Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Уткина Анна Евгеньевна

Инновационный педагогический опыт работы

«Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт работы

«Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

                                                           Учитель-дефектолог: А.Е. Уткина

Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать, считать и писать.

Воспитывать, развивать и обучать детей, помогут и развивающие математические игры. Их можно назвать «спортивным комплексом» для ума, для развития математических способностей ребёнка. Участвуя в игре, дети знакомятся с окружающим их миром, во всём его многообразии, расширяя свой кругозор.

Ребёнок учится воспринимать окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развёртываются во время игр, поэтому приобщение ребёнка к миру игры начинаем с раннего детства. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью тех или иных предметов, окружающих его в повседневной жизни. Задачи расположены в порядке возрастания: от простого, к сложному.

Актуальность педагогического опыта обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: величина, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий, расширять знания детей. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в свою работу я включила развивающие игры и упражнения.

Благодаря развивающим играм, дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, также развивающие игры оказывает большое влияние и на речевое развитие ребёнка.

Игра - это и школа обучения. Что же значит «играть в математику»? Разве можно «играть в математику»? Разве можно «играть» в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику – самую сложную из всех наук? Оказывается можно. Главное, чтобы дети получали радость от игровой деятельности, которая постепенно перерастёт в радость учения.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все занятия я провожу в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя технологии А. Никитина, В. Воскобовича, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме. Игровые методы и приёмы в обучении детей математике положительно влияют на формирование эмоциональной сферы дошкольника.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Условия возникновения, становления опыта тесно связаны с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДОО, внедрение инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям.

При организации работы я опиралась на следующие принципы: системности, активности, доступности, рациональности, прочности, гуманизма.

Развивающие игры математического содержания активизируют умственную деятельность, мыслительные и логические способности, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные во всех видах деятельности знания и умения, находить закономерности, разгадывать ребусы, лабиринты и т. д. Для детей так же характерно образное мышление. Оно используется для привлечения внимания ребёнка к развивающим играм. Возбудить интерес к ним. В эти игры можно играть на полу, лёжа, стоя, кому как удобно.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.

Детям интересно играть в развивающие математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, не возможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Теоретическая база

В настоящее время благодаря усилиям учёных и практиков, создана и успешно функционирует, совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.

Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Изучение психолого – педагогической и методической литературы передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации развивающих игр в детском саду.

Вопросы, связанные с организацией и методикой развивающих игр, широко представлены в работах отечественных педагогов и учёных.

При разработке системы развивающих игр я познакомилась с вопросами теории и практики таких исследователей, как А. П. Усовой, А. К. Бондаренко и это явилось методологической основой работы.

А. П. Усова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др. особо подчеркивают общеразвивающий характер данных игр, его влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования развивающих игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребёнка, его латентные возможности, необходимо в развивающих играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций.

В ходе работы над данной темой, была задействована следующая литература:

1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском сада //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией. Н. Н. Поддьякова. – М., 1972.

2. Богуславская М., Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста». - М.: Просвещение, 1994.

3. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия. – СПб., 1994, 4.III/

4. Давайте поиграем! / Под редакцией А. А. Столяра. – М., 2004.

5. Данилова В. В. и др. Обучение математике в детском саду. – М., 1998.

6. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. – М., 1992.

7. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л. Г. Нисканен. – 2002.

8. Корнеева Г. А., Мусейибова Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – М., 1989.

9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком – М, 1990.

10. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие. - М.: Просвещение,1994. – 256с.

11. Сербина Е. А. Математика для малышей. – М, 1992.

12. Сидорчук Т. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи / Т. Сидорчук. –Ульяновск: 1996. – 290 с.

13. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2001.

14. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.

15. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981.

16. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2002.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Успешное развитие ребёнка осуществляется через усвоение, овладения основными формами:

- логические;

- наглядно – образные;

- наглядно – действенные.

К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законом логики. Формирование и развитие логических структур, мышление должно осуществляться своевременно.

Основная форма мышления дошкольников – наглядно – образное восприятие, то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть их соотношение друг с другом и соотношение их частей. Наглядно – действенное мышление – это мышление в действии с различными предметами и игрушками.

В процессе формирования математических представлений используются разнообразные методы: практические, наглядные, игровые, моделирование. Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются:

- практическая деятельность детей с предметами или их заменителями (рисунками, моделями и т. д.);

- широкое использование дидактического материала;

- выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий;

- навыки счёта, вычисления, измерения и рассуждений;

- использование математических представлений в практической деятельности, игре, труде и других видах деятельности.

Наглядный метод не является самостоятельным в формировании элементарных математических представлений. Наглядным методом обучения является: показ, беседа, рассматривание, дидактические игры и упражнения.

Моделирование – является наглядно практическим приёмом в процесс обучения умственных действий: классификация, обобщение, анализ, которое способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольников.

Игровой метод при формировании элементарных математических представлений выступает как метод обучения. В игровом методе широко используются разнообразные развивающие игры (предметные, настольно-печатные и др.) и являются эффективным способом при формировании математических представлений во всех возрастных группах.

Каждый её компонент способствует формированию у ребёнка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов, новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Мною была составлена картотека развивающих игр по формированию элементарных математических представлений, в неё вошли игры на внимание, на развитие логического мышления, понятия и воображения.

Математические игры и упражнения в кругу семьи: «Подбери колёса к вагончикам», «Назови похожий предмет», «Собери бусы», «Составь картинку», «Собери цветок», «Что стоит у нас в квартире».

Для старших дошкольников: «Сравни число», «Найди соответствие примерам», «Дни недели», «Кто знает, пусть дальше считает».

Задачи: «Составление предметов по картинкам», «Преобразование фигуры», «Геометрические примеры».

Игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо»,  «Веселые фигуры», «Найди все треугольники, квадраты…»,  «Сделай так же», Также в моей копилке много развивающих игр сделанных своими руками:

- Головоломки из спичек.

- Игры со счётными палочками.        

-Игры из фетра с геометрическими фигурами.

- логические («Сложи узор»«Сложи квадрат»«Что в начале, что потом?», «Что лишнее»«Задачи в картинках»«Четвёртый лишний»«Цветные резиночки»«Магазин ковров»).

Большая ценность развивающих игр, в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат развитию и воспитанию детей. Благодаря использованию развивающих игр на занятиях, в свободное время, в индивидуальной работе способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

С помощью развивающих игр индивидуализируется работа на занятиях, все занятия даются посильно каждому ребёнку с учётом его умственных возможностей. В коллективных играх, формируется качество личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности. Задания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, чем те, которые представлены обычными упражнениями. Занимательный материал не только увлекает детей, но и способствует совершенствованию наблюдательности, памяти, мышления и речи.

Анализ результативности

Работа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребёнка - дошкольника. Для обследования уровня развития математических представлений детей моей группы, до начала работы по данной теме и после, использовались следующие методы педагогического анализа:

- анализ деятельности детей во время образовательной деятельности;

- анализ деятельности детей в процессе развивающих игр;

- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

В ходе данного педагогического анализа было выявлено, что:

- до – 68%, после - 72% детей считают до 5 и далее, знают цифры до 5, умеют называть числительные, обозначая количество.

- до – 54%, после - 62% детей знают порядковый счет.

- до -58%, после- 66% -знают геометрические фигуры и их признаки.

-до-65%, после- 85% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу, или по образцу, владеют понятиями «много»«мало»«один»«несколько»«больше»«меньше»«поровну».

-до59%, после -73% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).

-до 40%, после - 52% детей умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко, далеко.

Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 52% детей.

- до 62%, после-70% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.

-до 48%, после - 60% детей хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально.

-до 40%, после - 59% детей употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.

У 54% детей сформированы пространственно-временные представления.

-до 50%, после 62% могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т. д.

-до 48%, после 65% детей умеют ориентироваться на листе бумаги.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Во-первых, неумение детей взаимодействовать в окружающем социуме;

во-вторых, возникали трудности при создании развивающей среды для современного ребёнка – дошкольника; в-третьих, недостаточное понимание проблемы родителями воспитанников.

Ещё трудности и проблемы при использовании данного опыта состоят в том, что необходимо было не только разработать картотеку развивающих игр и упражнений, а так же изготовить сами игры. Необходимо, чтобы сам педагог владел хорошими знаниями и умениями в области развивающих игр.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. Опытом моей работы могут воспользоваться воспитатели ДОО города при проведении НОД; в свободной деятельности. Обобщение и распространение данного педагогического инновационного опыта проводится через педагогические советы ДОУ, открытые просмотры в локальной сети ДОУ, размещение публикации в сети Интернет.

Надеюсь, что опыт моей работы вызовет интерес у начинающих педагогов дошкольных образовательных организаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать  новые жизненные...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Конспекты дидактических игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста с использование игровых пособий ПМК "Мозаичный ПАРК"

Конспекты дидактических игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых пособий ПМК "Мозаичный ПАРК"...

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования головоломок

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Автор раскрывается сущность основных понятий: «математические представл...