опыт работы по формированию у дошкольников навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии со сверстниками, а так же с детьми с особенностями развития.
методическая разработка (средняя группа) на тему
материал, подготовленный на конкурс "Воспитатель года-2013"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_vospitatel_goda.doc | 81.5 КБ |
prilozheniya.doc | 86 КБ |
diagnostika.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая инициатива»
Воспитатель средней группы
МБ ДОУ д/с № 15 «Сказка»
города Лермонтова
Ставропольского края
Гогиава Анна Павловна
Никто не оспорит, если я скажу, что мы живем сегодня в мире жестокости. Она повсюду: в очереди магазина, на лавочках в парке, в глазах прохожих. Страшно отпускать детей на улицу, страшно включать телевизор и читать новости в интернете. Единственное место, где можно укрыться от реальности, это детский сад. Этот маленький мирок наполнен совершенно другими красками: яркая мебель, цвет стен, даже постельное белье, разноцветные игрушки. Островок задора и волшебства, эмоций и чувств, веселья и огорчения, честности, открытости, радости. Почему часто хочется рыдать на выпускных утренниках? Часто думаю закрыть двери на сто замков, и не выпускать их во «взрослую жизнь». Закрыть им уши, глаза. Или нет… оградить их стеной, собранной по кирпичику.
Основополагающим «материалом» станет любовь, которая сформирует в них и чувство красоты, и стойкий, сильный характер, любовь, развивающая ум, укрепляющая здоровье. Такая любовь, что пробудит чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, и, конечно, прежде всего, к человеку.
Моя совместная деятельность с детьми нацелена на то, чтобы доставить удовольствие, разбудить фантазию, заставить мыслить глубже ум. Жизненно необходим такой элемент как взаимодействие, взаимопомощь.
Кирпичик радости. С умением радоваться каждой мелочи дети рождаются, но становясь старше, детям требуется успех, хорошая оценка действий. А успеха без трудолюбия не бывает.
Кирпичик трудолюбия. Моя задача не просто научить детей трудиться, а развивать любовь к труду, любить всякий труд, трудиться с удовольствием и радостью.
Кирпичик доброты, только доброты настоящей, искренней, ничем не подкупной, не ради, а во благо.
Итак, закладываем последний кирпичик – любознательность. Он тяжелее остальных, он не удержится без таких понятий как самостоятельность, инициативность.
Пусть это стена будет невидимой, но сквозь эту призму они будут видеть не брошенную бутылку под елкой, а желтенькую синичку на ветке, не бычок в луже, а отражение солнышка, не поломанные лавочки в городском парке, а листья, окрашенные заботливой кистью госпожи осени, не инвалида, а человека с другими возможностями.
Конечно, это не моя педагогическая инициатива, это кредо каждого педагога, это обязанность каждого воспитателя. В этом нам помогают давно известные и апробированные методики, различные инновационные программы и технологии.
Но сама жизнь поставила передо мной те задачи, на которые нет еще четких ответов, рекомендаций и советов. Год назад в мою группу пришла девочка с ДЦП. Тогда я и понятия не имела об инклюзивных группах. В настоящее время проводятся «эксперименты по внедрению концепции инклюзивного детского сада», которые только определяют необходимые условия для дальнейшего продвижения инклюзивных процессов в образовательные учреждения.
Моя педагогическая инициатива заключается в том, чтобы не ставить эксперименты и вырабатывать «повышение эффективности деятельности в плане включения различных категорий детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в единое образовательное (инклюзивное) пространство». Я вправе считать, что высшее проявление педагогической успешности - это не столько высокие показатели усвоения материала, сколько радость, улыбки детей, полученные на моих занятиях. А улыбка и радость ребенка с особенностями развития стоит многого. Ведь таким детям не нужна жалость. Им нужно участие и терпимость по отношению к ним. И случай, когда дети запротестовали и отказались идти на открытый урок без Василисы, для меня открыл многое. Главная цель не то, чтобы этот маленький человечек с задержкой развития был действительно «включен в систему образования и имел равные возможности с другими». Это по его природным задаткам, несмотря на все старания родителей и моих, невозможно. Но подготовить детей к пониманию и решению проблем, связанных с разными сторонами реальной жизни, к жизнеспособному существованию, безопасному для самого себя и для других, обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития, помочь осознать свою социальную роль в отношениях с внешним миром я могу.
Поэтому я исследую, разрабатываю, апробирую. И крашу старую мебель в яркие цвета, клею бабочек и стрекоз на поблекшие обои, выдумываю, сочиняю, чтобы стена росла и крепла в детских умах.
Введение
Целью моей работы является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии со сверстниками, а так же с детьми с особенностями развития.
Дети, педагоги, родители – являются участниками образовательного процесса.
Основными направлениями моей работы являются:
1. Формирование у детей толерантного отношения к окружающему миру;
2. Формирование компетенций у педагогов и родителей в области интегративного воспитания.
Задачи:
1. Расширить знания воспитанников об окружающем мире, себе и ближайшем социуме.
2. Приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
3. Сформировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с «особенными» сверстниками.
4. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания толерантного самосознания дошкольников.
Объект: воспитание толерантности дошкольников
Предмет: работа педагога, направленная на воспитание толерантности дошкольников
Гипотеза: Формирование толерантного поведения у дошкольников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- Если сформированы представления ребенка о себе как уникальной, самоценной и неповторимой личности.
- Если развиты представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
- Если воспитано позитивное отношение к различиям между людьми.
- Если развито умение анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей.
Этапы работы:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Отбор методов работы по формированию толерантности у дошкольников.
3. Изучение уровня толерантности у дошкольников в начале и конце учебного года.
4. Разработка дидактических игр, упражнений и непосредственно образовательной деятельности, направленных на воспитание толерантности у дошкольников.
Новизна исследования
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения, разных физических возможностей. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Новизна проекта состоит в:
- формировании толерантности у детей дошкольного возраста через организацию различных мероприятий в ДОУ;
- организации специально разработанной познавательной деятельности, бесед, экскурсий;
- использование ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельность, а так же совместной продуктивной деятельности;
- создание предметно-развивающей и предметно-игровой среды, способствующей освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, осмыслению важности каждого человека, и самого себя.
Актуальность исследования
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".
В 2012 году в моей обычной группе появился ребенок с особенностями развития. В связи с этим появились сложности в общении между детьми группы в целом, так и в общении между детьми и «особенным» ребенком.
При обсуждении с коллегами на педагогических советах были выявлены трудности в общении детей, не только в моей группе, такая тенденция наблюдалась и других группах. Мы столкнулись со случаями возникновения между детьми непонимания друг друга в связи с разными ценностями, культурой, языком и т.д. В результате этого возникают проблемы в общении и агрессивности по отношению друг к другу. Поэтому считаю, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям, развитие эмоциональной отзывчивости является крайне важным в дошкольном возрасте.
Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Ребенок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы второй дом для него был добрым, теплым, светлым.
Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. А проблема культуры общения – одна из самых острых. Прекрасно понимая, что мы все разные, а также осознавая необходимость воспринимать человека таким, какой он есть, наше поведение не всегда является корректным и адекватным. Важно быть терпеливым по отношению к людям, что очень не просто. Толерантность – это понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современной педагогике. Найти понимание толерантности, можно только заглянув в свою душу. Для меня толерантность – это еще одна грань любви.
Толерантность – это новая основа общения педагога и воспитанника. И принципы обучения создают оптимальные условия для формирования культуры достоинства, самовыражения личности и исключают фактор неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней общения и обучения.
Учить детей доброжелательно относится друг к другу, формировать положительные эмоции через ласковые, добрые слова, развивать эмоциональную отзывчивость, чувство уверенности, – одна из главных целей в дошкольном образовании. Как объект научных исследований многих педагогов и психологов, социализация и становление общей культуры воспитанника предполагает работу по развитию личности ребенка, навыков общения с другими людьми в самых разных ситуациях, а также педагогическое взаимодействие по формированию у него соответствующих запросу современного общества нравственных ценностей, в том числе навыков толерантного поведения. Важность этой задачи очевидна, поскольку с ужасом можно наблюдать за “современной молодежью” – своевольной, не уважительной к пожилому возрасту, гордой, непослушной родителям, ценящей только деньги, но не умеющей работать. Термин «толерантность» появился не так давно, в 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Это понятие сегодня созвучно на разных языках мира и имеет одинаковый смысл. В английском - это готовность быть терпимым; во французском - отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском - быть по отношению к другим великодушным; в арабском - милосердие, терпение, сострадание; в русском - умение принять другого таким, какой он есть.
Воспитание в духе толерантности – простое и одновременно нелегкое дело. Необходимо воспитывать не только представления о должном поведении, как насаждение взглядов взрослых, а создание таких условий, при которых дружелюбие у ребенка проявляется как естественное качество их личности, появляется потребность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, стилей мышления и поведения. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение среди людей.
В процессе своей педагогической деятельности я столкнулась с такими проблемами как: сложная картина межличностных отношений между обычными детьми и детьми с особенностями развития, занятость родителей, которая не позволяет уделять должное внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения, недостаточная компетентность педагогов по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по социально – нравственному воспитанию детей, недостаточная развивающая и обучающая среда в группах. Из выше изложенного становится понятно, насколько важно изменить данную ситуацию, и насколько актуален вопрос воспитания толерантного общества. А введение инклюзивного воспитания влечет за собой новизну методов работы с детьми по формированию толерантности. Решения данных проблем составили основу моего опыта работы.
Основополагающие принципы
- Содействовать формированию представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной и неповторимой личности.
- Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
- Воспитывать позитивное отношение к различиям между людьми.
- Развивать умения анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей.
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирования доверия к собеседнику.
- Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
- Развивать творческие способности и воображения в процессе игрового общения.
- Содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
- Содействовать осознанию и усвоению норм толерантного поведения и общения, воспитать толерантное самосознание.
- Организовать взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
Система работы по формированию толерантного поведения у дошкольников.
Я начала свою деятельность с диагностики, составленной на основе модификации методики Т.А. Репиной "Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников". Она была проведена в интегративной группе среднего дошкольного возраста МБ ДОУ № 15 «Сказка» г. Лермонтова в начале учебного года.
Диагностика проводилась в средней группе с численностью 21 человек. Полученные данные показали, что на начало года лишь 25 % детей толерантны по отношению друг к другу, и комфортно чувствуют себя внутри коллектива. Это опора моей группы, дети, которые помогут мне заинтересовать, увлечь, организовать других детей. С теми детьми, у которых были выделены преимущественно негативные особенности, в первую очередь была начата работа по выявлению причины таких проявлений. А так же в ходе беседы с родителями мною были выявлены их положительные качества, увлечения. Основываясь на данных таблицы, проводилась работа по коррекции данной ситуации. Так же проводилась работа с родителями, и были привлечены педагоги дополнительного образования.
Мой проект реализуется в контексте разработанных педагогических условий Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «УСПЕХ», под редакцией Березиной Н.О., Средствами реализации данной Программы служат: социальная действительность; развивающая предметно-пространственная среда: центр театрализации; мини-библиотека; выставки детского творчества. Немаловажными для реализации Программы являются и современные технические средства: мультимедийное оборудование, акустические системы.
Были запланированы развлечения, разработан календарь тематических праздников, которые вошли в перспективное планирование на 2012-2013 г.г. (Приложение № 1)
Данные мероприятия ориентированы на формирование интереса к человеку, его личным качествам, а так же к обществу в целом. Формируются нормы адекватного поведения в обществе сверстников и взрослых людей. Что ведет к накоплению и осознанию своего жизненного опыта.
Как в любой деятельности, объединенной одной целью, необходим системный подход, то есть поэтапная реализация поставленных целей и задач. Выше было изложено, что свою работу я начала с диагностик, что можно назвать – первым этапом моей деятельности.
На втором этапе, мною проводится коррекционно-развивающая и воспитательно-образовательная деятельность (Приложение № 2).
Третьим этапом станет подведение итогов проводимой работы и разработка мероприятий на следующий учебный год с учетом выявленных недостатков в работе и в соответствии с возрастными изменениями.
Для реализации поставленной цели были собственноручно изготовлены дидактические игры, пособия, развивающие игрушки (Приложение № 3), была создана зона «Настроение». Для анализа проведенной работы, диагностики и ее корректировки мною разработана следующая методика:
Список используемой литературы:
- Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования УСПЕХ, под редакцией Березиной Н.О., «Просвещение», Москва, 2011г.
- «Творческая игра» под редакцией Дороти Эйнон, «Педагогика-Пресс», 1995
- Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками «Азбука общения» под редакцией Л.М. Шипициной, О. В. Защипинской.
- Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада «Школа добрых волшебников» под редакцией В. Холмогоровой.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста, под редакцией Поддьякова Н.Н. и др. литература.
- Мир детских эмоций. Кряжева Н.Л.Ярославль, 2000 г.
Диагностика толерантной культуры
общения детей среднего дошкольного возраста, как важное условие социально - личностного развития дошкольника
Сентябрь
Большая часть детей находятся в грустном настроении, это обусловлено появлением новых членов нашей группы, а так же ребята отвыкли за время отпусков от режима детского сада, от необходимости соблюдать правила, которые необходимы для поддержания порядка в группе. Новенькие тоже испытывают дискомфорт, так как детский сад для них неизвестная и пока враждебная среда и др.
Октябрь.
Видна тенденция улучшения настроения, хотя детей с грустным настроением, все еще достаточно много. Это связано с адаптационным периодом для новеньких ребят. А так же ухудшением погоды.
Ноябрь.
Ребята стали чаще улыбаться, новенькие, стали вливаться в коллектив. Показанная выше методика стала давать свои результаты.
Декабрь.
Виден значительный рывок хорошего и веселого настроения. Это связано с проведением тренингов, направленных на повышение самооценки, профилактики тревожности. А так же общего поднятия настроения перед предстоящими новогодними праздниками.
Январь.
К сожалению, после новогодних праздников произошло небольшое снижение уровня хорошего и веселого настроения. В основном это связано с необходимостью опять привыкать к режиму.
Выше показан ежемесячный анализ и диаграммы, но мною проводятся ежедневное отслеживание настроения детей, а так же еженедельное подведение итогов недели и составления плана действий на следующую неделю.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
«ТЕЛЕФОН» К. Чуйковского
Воспитатель средней группы
МБ ДОУ д/с № 15 «Сказка»
города Лермонтова
Ставропольского края
Гогиава Анна Павловна
Образовательная область: «Коммуникация», интеграция с образовательными областями: «Познание», «Художественная литература», «Социализация».
Цель: Формировать толерантное отношение друг к другу.
Задачи:
- Учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию;
- Развивать умение выделять из множества предметы по определенному признаку;
- Воспитывать умение и желание действовать сообща.
Используемые игры, творческая и экспериментальная деятельность: дидактическая игра «Цифры»; дидактическая игра «Найди одинаковые предметы»; подвижная музыкальная игра «Карусель»; экспериментальная деятельность «Надуем воздушный шар»; творческая деятельность «Сделаем ежику иголки из подручного материала».
Материалы и оборудование: большой телефон, игрушки: бык, бизон, зайчата, еж, газель, бегемот, варежки, цифры от 1 до 5 на каждого ребенка, «сено», емкость для горячей воды, бутылка, воздушные шары, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: чтение сказки К.Чуковского «Телефон», беседа «Добрые дела», игра с «Сундучком настроения», повторение счета до пяти.
Продолжительность занятия: 20 мин.
Ход Непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня наш «Сундучок настроения», показал, что некоторые из вас пребывают в грустном настроении. Давайте подумаем, как мы его можем поднять. Воспитатель выслушивает предложения детей, а затем предлагает свой вариант поднятия настроения: «Ребята, давайте будем делать добрые дела, от них всем вокруг становится веселее?!!!»
Воспитатель: «У меня зазвонил телефон ….», друзья ,вы знаете из какого произведения эти строки?!!
Ребята: Да. Это сказка «Телефон».
Воспитатель: совершенно верно, Корней Иванович Чуковский в этой сказке помогал всем, кто звонил ему по телефону. Только вот беда: он устал и больше не может никому помочь. Ребята, смотрите, что это?
Воспитатель показывает телефон, появившийся в группе. Это, наверное, К.Чуковский прислал нам телефон, что бы мы продолжали его дело и помогали тем, кто нуждается в помощи, поддержке и заботе. Попробуем?!
В группе раздается телефонный звонок.
Воспитатель:
Зазвонил Доброты телефон,
Помощи просят бык и бизон.
Что случилось?
Бык:
Ребята, беда!!!
Бегите скорее сюда.
Тут сейчас завяжется драка,
Мы не можем поделить сено,
Вот такое у нас к вам дело.
Воспитатель:
Поможем в споре, ребята,
Поделим сено честно, правда?
Ребята считают, сколько снопов сена всего, затем делят его поровну.
А теперь давайте поиграем с цифрами, я буду выкладывать снопы, а вы показывать цифру, соответствующую количеству снопов.
Дидактическая игра «Цифры»
Воспитатель:
А потом позвонили зайчатки,
Зайчики:
Помогите найти перчатки.
Мы играли с друзьями в прятки
И растеряли в лесу перчатки.
Воспитатель:
Перчатки найти мы сможем
И в беде этой вам поможем.
Дидактическая игра «Найди одинаковые перчатки».
Воспитатель:
Вот опять звонят газели.
Газели:
Неужели в самом дели
Все сгорели карусели?
Воспитатель:
Не сгорели карусели,
И качели уцелели.
Вы газели на качели садитесь,
И вместе с нами прокатитесь.
Подвижная музыкальная игра «Карусели».
Воспитатель:
А потом позвонили ежата.
Ежата:
Случилась беда, ребята:
Иголки о камни сломались,
А без них, мы без защиты остались.
Воспитатель:
Поможем ежам, ребята?,
Сделаем иголки из подручного материала.
Перед ребятами изображения туловища ежа, пластилин, макароны, скрепки, семечки, палочки. Ребята выбирают нужный им материал и прикрепляют к туловищу ежа иголки.
Воспитатель:
И снова беда стряслась с бегемотом,
Он опять провалился в болото.
Ребята, а как мы можем вытащить бегемота, ведь он такой тяжелый?!
Воспитатель выслушивает ответы ребят и хвалит их. Друзья, а давайте надуем воздушный шар, который и вытянет бегемота из болота. Дети предлагают разные способы надувания, воспитатель выслушивает ответы. Ребята, а я хочу вас научить еще одному способу надувания шаров. Воспитатель ставит емкость с горячей водой, бутылку и спущенный воздушный шар. Проводится эксперимент с надуванием воздушного шара парами горячего воздуха.
Воспитатель:
Мы к болоту скорей побежали
Бегемота из болота достали.
Он спасибо нам говорит,
Воздушные шары подарить нам велит.
Бегемот дарит ребятам воздушные шары.
Воспитатель:
Спасибо Корней Иванович за телефон,
Очень дружно мы теперь живем.
Это мы докажем сейчас
И станцуем дружно для вас!
Танец - шутка «Лавата».
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята понравилось вам совершать добрые дела?
Воспитатель выслушивает ответы ребят.
Воспитатель: Как вы думаете, поднялось настроение у тех ребят, которые грустили?
Воспитатель выслушивает ответы.
Воспитатель: Друзья, а, что вам больше запомнилось из наших приключений?
Ребята делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: Спасибо ребята! Я желаю вам хорошего настроения. Надеюсь и дальше будем работать с таким же желанием и интересом.
Приложение 2.
Сундучок настроения.
Используемый материал: сундучок, пластмассовые шары разного цвета с изображением разных человеческих эмоций.
1. Желтый цвет – хорошее настроение
2. Оранжевый – веселое настроение
3. Серый – грусть
4. Коричневый - злость
Каждый день в утренней беседе воспитатель интересуется о том, как прошел вечер, ночь, утро у детей, а затем предлагает выбрать «шар настроения» и положить его в сундучок. Затем педагог вместе с детьми выкладывает все «шары» и анализирует, какое настроение преобладает в группе. Если значительную часть группы посетила грусть, злость или уныние, педагог предлагает раскрасить настроение группы. Для этого используется ватман, на котором ребята красками, карандашами, фломастерами, пластилином, макаронами пытаются преобразовать плохое настроение группы в радостное.
Педагог ведет дневник наблюдений, куда заносит тенденцию повышения или снижения настроения в начале и в конце недель, составляет диаграмму. На основании этих данных делается вывод о правильно выбранных приемах и методах в подаче материала, об изменениях отношений в группе, отношениях с взрослыми и т.д. (Приложение № 4).
Немаловажную роль в решении задач формирования толерантности должна быть отведена работе с родителями. Ведь, бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. В отличие от сформировавшейся личности, ребенок 3-5 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Проводятся беседы и консультации с целью объяснить родителям, что стоит осторожно и внимательно относится к своей речи, к оценкам поступков ребенка, избегать установок, которые могут впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. Так же проводятся совместные мероприятия, выставки совместного творчества, эстафеты, КВН, совместные походы на экскурсии. Все эти мероприятия позволяют родителям проникнуться жизнью группы, понять ее проблемы и решать их сообща. (Приложение № 5)
Сроки реализации данного опыта работы
Реализация поставленных целей и задач рассчитано на 3 года. То есть в средней, старшей и подготовительной группе. В конце каждого года будет проведена диагностика, на основании которой будут внесены коррективы в работу по формированию толерантности детей дошкольного возраста на следующий год.
Заключение
Необходимость формирования толерантного отношения между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой стороны - слабо развитая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, что нередко приводит к нежелательным поступкам по отношению к своим сверстникам.(Е.О.Смирнова, Г.Р.Хузеева, Р.С.Буре).
Негативные проявления в поведении дошкольников исследователи объясняют ограниченным опытом и ограниченными возможностями детей, что приводит к возникновению у одних детей пассивности, а у других - усиления агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях к сверстникам.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания ,так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. А так же использовать ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, направленную на познание окружающего мира. Которая является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.).
Конечным результатом моей работы должно стать наличие толерантного самосознания у дошкольников к сверстникам и успешная социализация особенных детей.
Приложение № 3
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
«МЕШОК ЯБЛОК» по сказке Сутеева
Воспитатель средней группы
МБ ДОУ д/с № 15 «Сказка»
Города Лермонтова
Ставропольского края
Гогиава Анна Павловна
Образовательная область: «Коммуникация», интеграция с образовательными областями: «Познание», «Художественная литература», «Продуктивная деятельность», «Социализация».
Цель: Воспитывать терпение, желание слушать, сопереживать героям, создание положительного эмоционального фона.
Задачи:
- Учить соотносить цифру с количеством предметов, выделять из множества предметы по определенному признаку;
- Развивать умения детей искать способы решения проблемных ситуаций, выполнять творческие задания;
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Используемые игры: дидактическая игра «Добрые и злые герои», дидактическая игра «Цифры», дидактическое упражнение «Что же делать нам?», подвижная музыкальная игра «Елочки – пенечки».
Материалы и оборудование: игрушки (заяц, еж, медведь, белка, ворона), дерево с яблоками, цифры от 1 до 5 на каждого ребенка, мешочек, конструктор, избушка, «дорожки», указатель, украшения для группы на осеннюю тему, сундучок настроения, шарики настроения, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: чтение сказки Сутеева «Мешок яблок», беседа о добрых делах, повторение счета до пяти.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята сегодня отличный осенний денек и у меня хорошее настроение, а у вас оно какое???? – ребята отвечают. Затем воспитатель предлагает проверить, какое настроение преобладает в группе. Перед детьми ставится сундучок настроения с шариками.
Воспитатель: Сегодня, у большинства из нас хорошее настроение, но есть ребята, которые сегодня грустят. Давайте поднимем им настроение?!! Тогда отправляемся в путешествие по сказке. Для этого закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Раз, два, три. Осенний листок, нас в сказку неси!».
Открыв глаза, ребята оказываются на осенней лесной полянке, где стоит домик зайца и зайчихи. И на этой полянке развиваются следующие события:
Зайчиха: Осень настала, пора сделать заготовки на зиму, что бы было чем кормить наших детишек, а их у нас четыре сыночка и лапочка дочка.
Заяц: Пойду-ка я в лес, да наберу яблок.
Воспитатель: Зайка, можно мы пойдем с тобой и поможем тебе найти яблоки.
Заяц: Конечно, я буду рад.
Ребята с зайцем отправились на поиски яблони.
Подвижная музыкальная игра «Елочки-пенечки».
И тут ребята с зайкой оказываются на перекрестке.
Воспитатель: Ребята куда же нам идти дальше?
Заяц: Смотрите ребята, да здесь указатель. На нем написано: «налево» пойдешь в болото попадешь, «прямо» пойдешь волка найдешь, «назад» пойдешь домой попадешь, «направо» пойдешь яблоню найдешь. Ребята, а вы мне подскажите, где право, где лево, что бы мы ни попали в болото и нашли верный путь. Ответы детей. По дорожке, ведущей направо, отправляются к яблоне.
Заяц с ребятами подходят к яблоне и любуются яблоками.
Воспитатель: Вижу яблок штучек пять.
Надо как то их достать,
Вверх залезть и их сорвать.
Их тряхнуть, потом собрать
Ребята что же делать нам?
Дидактическое упражнение «Что же делать нам?»
Ребята предлагают варианты решения данной задачи. Затем педагог предлагает ребятам построить лесенку из конструктора.
Ребята конструируют лесенки. А заяц поднимается по лесенке и срывает яблоки.
Воспитатель: Ребята, а давайте сосчитаем, сколько яблок сорвал заяц.
Ребята считают яблоки.
Воспитатель: Давайте поиграем с цифрами, я буду выкладывать яблоки, а вы показывать цифру соответствующую количеству яблок.
Дидактическая игра «Цифры»
Заяц с детьми складывают яблоки в мешок и отправляются в обратный путь. По пути заяц с детьми встречают ежа, который просит зайца угостить его яблочком. Заяц с удовольствием угощает ежика.
Ежик: Спасибо вам, за вашу щедрость. Я вас хочу отблагодарить. Вы рисовать любите? Ребята отвечают – Да! Я вас научу рисовать необычным способом. Ежик достает ватман, с нарисованной на нем мордочкой ежа, краски и небольшие листы бумаги. Объясняет технологию рисования смятой бумагой, ребята совместно рисуют иголки ежику. Ребята благодарят ежика и держат путь дальше.
Затем ребята встречают белочку, которую угощают яблоком.
Белочка: Спасибо зайка, а за то, что вы меня угостили яблоком, я научу вас пальчиковой игре.
Пальчиковая игра «Белочка».
Белка с ветки в свой домишко,
Перетаскивала шишку.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом
Покружилась под дуплом.
Вправо-влево целый день
Прыгать белочке не лень.
И зайчик с ребятами отправляется дальше. На полянке появляется медведь, которого щедрый зайка тоже угощает яблоком. Вдруг на поляне появляется ворона, которая пытается вырвать мешок с яблоками из лап зайца. Ребята отгоняют ворону и отправляются дальше. Вскоре они добираются до полянки, где стоит дом зайца, и только тут они замечают, что ворона разорвала мешок и оставшиеся яблоки заяц растерял по пути. Заяц очень расстроился. И тут ему на встречу выбежала зайчиха.
Зайчиха: Заяц пока тебя не было к нам приходил еж, белочка и медведь, они нам принесли столько гостинцев: медведь - мед, ежик - морковку, а белочка - грибочки. Они сказали, что это тебе за твою щедрость и доброту.
Заяц: Видите ребята, как хорошо, что мы с вами не жадничали, наше добро нам и вернулось. Спасибо и вам, что помогали мне. Угощайтесь.
Заяц раздает ребятам по морковке.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте произнесем волшебные слова. «Раз, два, три. Осенний листок, нас в группу верни».
Ребята возвращаются в группу.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие.
Ребята: Да!!!
Воспитатель: А как вы думаете, улучшилось настроение у тех ребят, кто был сегодня грустный?!
Ребята: Да!!!
Воспитатель: Посмотрите, а у нас на столе оказались иллюстрации героев нашей сказки. Давайте попробуем их разделить на две группы хороших и плохих.
Дидактическая игра «Добрые и злые герои».
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня мы с вами узнали много нового, сделали много добрых дел и подняли свое настроение.
Приложение № 4.
Конспект совместного мероприятия с родителями.
«Мамины помощники».
Цель: Формировать доброжелательные отношения между детьми и родителями.
Задачи:
- Учить выполнять посильную работу, учить гостеприимству;
- Развивать умение сервировать стол, поддерживать порядок на своем участке;
- Воспитывать умение и желание действовать сообща.
Материалы и оборудование: посуда, фартуки дежурного, яблоки, терка, пирожки, мешки для мусора, одежда, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: разучивание песен, беседа «Добрые дела».
Ход мероприятия:
Родители рассаживаются на стульчики. Под музыку «Что такое доброта» в группу входят ребята. Исполняют песню-игру «Помощники».
Мамочка, мамочка, мы тебе поможем,
Все скорей уберем и на место сложим.
Мы платочки брали, чисто их стирали,
Вот как мы сегодня маме помогали.
Мы посуду моем, чисто вытираем,
Вот как мы сегодня маме помогали.
Веник в руки брали, чисто подметали,
Вот как мы сегодня маме помогали.
Вот стоят цветочки, мы их поливаем,
Вот как мы сегодня маме помогали.
Ребята садятся на свои места. Выходят две девочки в фартуках дежурных. В центре группы стоит стол с посудой, и исполняют песню «Поварята».
Воспитатель: Дорогие родители. Наши дети ни не только петь и танцевать умеют, а еще умеют поддерживать порядок, сервируют столы, готовят легкие салаты. И они очень гостеприимные. Хотите в этом убедится?
Родители с удовольствием соглашаются не только посмотреть на работу детей, но и помогают своим детям. Мальчики вместе с папами отправляются на участок. Собирают мусор, подметают павильон. Девчонки с мамами готовят легкие салаты и сервируют столы к чаепитию.
По возвращению пап и мальчиков все садятся за столы и угощаются салатами, булочками и чаем заваренным девочками.
Воспитатель: Мы славно потрудились, а теперь давайте немного поиграем.
Игра «Оденем родителей».
Воспитатель: Ребята, родители мы сегодня с вами стали ближе друг к другу. Мы сделали доброе дело: помогли дворнику навести порядок на нашем участке, приготовили вкусное угощения. Я очень рада, что каждый из вас откликнулся и принял участие в нашем мероприятии. Давайте чаще делать добро, будим чуткими и отзывчивыми.
МАСТЕР - КЛАСС
Основные вопросы и понятия:
Какие ассоциации вызывает понятие «толерантность»? Каковы проявления интолерантности? Почему ребенок может себя вести нетерпимо и раздражительно по отношению к другому (сверстнику, взрослому)? Какова роль взрослого в формировании толерантности? Как научить ребенка слышать и принимать другого как значимого ценного?
Ход мастер-класса
Теоретическая часть
Все испытывали на себе понятие «конфликт»: с близкими, с воспитанниками, с родителями воспитанников. с кем-то ссоримся, получаем незаслуженные обвинения. По разному находим пути решения этих проблем. Но всегда итог один: сталкиваются собственное Я с Я другого человека.
Так что же для Вас, понятие «толерантность»?
Толерантность - это...
Понятие «толерантность» раскрывается когда человек, имея собственное мнение, позицию, уважает и признает право другого воспринимать и мыслить иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимодействие на основе понимания и учета других точек зрения.
Проявления интолерантности...
Причины интолерантного поведения...
Личность педагога, обладающего толерантными качествами ... (Душевная чуткость, уважение к личности ребёнка, умение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, умение прощать другому его ошибки, способность спокойно разбираться в конфликтных ситуациях, с пониманием относиться к их учебным достижениям и внешнему виду, поступкам, интерес к проблемам ребенка, терпимость, умение отбросить свои личные проблемы, когда ты общаешься с детьми, умение видеть позитивное в любом ученике).
А как научить ребенка, с одной стороны, слышать и принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам?
Суть социо - игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:
1 правило:
используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», т. к. одной из, форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и т. д.
2 правило: «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.
3 правило:
обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
4 правило:
Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило–
социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.
6 правило:
ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.
Используя эти правила, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; в группе отсутствует чувство страха за ошибку.
А сейчас я покажу применение этой методики в образовательной области
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Педагог: Одной из основных задач педагога – научить добру! А что же такое доброта??? И как научить детей быть добрыми, отзывчивыми и дружными!!! На мой взгляд, надо начать с себя, взрослые. Наши сердца очерствели, наши мысли стали прагматичными, мы перестали верить в добро и чудеса. Так давайте хоть на короткое время отбросим все наши предрассудки и откроем наши сердца для чуда.
Для начала давайте поздороваемся, но поздороваемся необычным способом.
Педагог предлагает сесть в круг и достает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, называет свое имя, здоровается и немного рассказывает о себе и передает клубок коллеги. В конце клубок возвращается к ведущему. Все видят нити, которые объединили группу в одно целое. Педагог делает вывод, что получившаяся фигура напоминает земной шар и напоминает о важности каждого человека.
Педагог: Вот мы с вами немного узнали друг о друге и поздоровались.
У каждого из нас настроение частенько бывает унылое, а давайте проверим какое оно у нас сейчас. В моей группе есть чудесный уголок настроения, в котором мы не только выявляем настроение каждого ребенка и коллектива в целом, но и стараемся его улучшить.
Педагог достает мешочек с шариками настроения и предлагает выбрать, тот шар который соответствует их настроению.
Педагог: А вот и «Сундучок настроения», давайте сложим туда выбранные вами шары и определим, какое настроение преобладает в нашей компании.
Несмотря на то что, большинство из нас выбрали желтые и оранжевые шарики, все же есть и те, кто грустит или расстроен. А когда человек грустит или злится, тяжело открыть сердце для чуда. Давайте попробуем это изменить и раскрасим наше настроение.
Дидактическое упражнение «Раскрась настроение»
Цель: учить определять настроение и чувства другого человека
Задачи:
- развивать умение изображать настроение человека;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение сопереживать;
- развивать чувства юмора.
Ход упражнения:
Педагог предлагает разбиться на пары и раздает пластинки из оргстекла и разноцветные маркеры. Пары становятся друг напротив друга. Один из вас будет художником, а другой натурщиком. Художник рисует контур лица натурщика, а затем они вместе раскрашивают портрет в радужные тона.
Педагог: Если говорить о чудесах, то мне на ум приходит моя любимая сказка «Цветик-семицветик», которая заставляет, отбросив все материальные ценности задуматься о самом главном, о доброте и бескорыстной дружбе.
Педагог одевает шляпку «Цветика-семицветика».
Сегодня и нам с вами выпал шанс прочувствовать на себе волшебство этого цветка. Давайте загадаем желания. К сожалению, на каждого из нас лепестков не хватит, но ведь это волшебный цветок, он исполнит желание каждого из нас, если мы научимся бескорыстно делать добро.
Помните, как в сказке Женя потратила последний лепесток, на доброе дело. Она прочувствовала всю боль своего нового друга и сделала очень доброе дело. Давайте и мы попробуем прочувствовать всю боль и неуверенность людей «не таких как мы».
Дидактическое упражнение «Вкусная конфета»
Цель: формирование толерантности, осознание индивидуальной ценности каждого человека, развитие чуткости друг к другу
Педагог достает красивые конфеты. Давайте представим, что у нас всего одна рука, а конфету очень хочется съесть, но для этого ее надо развернуть. Попробуйте это сделать одной рукой. Правда, это очень сложно? Как же нам поступить. Конечно, мы можем помочь себе ртом, но мне кажется, если мы объединимся, у нас все получится. Участники объединяются в пары и разворачивают конфеты.
Педагог: Вот видите, насколько проще становится жить, когда мы вместе. Мы можем помочь не только своим близким, но и людям, которые в этом нуждаются больше всего, людям, попавшим в затруднительную жизненную ситуацию или людям с особенностями развития. Давайте же не забывать об этом.
В моей группе есть такой ребенок. И вся моя работа направлена на то, чтобы научить детей уважению, доброте и взаимопомощи. И я очень рада, что отношение моих детей к сверстнику с особенностями развития очень теплые, заботливые, в отличии от других детей.
Но где, же живет доброта? Давайте приложим руки к груди. Слышите? Это бьются наши сердца, и именно в них живет добро. Но, к сожалению, у многих людей сердца очерствели, а в таких сердцах добру неуютно. Но каждый из нас может отдать частичку своего доброго сердца этим людям и их сердца тоже откроются добру.
Педагог достает разноцветные модули.
Посмотрите эти маленькие модули из которых мы можем сделать сердце и подарить его тому кто нуждается в теплоте и заботе.
Продуктивная деятельность.
Модульное оригами. Педагог раздает модули и показывает технику сбора оригами. Коллеги собирают «сердца» и вешают на ленточку.
Педагог: Таким образом, получается кулон. Теперь каждый из нас может поделиться частичкой тепла в виде этого кулона с близкими людьми или с совершенно незнакомыми людьми, и мир станет немного добрее.
Заглянув глубже, в свои сердца, мы сейчас с вами поймем, что «цветик-семицветик» выполнил наше с вами самое главное желание, он открыл наши сердца друг другу.
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
Диагностика толерантной культуры
общения детей среднего дошкольного возраста, как важное условие социально - личностного развития дошкольника
Сентябрь
Большая часть детей находятся в грустном настроении, это обусловлено появлением новых членов нашей группы, а так же ребята отвыкли за время отпусков от режима детского сада, от необходимости соблюдать правила, которые необходимы для поддержания порядка в группе. Новенькие тоже испытывают дискомфорт, так как детский сад для них неизвестная и пока враждебная среда и др.
Октябрь.
Видна тенденция улучшения настроения, хотя детей с грустным настроением, все еще достаточно много. Это связано с адаптационным периодом для новеньких ребят. А так же ухудшением погоды.
Ноябрь.
Ребята стали чаще улыбаться, новенькие, стали вливаться в коллектив. Показанная выше методика стала давать свои результаты.
Декабрь.
Виден значительный рывок хорошего и веселого настроения. Это связано с проведением тренингов, направленных на повышение самооценки, профилактики тревожности. А так же общего поднятия настроения перед предстоящими новогодними праздниками.
Январь.
К сожалению, после новогодних праздников произошло небольшое снижение уровня хорошего и веселого настроения. В основном это связано с необходимостью опять привыкать к режиму.
Выше показан ежемесячный анализ и диаграммы, но мною проводятся ежедневное отслеживание настроения детей, а так же еженедельное подведение итогов недели и составления плана действий на следующую неделю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному развитию дошкольников....
Опыт работы по формированию у дошкольников представлений об основах здорового образа жизни
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходима целенаправленная работа педагогов с детьми (система физического воспитания) и родителями (беседы, консультации, совместны...
Опыт работы по формированию социально - коммуникативных навыков у дошкольников.
Описание опыта работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с активным привлечением родителей на основе сотрудничества и взаимодействия....
"Организация работы по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни"
В статье говорится о воспитанииу дошкольников ЗОЖ, что является актуальной проблемой на сегодняшний день....
Опыт работы по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В наше время здоровье детей ослаблено и при современном течении жизни, получается так, что дошколята большую часть времени п...
«Формирование у дошкольников навыков самообслуживания и элементарного бытового труда через взаимодействие с родителями »
Мастер-класс «Формирование у дошкольников навыков самообслуживания и элементарного бытового труда через взаимодействие с родителями »...
ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»
laquo;Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»...