Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"
консультация по логопедии по теме
Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komentarii_k_slaydam_-disgrafiya.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление - презентация на тему
«Дисграфия».
Учителя логопеда
Горской Аллы Григорьевны
Виды дисграфии.
1. слайд:
В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.
2 слайд.
Следует отметить резкое увеличение распространённости дисграфии у детей за несколько последних десятилетий.
Согласно данным Хватцева в 50 годы, число учащихся с дисграфией в массовых школах Ленинграда составляло около 6%, в 2000 году из результатов исследованиям Парамоновой Л.Г, видно, что дисграфия встечалась уже у 30% школьников.
В настоящее время согласно исследованиям проведенным в Петроградском районе Санкт-Петербурга, более половины детей (55,5%) поступают в первые классы массовых школ со значительным отставанием в речевом развитии.
3 слайд.
Так что же такое дисграфия?
Под дисграфией («дис»– растройство, «графо» – письмо) понимается частичное, стойкое нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
4 слайд.
(Какие же речевые и неречевые функции осуществляют процесс письма в норме):
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:
- Слуховая дифференциация звуков;
- Правильное произношение звуков;
- Языковой анализ и синтез;
- Зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез;
- Сформированной лексико-грамматической стороной речи (словообразование и словоизменение).
5 слайд.
Неречевые функции обеспечивающие процесс письма:
- Восприятие (слуховое, зрительное)
- Память
- Внимание
- Мышление
- Психомоторика - это совокупность двигательных действий человека, управляемых его сознанием.
- Оптико-пространственные представления
- Невербальный интеллект
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
6 слайд.
Какие же причины приводят к нарушению письма?
- Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери.
- Функциональная незрелость отделов головного мозга может быть связана с:
- соматическими заболеваниями;
- наследственным фактором, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.
- несформированность высших психических функций.
7 слайд.
Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер.
Что же является предпосылками дисграфии:(на что нужно обратить внимание)
1.Если ребенок левша или переученный правша.
2. Если в семье говорят на двух или более языках.
3. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
4. Если несформированны зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез.
5. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
6. Отсутствие слуховой дифференциации аккустически близких звуков: (мягкие-твердые; звонкие-глухие; свистящие-шипящие; звуки [Р], [Л], [Й];
7. Несформированность грамматических систем словообразования и словоизменения;
простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста.
8 слайд.
Какие же встречаются виды дисграфии?
9 слайд.
Акустическая дисграфия:
В основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи эти звуки произносятся правильно.
10 слайд.
Например:
- Если ребенок не дифференцирует на слух звонкие – глухие звуки (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), то он будет постоянно колебаться при выборе букв в процессе письма («БОЛОТО» или «ПОЛОТО», «ПОЛКА» или «БОЛКА»)
- Свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), Вместо ШАПКА – напишет «САПКА»…
- Аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.), вместо ЦАПЛЯ напишет - САПЛЯ .
- А также звуков [Р] - [Л]; [Й] – [ЛЬ] вместо РАМА – будет написано «ЛАМА»
- твердые – мягкие, то вместо – ПИСЬМО напишет -«ПИСМО», вместо «ЛЮБИТ» - «ЛУБИТ», вместо «БОЛИТ» - «БОЛЬИТ» и т.д.
11 слайд.
Образец письма ребенка с акустической дисграфией:
- Мы видим, что ребенок в конце второго класса не дифференцирует (т.е. не различает на слух) звуки «Р-Л», «Т-Д», «Ш-С» вместо КЛЕЙ – пишет «КРЕЙ», «ТЕЛАЙ» вместо ДЕЛАЙ, «ПУШКАЙ» – вместо ПУСКАЙ, не различает твердые- мягкие звуки «Васка» - вместо ВАСЬКА.
Для преодоления этого вида дисграфии – необходимо воспитание четкой слуховой дифференцации не различаемых ребенком на слух звуков.
12 слайд.
2. Артикуляторно – акустическая дисграфия.
Данный вид дисграфии обусловлен наличием у ребенка звуковых замен в устной речи, которые отражаются на письме в виде соответствующих буквенных замен. Иными словами, пишет так, как произносит.
13 слайд.
Сам характер письменных ошибок при акустической и артикуляторно-акустической дисграфии одинаков, разница лишь в том, что во втором случае и в устной речи ребенка также имеются однотипные звуковые замены, тогда как при акустической дисграфии этого не наблюдается.
14 слайд.
Образец письма при артикуляторно-акустической дисграфии ученика 6 класса.
Мы видим, что ребенок заменяя в устной речи звук «Щ»- на «Ч», дефектное произношение отражает на письме. Вместо «ЩИПАЛ» - пишет «ЧИПАЛ», вместо «ЩЁКИ» - «ЧЁКИ», вместо «ЩЕПКИ» - «ЧЕПКИ»
Значит до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя. (если ребенок говорит «САРФ» вместо – ШАРФ или «ЛАКЕТА» вместо - РАКЕРА, то чаще всего именно так он и пишет эти слова).
15 слайд.
3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.
Причина данного вида дисграфии указана в самом её названии – ученик затрудняется проанализировать речевой поток, то есть не может в сплошном потоке устной речи выделить отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов не могут быть выбраны нужные буквы для обозначения каждого конкретного звука и тем более определен их порядок в слове. В итоге правильная запись становится невозможной.
16 слайд.
Ошибки анализа и синтеза:
- При несформированности анализа предложений на слова ученик записывает целое предложение в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова», например: «цвтыстятстле» вместо «цветы стоят на столе»
- При несформированности деления слов на слоги ошибки выражаются:
- в пропусках слогов («МОТОК» вместо – МОЛОТОК)
- в добавлении лишних слогов («молототок»)
- в перестановке слогов («мотолок»)
- При несформированности деления слов на звуки ошибки могут выражаться в следующем:
- пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении («тол» вместо –стол, «трела» вместо – стрела)
- пропуски гласных букв («трктор» вместо – ТРАКТОР)
- вставка лишних букв («стлол» вместо СТОЛ,)
- перестановка букв («Турба» вместо – ТРУБА, «лапма» вместо ЛАМПА).
17 слайд.
Образец письма при дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока ребёнка первого класса:
- Мы видим, что у девочки не сформирован анализ деления предложений на слова. Она записывает предложение в виде слова.
Из сказанного можно сделать следующий вывод:
Если ребенок в дошкольном возрасте не овладел формами звукового анализа, то при обучении грамоте ему не удастся справиться с этой сложной задачей в отведенные школьной программой короткие сроки.
18 слайд
4 Оптическая дисграфия.
Данный вид дисграфии связан с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему одинаковыми. Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный возраст и связаны с несформированностью у него зрительно- пространственных представлений. Проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
19 слайд
Ошибки на письме при оптической дисграфии чаще всего выражаются в следующем:
- Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов («И» и «Ш»; «Ц» и «Щ»; «П» и «Т»; «Л» и «М»)
- Замены похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв, что в итоге приводит к замене самих этих букв («В» и «Д»; «Б» и «Д»; «Ш» и «Т»).
- Пропуски, не дописывание элементов букв («И» вместо «У»).
- Зеркальное изображение букв.
20 слайд
Образец письма при оптической дисграфии:
Мы видим, что ребенок зеркально пишет буквы «С», «К».
Для профилактики оптической дисграфии необходимо формировать пространственные представления, зрительный анализ и синтез.
21 слайд
5. Аграматическая дисграфия.
Связана с несформированностью у ребенка грамматического строя устной речи, формирование которого в норме заканчивается к семи годам, то есть к началу школьного обучения. В этом возрасте ребенок, еще не знающий никаких грамматических правил, уже свободно пользуется ими в устной речи, то есть строит ее «как взрослый».
Отставание же в овладении грамматическими нормами языка выражается в неправильном согласовании слов (путает окончания), в неправильном употреблении предлогов, что в дальнейшем переносится на письмо.
Ребенок пишет как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).
Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
22 слайд
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний, слов, в неумении согласовывать слова между собой.
С большими трудностями для таких учащихся сопряжено изучение склонений имен существительных, прилагательных, числительных, а также усвоение правил согласования слов в роде, числе, падеже.
И до тех пор, пока с таким ребенком не будет проведена соответствующая коррекционная работа, аграмматизмы не исчезнут у него ни в устной речи, ни на письме.
23 слайд
Образец письма при аграмматической дисграфии:
Ребенок пятого класса неверно использует окочания слов.
24 слайд
6. Смешанная форма дисграфии – несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.
25 слайд
Образец письма при смешанной дисграфии:
- мы видим здесь проявление акустической дисграфии (ребенок не различает звуки по принцыпу звонкие –глухие, «К» - «Г» вместо «КРУЖАТСЯ» пишет «ГРУЖАТСЯ»; «Т»-«Д» вместо «ВОЗДУХЕ» пишет «ВОЗТУХЕ», «ТУГИЕ» заменяет на «ДУГИЕ»; «П»-«Б» вместо «ТЕПЕРЬ» пишет «ТЕБЕРЬ»;
Пропускает слоги, предлоги, слова, вместо «КОЛХОЗНИКИ» написано «КОЛХОЗКИ», что свидетельствует о зисграфии анализа и синтеза речевого потока.
26 слайд
- Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Все вышесказанное говорит о большой устойчивости данной формы речевой потологии
и о тщетности надежны на её самостоятельный уход по мере взросления учащихся.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».
ДУЗ №33 Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...
Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».
Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...
Презентация "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР"
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте п...
Презентация проекта "Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников"
Проект представлен в виде презентации....
Презентация к выступлению на Педагогическом совете "Коммуникативное развитие дошкольников в игре, или Как научить детей общаться посредством игровой деятельности"
Выступление о развитии коммуникативных способностей в игровой деятельности детей с элементами игрового практикума для педагогов. Тема посвящена рассмотрению одной из годовых задач ГБОУ "Шко...
Выступление на педагогическом совете "Экономическое воспитание дошкольников". Презентация, доклад.
Сегодня социально-экономическая ситуация в стране диктует свои стандарты. В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть экономически и финансово г...
Выступление-презентация на МО воспитателей г. Оренбурга "Формирование социо-культурных ценностей через экологическое воспитание дошкольников"
Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизн...