Профилактика дисграфии у дошкольников
статья (подготовительная группа) по теме

Корниенко Жанна Анатольевна

В этой статье можно познакомиться с причинами возникнавения дисграфии, формами дисграфии, профилактикой дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_disgrafii_u_doshkolnikov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии у дошкольников

Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков письма.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение письма.

Причины стойкой неуспеваемости по русскому языку следует искать в дошкольном возрасте.

Причины дисграфии

1.        Наследственная     предрасположенность. (Наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственника)

Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах.

2.        Патологические факторы. (Вредные воздействия), воздействующие на
ребёнка в:

  • пренатальный (дородовой период жизни)
  • натальный (в момент родов)
  • постнатальный (послеродовой) период.

3.        Функциональные причины. (Воздействие биологических и социальных
факторов)

  • длительные соматические заболевания
  • неправильная речь окружающих
  • дефицит речевых контактов
  • двуязычие в семье
  • недостаточное внимание к речевому развитию ребёнка со стороны взрослых.

Эти факторы задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

К функциональным причинам можно также отнести и следующие факторы:

  • не соотнесённое с ограниченной зрелостью время начала обучения грамоте;
  • не соотнесённые с возможностями ребёнка объем и уровень требований в отношении грамотности;

• несоответствующие индивидуальным особенностям ребёнка методы и темпы обучения, (букварь за 2-2,5 месяца — раньше 1 год - читать с 3-х лет (трудно воспринимать тексты) Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка к 5-6 годам.

Речевая симптоматика дисграфии

В младших классах:

•  упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;

• не используют заглавные буквы и знаки препинания, путают схожие буквы;

• такие дети часто имеют плохой почерк, пишут медленно.

В средних и старших классах:

• дети используют короткие фразы с ограниченным набором слов;

• допускают грубые ошибки;

• не любят уроки русского языка, пропускают их, не выполняют письменных заданий.

Взрослые с подобным дефектом с трудом сочиняют поздравительные открытки, письма не умеют писать. Стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Неречевая симптоматика

У детей - дисграфиков отмечается не сформированность многих психических функций:

• зрительного анализа и синтеза;

• пространственных представлений;

• слухопроизносительной дифференциации звуков речи;

• фонематического, слогового анализа и синтеза;

• лексико-грамматического строя речи;

• расстройства памяти, внимание, эмоционально-волевой сферы.

 Формы дисграфии .        

I.      Артикуляторно-акустическая дисграфия

  • Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

Например:

•    у  ребёнка  отсутствует  в  произнесении  звук  «Р»,  тогда  он  может написать слово «раковина» так: «аковина»

•    если  звук  «Р»  -  заменяет на  «В»  -  то  его  письмо  выглядит так: «ваковина».

II.       Акустическая форма

Эта форма проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Например:

•    смешиваются на письме буквы, обозначающие звонкие и глухие звуки вместо башмак - пашмак, волк - фолк;

•    свистящие и шипящие звуки: санки - шанки, зайка - жайка;

•    аффрикаты и звуки, входящие в их состав: чай - щай, чайка - тяйка, цирк — тирк, яйцо — яйсо.

•    не   правильное  мягкости  согласных  на  письме:   «писмо»,  «лубит», «больит».

III.     Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетании,  предложении и текста. Пропуски членов предложения: «Я ... шерстяной шарф». Например:

•    «красивый сумка» (не согласует в роде и числе)

•    «я видел лиса» (не изменяет слова по падежам, родам и числам)

IV.     Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Ошибки:

•    пропуски букв, слогов

•    перестановки букв и слогов

•    недописывание слов

•    написание лишних букв в слове

•    повторение букв или слогов

•    контоминации - в одном слове слоги разных слов: «красивая сумка -«красика»

•    слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

V.       Оптическая дисграфия

Связана   с   недоразвитием   зрительно-пространственных   представлений   и зрительного анализа и синтеза.

На письме:

•    замены графически сходных букв (                     )

•    искажения в написании букв (                             )

•    зеркальное написание букв (                               )

Дизорфография - стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил)

Профилактика

Широкомасштабная профилактика дисграфии проводится логопедами пока лишь в условиях дошкольных логопедических групп для детей с ОНР, ФФНР.

Работа с такими детьми направлена всестороннее развитие психики ребёнка, его внимание, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сфере, т.е. тех функций и качеств, без которых невозможна полноценная речемыслительная деятельность такая, как письмо (письменная речь).

При работе с такими детьми необходимо так же уделять внимание развитию у детей двигательных функций рук и графомоторных навыков.

Как показывает практика, большинству дошкольников не помешало бы взаимодействие с логопедом независимо от того, есть ли у ребёнка дефект речи.

Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые группы детского сада заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности и нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу. Чтобы дать возможность ребёнку получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста до поступления в школу.

Воспитатель массовой группы наблюдает за детьми на занятиях, в свободной деятельности. Отмечает трудности ребёнка в произношении звуков и слов, следит за правильностью построения фраз, умению составлять рассказы о предмете и его картинке, владением пересказом текстов (т.е. речь).

Воспитателю необходимо обращать внимание, есть ли у ребёнка трудности в узнавании цифр, букв, в выполнении рисунков, копировании, в воспроизведении фигур и букв из палочек, кубиков, справляется ли ребёнок с составлением различных картинок (по возрасту: 2-4 - младший возраст, 4-6 -средний возраст, 6-8 - старший возраст, 8-10 - подготовительный возраст).

Очень важно продиагнозировать умение ребёнка ориентироваться:

•    в пространстве (лево - право, вверх - вниз, впереди - сзади);

•    на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол...)

•     ориентировка в схеме собственного тела

•   расположение     предметов     относительно     себя     (т.е.     зрительно-пространственное представление);

Воспитатель отмечает способности запоминания и воспроизведения действий, символов, умение сравнивать и обобщать предметы (т.е. мышление, память, внимание), а также различение музыкальны инструментов, воспроизведение ритма (т.е. слуховое воспроизведение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....

Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"

Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников»....

Профилактика дисграфии у дошкольников

Дисграфию можно предупредить и начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте....

Конспект физкультурного занятия "Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР"

Конспект непосредственно -  образовательной деятельности по реализации образовательной области  «Физическая культура» в  подготовительной к школе группе для детей с ...