук делать «фонарики»; хлопать в ладоши тихо и громко, разном темпе; собирать все пальцы в щепотку; нанизывать пуговицы, шарики, бусинки на нитку (леску); завязывание узлов на толстой веревке, на шнуре; застегивание пуговицы, крючков, молний, замочков, закручивание крышки, завод механических игрушек ключиками; игры с конструктором, мозаикой, кубиками; складывание матрешек; рисование в воздухе; игры с песком, водой; мять руками поролоновые шарики, губку; шить, вязать на спицах; рисовать, раскрашивать, штриховать; резать ножницами; рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелком, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и так далее) [3].
Исследователи рекомендуют проводить работу по развитию графо-моторных навыков в следующих направлениях:
1. Формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений).
2. Развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений) [2].
Таким образом, детям с ОНР присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. Данный факт обусловливается сложностью патогенеза речевых расстройств, являющихся механизмом общего недоразвития речи, однако систематическая коррекционная работа и тренировочные упражнения позволяют достичь хороших результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у детей с ОНР.
Литература
- Алтухова, Т.А. Нейропсихологические основы предупреждения и коррекции нарушений письменной речи / Т.А. Алтухова. – Белгород: БелГУ, 2008.-71с.
- Буцикина, Т.П. , Вартапетова, Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников./ Т.П. Буцикина, Г.М.Вартапетова //Логопед.- 2005.-№3.-С.84-94.
- Волкова, Л.С. Логопедия / Л.В. Волклва. - М.: ВЛАДОС, 2007.-18с.
4. Кольцова, М.М., Рузина, М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - СПб, 2006.- 224с.
5. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание.- 2005. - № 3. С. 28-35
6. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием в 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Альфа, 1994г.-103с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".
В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...
Опыт работы "Развитие певческих умений у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи"
Представлены этапы вокально-хоровой работы, виды певческой деятельности, упражнения. В коррекционной работе по формированию детской речевой моторики, голосового аппарата, дыхательной системы все взаим...
Коментарии к слайдам "Развитие певческих умений у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи"
В коррекционной работе по формированию детской речевой моторики, голосового аппарата, дыхательной системы все взаимосвязано и подчинено общим физиологическим процессам. В логопедическом детском саду п...
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье раскрывается понятие "графомоторный навык", определяются пути и средства его развития....
Рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Рекомендации по организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе по развитию коммуникативных навыков,...
Статья «Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...
Статья Содержание логопедической деятельности по развитию фонематического восприятия у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи
В статье отражена актуальность развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представленный материал раскрывает возможности использования многоф...