Инновационный педагогический опыт работы на тему "Социально-личностное развитие дошкольника с учетом гендерного воспитания"
материал по теме
Инновационный педагогический опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovats._opyt_raboty.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Колосок»
Инновационный педагогический опыт на тему:
«Социально-личностное развитие дошкольника
с учётом гендерного воспитания»
Авторы: Лапшаева Е.И.
Актуальность.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Сейчас представительницы «прекрасного пола» стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются грани между «мужскими» и «женскими профессиями». Многие мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Наблюдая за детьми, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот , не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Исходя из этого, начало гендерного воспитания следует отнести к дошкольному возрасту. В противном случае неизбежны отклонения, которые могут привести к эмоциональному неблагополучию среди сверстников. А в дальнейшем- стать препятствием к выполнению семейных и общественных функций.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривает решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учётом гендерного подхода.
Что же входит в понятие гендер? Это система социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
Перед дошкольными образовательными учреждениями и родителями стоит задача, отнестись к образованию детей-дошкольников по-новому: перейти от «бесполой педагогики» к воспитанию партнерских взаимоотношений между девочками и мальчиками.
В своей работе в этой области, ставлю следующую цель: воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Для достижения этой цели ставлю задачи, которые обеспечивают достаточный уровень гендерной воспитанности детей.
-Формирование полоролевых знаний, развиватие умений использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности;
-Развитие нравственно-волевых качеств характерных для мальчиков (смелость, сила, решительность, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, нежность, доброта, сострадание);
-Развитие ценностного отношения к себе, как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира женского/мужского своеобразия;
-Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу;
-Формирование представлений о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской и мордовской народной культуре.
Выстраивание модели образовательного процесса веду по 4 направлениям:
-знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностях их воспитания и обучения;
-построение модели педагогического процесса;
-построение соответствующей развивающей среды;
-пропаганда педагогических знаний по этому вопросу среди родителей и привлечение их к участию в педпроцессе.
Анализ изученной литературы свидетельствует о социальной направленности понятия «гендер», которое включает в себя:
- Культурно-символическое определение пола. ( Е. Тимофеева);
- Систему межличностного взаимодействия. (Р.Г. Петрова);
- Культурное отношение социального порядка. (И. Гофман);
- Биосоциокультурное единство.(Е.Н.Каменская);
- Половозрастной статус.(А.А.Чекалина)
Разработала на основе этого игровую модель специально организованной деятельности, побуждающую детей к коммуникации, рефлексии, сотрудничеству и самореализации.
С целью формирования гендерной принадлежности дошкольника, внедряю в образовательный процесс инновационные технологии.
1.Технологии, способствующие формированию представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственного цикла)
В их число входят:
Специально организованные проблемные ситуации. Например, посмотрите, как красиво одета сегодня Машенька. Эту кофточку связала ей мама, а у неё была помощница-Машенька. Я знаю, многие из вас помогают дома родителям, расскажите, как вы это делаете.
Моделирование жизненно значимых ситуаций. Каждая ситуация включает в себя проблемную ситуацию и ряд действий. Задача ребёнка: определиться и руководствоваться ими в среде сверстников.
Для мальчиков: Таня осталась без стула. Наташа просыпала конфеты. Что ты будешь делать?
Для девочек: в группу пришёл новичок, он грустит. Как ты поступишь?
Дидактические игры. «Кто что носит?», «Наши причёски», «Сундучок для хозяюшки(для мастера), «Кем хочу стать?».
Игры-состязания. Сказать больше добрых слов о маме, папе; назвать предметы которые принадлежат только девочкам или только мальчикам. «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет мальчика (девочки)»
Специально организованные виды деятельности. Этические индивидуальные и совместные беседы. Темы: «Мальчики –защитники слабых», «мальчики –будущие папы», «Дело мастера боится», «Девочки –маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки –будущие мамы», «Мальчики и девочки такие разные и такие похожие», «Поведение мальчиков и девочек».
2.Технологии, способствующие овладению способом мужского и женского поведения.
Игровые ситуации с куклами. «Одень (накорми, уложи) куклу».
Схемы-действия отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, уже заданном пространстве учреждения, там. Где дети имеют возможность проявить самостоятельность свободу.
Сюжетно-ролевые игры. Овладение полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье: «Дочки-матери», «У нас гости», «Переезжаем на новую квартиру».
Игры–драматизации. «Спящая красавица», задание- разбудить добрыми, ласковыми словами девочку. «Богатырь перед сражением», задание- поддержи словами вселяющими уверенность в победе.
Подвижные игры. «Найди пару».
Имитационные игры. «Любящие родители»- передать мимикой эмоции: чувство радости, нежности. «Бездомный котёнок» -передать жалость, ласку к тем, кто в ней нуждается. «Разъярённый медведь» - выразить эмоцию гнева, объяснить его причину у людей, найти способ выхода из этого состояния.
Коммуникативные методы. «Посмотри в глаза» -придумай и скажи добрые слова. «подари подарок»- скажи поздравление. «Скажи комплимент» - скажи приятные слова. «За что нам нравятся девочки (мальчики). Чтение художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев.
Специально организованные проблемные ситуации. Описываю ситуации, которые ежедневно происходят в детском саду. Сегодня Алёна помогала после обеда Нине Викторовне убрать со столов. С кем её можно сравнить с Крошечкой-Хаврошечкой или с Ленивицей?
Прогнозирование ситуации. Её суть- предоставить свои действия в предполагаемой неприятной действительности. Основная задача, подвести детей к принятию решения: прежде, чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? Как должен повести себя мальчик (девочка).
Моделирование жизненно значимой ситуации включает проблему и ряд действий, которыми следует руководствоваться в среде сверстников.
Для мальчиков: Ты едешь в автобусе с папой, кто должен уступить место вошедшей женщине.
Для девочек: У Алёши неправильно застёгнуто пальто, как ты поступишь?
3. Технологии, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек.
Совместная трудовая деятельность. Дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности. Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают, мальчики относят чистое бельё, девочки вешают. Работа в уголке природы: мальчики ходят за водой. Переносят горшки, девочки поливают растения, протирают листья.
Символические игры. Игра «Кто живет в твоём сердце?». На карточках-символах изображены понятия : «доброта», «красота», «смелость», «сила» и т. д. Нужно отобрать те, которые обозначают ценности определяющие поведение мальчиков и девочек.
Состязательные игры. «Рыцарский турнир»: мальчики соревнуются в ловкости, сноровке, силе, галантности, остроумии. Девочки награждают победителей.
Коммуникативные игры. Игра «Новое имя». По заданию педагога дети дают характеристику каждому в группе (Наташа- веселушка, Саша- богатырь, Света- принцесса и т.д.). Инсценировки по сюжетам произведений.
4. Технологии, обуславливающие формирование представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания.
Общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы полоролевой культуры, запечатлённые в знаках, символах мужского и женского мира, культурных образцах полоролевого поведения, межполового взаимодействия, представлены в содержании специально организованных видах деятельности, обеспечивающих ребёнку ознакомление с историей, бытом, традициями, обычаями своего народа.
Экскурсия в краеведческий музей. Знакомить с историей предков, их жизненным укладом, одеждой, трудом женщин и мужчин, историей родного края.
Диалогово-игровые методы. «Беседы с героями сказки» - развивает дружеские взаимоотношения между мальчиком и девочкой в соответствии с выбранной ролью сказочных героев. «Главные слова» - находят в сказке слова, раскрывающие полоролевые ценности.
Игры-состязания. Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества. Спеть колыбельную. Назвать предметы быта, одежды, орудий труда мужчин и женщин.
Русские и мордовские игры. «в хороводе были мы», «Платки» и т.д.
Пространственно развивающая среда –одно из условий гендерного воспитания ребенка, так как является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
При её построении учитываю следующие принципы:
-принцип эмоциональности –даёт ребёнку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;
-принцип свободы и самостоятельности – позволяет самостоятельно определять отношение к среде. А также воспринимать, создавать, комбинировать её по своему усмотрению;
-Гуманитарный принцип – отражает в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающими предметами, социальным и природным миром, а также помогающий раскрыться сущностным силам ребенка.
Элементами пространственно-предметной среды выступают:
-игрушечная гостиная – мини-среда светского этикета, где дети самостоятельно или с помощью воспитателя упражняются в выполнении правил хорошего тона.
-мини-среда - предоставляет то, что необходимо для формирования мужских и женских умений. Для мальчиков: мастерская по ремонту игрушек, инструменты, гараж, конструкторы различного вида, строительный материал, спортивный уголок.
Для девочек: игрушечный кухонный блок, шкаф с полочками для белья и посуды, ванночки и ведерки для стирки белья, уголок красоты, «Больница».
-игротека, где представлены настольные игры, карточки –символы, схемы-действия.
Для полноценного ребенка важно, чтобы родители были грамотны в процессе гендерного воспитания. Работа с родителями носит информационно практический характер. С этой целью мной проводятся различные формы работы: консультации. Беседы, текстовая информация на темы: «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье», «В семье растёт дочь», «Воспитание мальчика в семье». Вместе с детьми изготавливаем к праздникам подарки для пап и мам. Совместно с родителями проводим культурно-досуговые мероприятия: «День матери», «Богатырская сила», «Мама- солнышко моё», спортивные праздники и т.д.
Созданные условия, способствующие гендерной социализации детей, приносят положительные результаты. Растёт культура поведения и общения детей, Мальчики становятся более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательны к мальчикам. Родители воспитанников приобретают знания об особенностях воспитания детей разного пола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...
Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"
Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...
Инновационный педагогический опыт работы "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Инновационный педагогический опыт работы...
Педагогический опыт работы по теме "Познавательное развитие дошкольников посредством экспериментирования"
Опыт работы воспитателя по экспериментированию с детьми второй младшей группы в течение учебного года....
Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....
Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Инновационный педагогический опыт работы«Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»...