Инновационный педагогический опыт работы на тему "Социально-личностное развитие дошкольника с учетом гендерного воспитания"
материал по теме

Лапшаева Елена Ивановна

Инновационный педагогический опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats._opyt_raboty.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное  бюджетное дошкольное  учреждение детский сад «Колосок»

              Инновационный педагогический опыт на тему:

    «Социально-личностное    развитие     дошкольника

           с    учётом    гендерного    воспитания»

 Авторы: Лапшаева Е.И.

  Актуальность.  

   Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Сейчас представительницы «прекрасного пола» стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются грани между «мужскими» и «женскими профессиями». Многие мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

    Наблюдая за детьми, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот , не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

   Исходя из этого, начало гендерного воспитания следует отнести к дошкольному возрасту. В противном случае неизбежны отклонения, которые могут привести к эмоциональному неблагополучию среди сверстников. А в дальнейшем- стать препятствием к выполнению семейных и общественных функций.

  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривает решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учётом гендерного подхода.

 Что же входит в понятие гендер? Это система социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

  Перед дошкольными образовательными учреждениями и родителями стоит задача, отнестись к образованию детей-дошкольников по-новому: перейти от «бесполой педагогики» к воспитанию партнерских взаимоотношений между девочками и мальчиками.

 

     В своей работе в этой области, ставлю следующую цель: воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

 

    Для достижения этой цели ставлю задачи, которые обеспечивают достаточный уровень гендерной воспитанности детей.

-Формирование полоролевых знаний, развиватие умений использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности;

-Развитие нравственно-волевых качеств характерных для мальчиков (смелость, сила, решительность, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, нежность, доброта, сострадание);

-Развитие ценностного отношения к себе, как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира женского/мужского своеобразия;

-Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу;

-Формирование представлений о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской и мордовской народной культуре.

 

   Выстраивание модели образовательного процесса веду по 4 направлениям: 

-знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностях их воспитания и обучения;

-построение модели педагогического процесса;

-построение соответствующей развивающей среды;

-пропаганда педагогических знаний по этому вопросу среди родителей и привлечение их к участию в педпроцессе.

 Анализ изученной литературы свидетельствует о социальной направленности понятия «гендер», которое включает в себя:

  1. Культурно-символическое определение пола. ( Е. Тимофеева);
  2. Систему межличностного взаимодействия. (Р.Г. Петрова);
  3. Культурное отношение социального порядка. (И. Гофман);
  4. Биосоциокультурное единство.(Е.Н.Каменская);
  5. Половозрастной статус.(А.А.Чекалина)

Разработала на основе этого игровую модель специально организованной деятельности, побуждающую детей к коммуникации, рефлексии, сотрудничеству и самореализации.

   С целью формирования гендерной принадлежности дошкольника, внедряю в образовательный процесс инновационные технологии.

1.Технологии, способствующие формированию представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственного цикла)

В их число входят:

Специально организованные проблемные ситуации. Например, посмотрите, как красиво одета сегодня Машенька. Эту кофточку связала ей мама, а у неё была помощница-Машенька. Я знаю, многие из вас помогают дома родителям, расскажите, как вы это делаете.

Моделирование жизненно значимых ситуаций. Каждая ситуация включает в себя проблемную ситуацию и ряд действий. Задача ребёнка: определиться и руководствоваться ими в среде сверстников.

Для мальчиков: Таня осталась без стула. Наташа просыпала конфеты. Что ты будешь делать?

Для девочек: в группу пришёл новичок, он грустит. Как ты поступишь?

Дидактические игры. «Кто что носит?», «Наши причёски», «Сундучок для хозяюшки(для мастера), «Кем хочу стать?».

Игры-состязания. Сказать больше добрых слов о маме, папе; назвать предметы которые принадлежат только девочкам или только мальчикам. «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет мальчика (девочки)»

Специально организованные виды деятельности. Этические индивидуальные и совместные беседы. Темы: «Мальчики –защитники слабых», «мальчики –будущие папы», «Дело мастера боится», «Девочки –маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки –будущие мамы», «Мальчики и девочки такие разные и такие похожие», «Поведение мальчиков и девочек».

2.Технологии, способствующие овладению способом мужского и женского поведения.

Игровые ситуации с куклами. «Одень (накорми, уложи) куклу».

Схемы-действия отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, уже заданном пространстве учреждения, там. Где дети имеют возможность проявить самостоятельность свободу.

Сюжетно-ролевые игры. Овладение полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье: «Дочки-матери», «У нас гости», «Переезжаем на новую квартиру».

Игры–драматизации. «Спящая красавица», задание- разбудить добрыми, ласковыми словами девочку. «Богатырь перед сражением», задание- поддержи словами вселяющими уверенность в победе.

Подвижные игры. «Найди пару».

Имитационные игры. «Любящие родители»- передать мимикой эмоции: чувство радости, нежности. «Бездомный котёнок» -передать жалость, ласку к тем, кто в ней нуждается. «Разъярённый медведь» - выразить эмоцию гнева, объяснить его причину у людей, найти способ выхода из этого состояния.

Коммуникативные методы. «Посмотри в глаза» -придумай и скажи добрые слова. «подари подарок»- скажи поздравление. «Скажи комплимент» - скажи приятные слова. «За что нам нравятся девочки (мальчики). Чтение художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев.

Специально организованные проблемные ситуации. Описываю ситуации, которые ежедневно происходят в детском саду. Сегодня Алёна помогала после обеда Нине Викторовне убрать со столов. С кем её можно сравнить с Крошечкой-Хаврошечкой или с Ленивицей?

Прогнозирование ситуации. Её суть- предоставить свои действия в предполагаемой неприятной действительности. Основная задача, подвести детей к принятию решения: прежде, чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? Как должен повести себя мальчик (девочка).

Моделирование жизненно значимой ситуации включает проблему и ряд действий, которыми следует руководствоваться в среде сверстников.

Для мальчиков: Ты едешь в автобусе с папой, кто должен уступить место вошедшей женщине.

Для девочек: У Алёши неправильно застёгнуто пальто, как ты поступишь?

3. Технологии, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек.

Совместная трудовая деятельность. Дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности. Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают, мальчики относят чистое бельё, девочки вешают. Работа в уголке природы: мальчики ходят за водой. Переносят горшки, девочки поливают растения, протирают листья.

Символические игры. Игра «Кто живет в твоём сердце?». На карточках-символах изображены понятия : «доброта», «красота», «смелость», «сила» и т. д. Нужно отобрать те, которые обозначают ценности определяющие поведение мальчиков и девочек.

Состязательные игры. «Рыцарский турнир»: мальчики соревнуются в ловкости, сноровке, силе, галантности, остроумии. Девочки награждают победителей.

Коммуникативные игры. Игра «Новое имя». По заданию педагога дети дают характеристику каждому в группе (Наташа- веселушка, Саша- богатырь, Света- принцесса и т.д.). Инсценировки по сюжетам произведений.

4. Технологии, обуславливающие формирование представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания.

 Общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы полоролевой культуры, запечатлённые в знаках, символах мужского и женского мира, культурных образцах полоролевого поведения, межполового взаимодействия,  представлены в содержании специально организованных видах деятельности, обеспечивающих ребёнку ознакомление с историей, бытом, традициями, обычаями своего народа.

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомить с историей предков, их жизненным укладом, одеждой, трудом женщин и мужчин, историей родного края.

Диалогово-игровые методы.  «Беседы с героями сказки» - развивает дружеские взаимоотношения между мальчиком и девочкой в соответствии с выбранной ролью сказочных героев. «Главные слова» - находят в сказке слова, раскрывающие полоролевые ценности.

Игры-состязания. Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества. Спеть колыбельную. Назвать предметы быта, одежды, орудий труда мужчин и женщин.

Русские и мордовские игры.  «в хороводе были мы», «Платки» и т.д.

Пространственно развивающая среда –одно из условий гендерного воспитания ребенка, так как является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

При её построении учитываю следующие принципы:

-принцип эмоциональности –даёт ребёнку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;

-принцип свободы и самостоятельности – позволяет самостоятельно определять отношение к среде. А также воспринимать, создавать, комбинировать её по своему усмотрению;

-Гуманитарный принцип – отражает в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающими предметами, социальным и природным миром, а также помогающий раскрыться сущностным силам ребенка.

   Элементами пространственно-предметной среды выступают:

-игрушечная гостиная – мини-среда светского этикета, где дети самостоятельно или с помощью воспитателя упражняются в выполнении правил хорошего тона.

-мини-среда  - предоставляет то, что необходимо для формирования мужских и женских умений. Для мальчиков: мастерская по ремонту игрушек, инструменты, гараж, конструкторы различного вида, строительный материал, спортивный уголок.

Для девочек: игрушечный кухонный блок, шкаф с полочками для белья и посуды, ванночки и ведерки для стирки белья, уголок красоты, «Больница».

-игротека, где представлены настольные игры, карточки –символы, схемы-действия.

    Для полноценного ребенка важно, чтобы родители были грамотны в процессе гендерного воспитания. Работа с родителями носит информационно практический характер. С этой целью мной проводятся различные формы работы: консультации. Беседы, текстовая информация на темы: «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье», «В семье растёт дочь», «Воспитание мальчика в семье». Вместе с детьми изготавливаем к праздникам подарки для пап и мам. Совместно с родителями проводим культурно-досуговые мероприятия: «День матери», «Богатырская сила», «Мама- солнышко моё», спортивные праздники и т.д.

    Созданные условия, способствующие гендерной социализации детей,  приносят положительные результаты.  Растёт культура поведения и общения детей, Мальчики становятся более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательны к мальчикам. Родители воспитанников приобретают знания об особенностях воспитания детей разного пола.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...

Педагогический опыт работы по теме "Познавательное развитие дошкольников посредством экспериментирования"

Опыт работы воспитателя по экспериментированию с детьми второй младшей группы в течение учебного года....

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....

Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Инновационный педагогический опыт работы«Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»...