"Организация работы по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни"
статья

Кочанова Вера Васильевна , Бутенко Ольга Николаевна

В статье говорится о воспитанииу дошкольников ЗОЖ, что является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1.                                                                                          Воспитатель
  2. ГБОУ Школы №324

Кочанова В.В.

  1. Организация  работы по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.

   Настоящее время характеризуется быстрыми изменениями природой и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка –  это важнейший труд – воспитателя».

  Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое, и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

  Воспитание у дошкольников здорового образа жизни должно сформировать у детей мышления, нацеленное на здоровый образ жизни, мотивов, понятий, привычек, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

    Данные цели реализуются посредством следующих задач:

  • дать детям общее представление о здоровье как о ценности;
  • расширять представление о состоянии своего тела;
  •  знакомить с частями тела и их значением, используя методические рекомендации С.А. Козловой, С.Е. Шукшиной «Я и мое тело»;
  • формировать стойкие привычки к культурно-гигиеническим навыкам; мытье рук, лица, тела; содержание в порядке волос; ухода за зубами, ушами; пользование носовым платком; полоскание рта после еды; почаще стричь ногти;
  • расширять знание дошкольников о питании, его значимости; говорить о недоедания и чрезмерного переедания; значения витаминов; прививках и их значении; номерах телефонов аварийных служб; правилах дорожного движения;
  • большое значение уделять формированию правильной осанке; во время физкультурных занятий, во время игр, во время групповых занятий, сохранения правильной позы за столом.

   Главное в нашей работе – соблюдение режима дня. Режим дня прекрасный друг здоровья, неизменным остается в режиме гимнастика, питание, активные прогулки, сон.

Объяснять значение сна.

   Для решения этих задач в работе  используется следующие материалы:

  • «Режим дня» – комплект сюжетных картинок;
  • дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Аскорбинка 1 и ее друзья», «Аскорбинка 2 и ее друзья», «Слышу – не слышу», «Испорченный телефон», «Угадай на ощупь», «Чтобы ушки не болели», «Запомни движение»;
  • беседы: «Как вести себя во время болезни», «Вредные привычки», «Полезная еда», «Как вести себя с незнакомыми людьми», «Если ты поранился», «Чем можно делиться друг с другом»;
  • художественные произведения: К.Чуковского, С.Маршака, В.Маяковского;
  • поговорки: Держи язык за зубами. Умелые руки не знают скуки. Язык болтает рукам мешает;
  • фразеологизмы: Золотые руки- мастер своего дела, искусный человек;

Как без рук – не хватает нужного, важного;

Взять себя в руки – проявить свою силу воли;

Одна нога здесь, другая — там – быстро;

Путаться пол ногами – мешать;

Пускать пыль в глаза – обманывать;

Мозолить глаза – надоедать;

Хлопать ушами – ротозейничать;

Не верить своим ушам —страшно удивляться;

Слушать краем уха – невнимательно;

Водит за нос – обманывать;

Зарубить на носу – надолго запомнить;

  • загадки о зубах, о пальцах, о глазах, ушах:

Пять братьев

Годами равные

Ростом разные. (Пальцы)

Стоят вместе, ходят врозь. (Ноги).

Два паруса на всю жизнь

Рядком плывут,

А друг друга не видят. (Уши).

Если б не было его,

Не сказать бы ничего. (Рот).

Соседи живут.

Одни все кусают,

Другие – жуют. (Зубы).

  • практические упражнения:

Вытяни шею, как гусь.

Пошевели пальцами рук (ног).

Погладь животик.

Где находятся ноги.

  • физминутки на закрепление частей тела:

 Игра — шутка.

  «Мое тело»

 Слова взрослого                Движения детей

Головушка – совушка          Гладят голову.

Лобик – бобик                     Выставляют лоб, как бычки.

Носик – абрикосик              С закрытыми глазами дотрагиваются до кончика носа.            

Щечки – комочки                Осторожно мнут щеки и трут их ладонями.

Губки – голубки                  Вытягивают губы в трубочку.

Зубочки – дубочки              Тихонько постукивают зубами.

Бородушка – молодушка     Гладят подбородок

Глазки – краски                    Широко открывают глаза.

Реснички –  сестрички         Моргают глазами.

Ушки – непослушки             Трут пальцами уши.

Шейка – индейка                  Вытягивают шею.

Плечики – кузнечики           Поднимают и опускают плечи.

Ручки – хватучки                  Обхватывают себя обеими руками.

Пальчики – мальчики            Шевелят пальцами.

 Грудочки – уточки                Вытягивают грудь вперед.

 Пузик – арбузик                   Надувают живот.

 Спинка – остинка                Выпрямляют спину, поднимаясь на носки.

 Коленки – поленки              Поочередно сгибают ноги в колене и прижимают к животу.

 Ножки – сапожки                Топают ногами.

 

  Формируя у дошкольников навыки здорового образа жизни решаются основные задачи – правильное отношение к своему здоровью, гармоничное развитие ребенка, воспитание культуры здоровья.

 

 Методическая литература:

  Т.А. Тарасова, Л.С. Власова. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье».

   Н.С. Голицына, И.М. Шумова.  Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.

   Т.Л. Богина. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.

   С.А. Козлова, С.Е. Шукшина.  Мир человека «Я и мое тело»

    С.А. Козлова.  Мой мир.

  Г. Зайцев.  Уроки мойдодыра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей навыков здорового образа жизни через проектную деятельность

Формирование у детей знаний о правильном питании, здоровом образе жизни....

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

Консультация для родителей "Основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни".

Консультация для родителей "Основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни".      Основой формирования позиции созидателя в отношении своего ...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий для повышения уровня здоровья дошкольников, формирование у них навыков здорового образа жизни"

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей.  Федеральные государственные образовательн...