Опыт работы по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни
статья
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В наше время здоровье детей ослаблено и при современном течении жизни, получается так, что дошколята большую часть времени проводят в детском саду. Придавая особое значение, здоровью ребенка, работая с детьми, имеющих слабую сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям, проанализировав зону их потенциальных возможностей, я сочла необходимым выбрать приоритетным направлением моей деятельности воспитание здорового ребенка посредством внедрения валеологических технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_valeologicheskih_tehnologiy_v_rbrazovatelnyy_protsess.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни
( выступление на ГМО «Физкультурно-оздоровительное направление развития дошкольников»)
Медведева Т.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 31 «Алёнушка»
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В наше время здоровье детей ослаблено и при современном течении жизни, получается так, что дошколята большую часть времени проводят в детском саду. Придавая особое значение, здоровью ребенка, работая с детьми, имеющих слабую сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям, проанализировав зону их потенциальных возможностей, я сочла необходимым выбрать приоритетным направлением моей деятельности воспитание здорового ребенка посредством внедрения валеологических технологий в воспитательно-образовательный процесс. Для реализации поставленной цели решаю следующие задачи:
-формирование осознанного отношения к своему здоровью;
-формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
-профилактика заболеваний;
-создание здоровье сохраняющей среды;
-воспитание физически психически здоровой личности.
Для решения этих задач мною предусматривается:
Во-первых, организация детской деятельности в трех формах: занятия, как специально организованная форма обучения и воспитания; совместная с воспитателем деятельность ребенка; свободное время, предусмотренное для ребенка в течение дня.
Во-вторых, создание здоровьесберегающей и предметно-пространственной среды, которая служит интересам и потребностям ребенка, а ее элементы, оборудование, игры, игрушки, дидактический материал - развитию ребенка и укреплению его здоровья.
Организация пространства предусматривает возможность двигательной активности детей. Все это способствует эмоциональному благополучию детей, создает у них чувство защищенности и уверенности в себе.
В-третьих, так как такие условия позитивно влияют на организацию учебно-воспитательного процесса, то занятия проводятся в различных формах: групповых, подгрупповых, микро - групповых, парных, индивидуальных.
Организуя работу по данной теме, опираюсь на программу М. Л. Лазарева, «Здравствуй!».
Валелогизация учебно-воспитательного процесса представляет общую направленность организации работы на день, и в зависимости от возраста. Эта работа конкретизуется в плане подборке игр, упражнений. Например, в утренние часы мной проводится речевая гимнастика, игры « целебные звуки», целью которых служит снятие эмоционального напряжения, речевых, мышечных зажимов. Выразительное воспроизведение звуков полезно для организма: « з – з – з » - при заболевании горла; « в – в – в» - при насморке; « м – м - м» - для лучшего усвоения пищи.
Исходя, из основных положений валеологического образования использую три направления валеологических игр:
- игры- « матрицы » - это интегрированные игры, сочетающие в себе возможности для решения большого количества образовательных и оздоровительных задач, объединенных в общий блок – темой;
- игры « путешествия» - приводят детей к мысли о том, что каждый орган человеческого организма важен и необходим, что все органы взаимосвязаны, действуют вместе;
-валеологические сказки – помогают детям моделировать ситуации, связанные с причинами возникновения болезней, травм, и практические уроки того, как этих неприятностей избежать и что делать, если же случилась беда.
Учитываю валеологические требования: обращаюсь к детям с улыбкой и спокойным тоном в течение всего занятия; приветствую в начале каждого занятия; прощаюсь и благодарю по окончании занятия; использую динамические паузы, пальчиковые гимнастики, дыхательные гимнастики, музыкотерапию, валеопаузы, физкультминутки.
Решение проблемы воспитания здорового ребенка включает в себя охрану жизни и здоровья детей, их физическое развитие, раскрытитие ресурсов здоровья, снижение заболеваемости. В связи с этим, мной, совместно с коллегой, медицинской сестрой, инструктором по физической культуре провожу мероприятия, способствующие психофизическому развитию: утренняя бодрящая гимнастика, дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз по методике С.Э.Ф.Аветистова, корригирующая гимнастика после сна с использованием массажных ковриков, изготовленных родителями, само-массаж по методике А. Уманской, релаксационные минутки, динамические паузы, упражнения на профилактику плоскостопия, валеологическое просвещение родителей. Осуществляю индивидуальный подход к детям с ослабленным здоровьем путем рациональной регламентации объема, интенсивности и содержания деятельности.
Педагогическая практика показывает, что успех валеологического образования, может быть, достигнут за счет системного подхода к решению данной проблемы, как в группе, так и в семье, как педагогами, так и родителями. На родительских собраниях, которые провожу, обсуждаются актуальные проблемы: закаливание детского организма, гигиенические рекомендации в одежде, для чего чисть зубы и.т.д.
Разработала цикл занятий с учетом возрастных особенностей, например: средняя группа « Мои друзья - вода и мыло», старшая группа « Чудо нос», подготовительная группа « Путешествие принца Кислорода».
По результатам этой оздоровительной работы мною отмечено улучшение состояние здоровья ослабленных детей и сокращение числа часто болеющих детей. Повысилось понимание родителями значимости проведения утренней гимнастики; необходимости закаливания; подвижных игр; повысился уровень ответственности родителей за сохранение здоровья своих детей.
_% выполнение плана по детодням за 3-х летний период увеличился с 67% до 75%.
Анализ посещаемости и заболеваемости детей
Основные показатели | 2016-2017год | 2017-2018год | 2018-2019год |
Пропуск по болезни в среднем (общая заболеваемость) | 6.8% | 5,4% | 2% |
ЧБД (часто болеющие дети) | 4 16,6% | 3 10% | 1 3,8% |
Средняя посещаемость в % | 67% | 68% |
75% |
Здоровье детей определяется рациональным двигательным режимом, включая первичную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания в детском саду и дома.
На мой взгляд, актуальным остается приобщение семьи и валеологизации макросоциальной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему "Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни"
Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни...
Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни
Здоровье – фундамент жизни человека, самая большая ценность. Здоровье надо беречь, потому что здоровый человек красив, всегда в хорошем настроении, может делать интересные дела. Надо радоваться здоров...
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни
С данным материалом выступила на педсовете из опыта работы по вопросам здоровьесбережения....
Инновационный проект по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни «В здоровом теле здоровый дух!»
«В здоровом теле здоровый дух!» Актуальность. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоро...
Использование проектной деятельности при формировании у дошкольников основ здорового образа жизни
Из опыта работы Сп ДО " Детский сад №25 " Лесная сказка"...
Использование проектной деятельности при формировании у дошкольников основ здорового образа жизни
Презентация...
«Роль физкультурно-оздоровительной работы в деле формирования у дошкольников основ здорового образа жизни»
Здоровье ребёнка - важнейшая составляющая всестороннего воспитания ребёнка. Цели, задачи, методы и приёмы в физкультурно-оздоровительной работе, направленные на формирование основ здорового образа жиз...