Профилактика дисграфии у дошкольников
статья (подготовительная группа) по теме
В этой статье можно познакомиться с причинами возникнавения дисграфии, формами дисграфии, профилактикой дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii_u_doshkolnikov.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика дисграфии у дошкольников
Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков письма.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение письма.
Причины стойкой неуспеваемости по русскому языку следует искать в дошкольном возрасте.
Причины дисграфии
1. Наследственная предрасположенность. (Наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственника)
Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах.
2. Патологические факторы. (Вредные воздействия), воздействующие на
ребёнка в:
- пренатальный (дородовой период жизни)
- натальный (в момент родов)
- постнатальный (послеродовой) период.
3. Функциональные причины. (Воздействие биологических и социальных
факторов)
- длительные соматические заболевания
- неправильная речь окружающих
- дефицит речевых контактов
- двуязычие в семье
- недостаточное внимание к речевому развитию ребёнка со стороны взрослых.
Эти факторы задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.
К функциональным причинам можно также отнести и следующие факторы:
- не соотнесённое с ограниченной зрелостью время начала обучения грамоте;
- не соотнесённые с возможностями ребёнка объем и уровень требований в отношении грамотности;
• несоответствующие индивидуальным особенностям ребёнка методы и темпы обучения, (букварь за 2-2,5 месяца — раньше 1 год - читать с 3-х лет (трудно воспринимать тексты) Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка к 5-6 годам.
Речевая симптоматика дисграфии
В младших классах:
• упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;
• не используют заглавные буквы и знаки препинания, путают схожие буквы;
• такие дети часто имеют плохой почерк, пишут медленно.
В средних и старших классах:
• дети используют короткие фразы с ограниченным набором слов;
• допускают грубые ошибки;
• не любят уроки русского языка, пропускают их, не выполняют письменных заданий.
Взрослые с подобным дефектом с трудом сочиняют поздравительные открытки, письма не умеют писать. Стараются найти работу, где не надо ничего писать.
Неречевая симптоматика
У детей - дисграфиков отмечается не сформированность многих психических функций:
• зрительного анализа и синтеза;
• пространственных представлений;
• слухопроизносительной дифференциации звуков речи;
• фонематического, слогового анализа и синтеза;
• лексико-грамматического строя речи;
• расстройства памяти, внимание, эмоционально-волевой сферы.
Формы дисграфии .
I. Артикуляторно-акустическая дисграфия
- Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.
Например:
• у ребёнка отсутствует в произнесении звук «Р», тогда он может написать слово «раковина» так: «аковина»
• если звук «Р» - заменяет на «В» - то его письмо выглядит так: «ваковина».
II. Акустическая форма
Эта форма проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Например:
• смешиваются на письме буквы, обозначающие звонкие и глухие звуки вместо башмак - пашмак, волк - фолк;
• свистящие и шипящие звуки: санки - шанки, зайка - жайка;
• аффрикаты и звуки, входящие в их состав: чай - щай, чайка - тяйка, цирк — тирк, яйцо — яйсо.
• не правильное мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит».
III. Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетании, предложении и текста. Пропуски членов предложения: «Я ... шерстяной шарф». Например:
• «красивый сумка» (не согласует в роде и числе)
• «я видел лиса» (не изменяет слова по падежам, родам и числам)
IV. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Ошибки:
• пропуски букв, слогов
• перестановки букв и слогов
• недописывание слов
• написание лишних букв в слове
• повторение букв или слогов
• контоминации - в одном слове слоги разных слов: «красивая сумка -«красика»
• слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
V. Оптическая дисграфия
Связана с недоразвитием зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
На письме:
• замены графически сходных букв ( )
• искажения в написании букв ( )
• зеркальное написание букв ( )
Дизорфография - стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил)
Профилактика
Широкомасштабная профилактика дисграфии проводится логопедами пока лишь в условиях дошкольных логопедических групп для детей с ОНР, ФФНР.
Работа с такими детьми направлена всестороннее развитие психики ребёнка, его внимание, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сфере, т.е. тех функций и качеств, без которых невозможна полноценная речемыслительная деятельность такая, как письмо (письменная речь).
При работе с такими детьми необходимо так же уделять внимание развитию у детей двигательных функций рук и графомоторных навыков.
Как показывает практика, большинству дошкольников не помешало бы взаимодействие с логопедом независимо от того, есть ли у ребёнка дефект речи.
Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые группы детского сада заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности и нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу. Чтобы дать возможность ребёнку получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста до поступления в школу.
Воспитатель массовой группы наблюдает за детьми на занятиях, в свободной деятельности. Отмечает трудности ребёнка в произношении звуков и слов, следит за правильностью построения фраз, умению составлять рассказы о предмете и его картинке, владением пересказом текстов (т.е. речь).
Воспитателю необходимо обращать внимание, есть ли у ребёнка трудности в узнавании цифр, букв, в выполнении рисунков, копировании, в воспроизведении фигур и букв из палочек, кубиков, справляется ли ребёнок с составлением различных картинок (по возрасту: 2-4 - младший возраст, 4-6 -средний возраст, 6-8 - старший возраст, 8-10 - подготовительный возраст).
Очень важно продиагнозировать умение ребёнка ориентироваться:
• в пространстве (лево - право, вверх - вниз, впереди - сзади);
• на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол...)
• ориентировка в схеме собственного тела
• расположение предметов относительно себя (т.е. зрительно-пространственное представление);
Воспитатель отмечает способности запоминания и воспроизведения действий, символов, умение сравнивать и обобщать предметы (т.е. мышление, память, внимание), а также различение музыкальны инструментов, воспроизведение ритма (т.е. слуховое воспроизведение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР
Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.
Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....
Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...
Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"
Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....
Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"
Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников»....
Профилактика дисграфии у дошкольников
Дисграфию можно предупредить и начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте....
Конспект физкультурного занятия "Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура» в подготовительной к школе группе для детей с ...