Педагогический опыт работы по теме "Познавательное развитие дошкольников посредством экспериментирования"
материал по окружающему миру (младшая группа)
Опыт работы воспитателя по экспериментированию с детьми второй младшей группы в течение учебного года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Диагностика исследовательской деятельности детей 3-4 лет
(Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н.)
Показатели
Показатель 1. Умение осуществлять поисковые действия практического характера, приводящие к выявлению отдельных качеств (свойств) и связей объектов.
Показатель 2. Умение устанавливать наличие простейших связей (соотнесение части и целого, признаков материала и признаков предмета).
Показатель 3. Умение охарактеризовать результат познавательно-исследовательской деятельности, устанавливать соответствие результата и поискового действия, характеризовать эту связь (разорвал – непрочный, разбил – хрупкий).
Показатель 4. Умения действовать в соответствии с целью познавательно-исследовательской деятельности и заданной взрослым последовательностью поисковых действий (алгоритмом из 3-4 действий), отвечать на вопросы о достигнутых результатах.
Показатель 5. Умение осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, используя простейшие модели – пиктограммы, обозначающие объекты и условия исследования, поисковые действия.
Диагностическое задание 1 «Какой предмет?» (показатель 1,3)
Часть 1
Задача: выявить умение детей осуществлять поисковые действия практического характера, приводящие к определению отдельных свойств и связей объектов исследования.
Материал: различные предметы для выявления их свойств (кусочки лимона и яблока, лист цветной бархатной бумаги, деревянный кубик, кусочек шифона или органзы).
Инструкция: «Возьмите любой предмет со стола. Посмотрите на него, потрогайте, узнайте про этот предмет все, что сможете, затем расскажите, какой это предмет»
Оценка результатов:
1 балл – ребенок с помощью взрослого может совершить 1-2 поисковых действия, назвать 1-2 внешних качества предмета (не требующих его преобразования), но поисковые действия и качества не связаны (ребенок эту связь не понимает) или не может выполнить задание.
2 балла – ребенок с помощью взрослого осуществляет поисковые действия, приводящие к выявлению 2-3 свойств (качеств) предмета и называет их.
3 балла – ребенок самостоятельно осуществляет несколько (3-4) поисковых действий практического характера, приводящих к выявлению соответствующих свойств (качеств) предмета, правильно их называет.
Часть 2
Задача: выявить умения характеризовать результат, устанавливать соответствие результата и поискового действия, характеризовать эту связь.
После рассказа о выявленных качествах (свойствах) предмета детям предлагается ответить на вопросы:
- Что вы сделали, чтобы узнать, какой предмет?
- Как вы узнали, что лимон кислый (бумага шершавая, ткань мягкая и т.п.)?
- Что надо сделать, чтобы узнать, что яблоко сладкое (бумага рвется, ткань шершавая и т.п.)?
- Что вы узнаете, если понюхаете лимон (проведете пальцем по бумаге, откусите и разжуете яблоко и т.д.)?
Оценка результатов
1 балл – ребенок не может даже с помощью взрослого охарактеризовать результат и поисковые действия, установить их соответствие.
2 балла – ребенок с помощью взрослого может охарактеризовать (назвать, продемонстрировать) совершенные им поисковые действия и назвать соответствующий результат.
3 балла – ребенок самостоятельно и правильно характеризует результат, называет (демонстрирует) совершенные им поисковые действия и устанавливает их соответствие.
Диагностическое задание 2. «Из чего сделано?» (показатели 2,5)
Часть 1
Задача: выявить умение устанавливать наличие простейших причинно-следственных связей.
Материал: набор различных материалов (частей предмета) и целых предметов (листочки синей салфеточной и плотной бумаги – синий бумажный кубик; кусочек яблока – целые лимон и яблоко и т.п.), набор пиктограмм: попробовать на вкус – изображение язычка; понюхать – изображение носа; провести пальцем по листочку – посмотреть на него – изображение глаза; разорвать – изображение руки.
Детям предлагается рассмотреть то, что лежит на столе и выполнить задания:
- «выберите, из какой бумаги сделан кубик»;
- «выберите, от какого фрукта этот кусочек»;
После установления соответствия, детям предлагается объяснить, как они это узнали.
Оценка результатов
1 балл – ребенок не может даже с помощью взрослого выполнить задания.
2 балла – ребенок с помощью взрослого правильно выполняет задание, устанавливает связь «часть – целое», «материал – предмет».
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет все задания, устанавливает связь «часть – целое», «материал – предмет».
Часть 2
Задача: выявлять умение детей осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, используя простейшие модели – пиктограммы, обозначающие объекты и условия исследования, поисковые действия.
Детям предлагается рассмотреть набор пиктограмм, выбрать карточки в соответствии с ситуацией и назвать изображенное на ней действие.
Инструкция: «Посмотрите на карточки и выберите, что надо сделать, чтобы узнать: что яблоко сладкое (лимон кислый) – изображение язычка; что это лимон, но не попробовав его на вкус – изображение носа; что яблоко круглое, бумага синяя – изображение глаза; что бумага шершавая – изображение руки».
Оценка результатов
1 балл – ребенок не может даже с помощью взрослого определить, что означают условные символы в пиктограммах.
2 балла – ребенок с помощью взрослого в большинстве случаев правильно выбирает пиктограммы и характеризует поисковые действия.
3 балла – ребенок самостоятельно правильно выбирает пиктограммы во всех ситуациях, точно и полно характеризует поисковые действия.
Диагностическое задание 3. «Как изготовить цветные льдинки?» (показатели 4,5)
Часть 1
Задача: выявить умение детей осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, используя простейшие модели – пиктограммы, обозначающие объекты и условия исследования, поисковые действия.
Материал: стаканчик, краски, кисточка, формочки, веревочка, карточка-задание, на которой условными символами изображена последовательность действий по изготовлению цветных льдинок (алгоритм действий).
Детям предлагается изготовить цветные льдинки, выполняя действия в соответствии с пиктограммами. Предварительно они должны рассмотреть карточку и сказать, какое действие она означает.
Инструкция: «Мы будем делать цветные льдинки, чтобы украсить елочку на улице. У вас есть карточки-помощники, на которых нарисовано, что надо делать. Посмотрите на каждую карточку и расскажите, что надо делать (что взять для работы и какие действия выполнять)».
Дети должны рассказать о предметах и действиях, соответствующих каждому шагу алгоритма действий:
- перечислить все материалы, необходимые для опыта
- обмакнуть кисточку в краску и набрать краску на кисть
- окунуть кисть с краской в воду и размешать (сделать это несколько раз, чтобы вода окрасилась)
- вылить окрашенную воду в формочки с веревочкой и положить веревочку, чтобы она лежала в каждой формочке.
- вынести формочки с водой на мороз (замораживаться)
Оценка результатов
1 балл – ребенок не может даже с помощью взрослого определить значение условных символов в пиктограммах.
2 балла – ребенок с помощью взрослого определяет значение условных символов в большинстве пиктограмм.
3 балла – ребенок самостоятельно правильно определяет значение условных символов во всех пиктограммах.
Часть 2
Задача: выявит умение детей принять цель познавательно-исследовательской деятельности и выполнять задаваемую взрослым последовательность поисковых действий (3-4), отвечать на вопросы о достигнутых результатах.
Инструкция: «Мы сейчас будем делать цветные льдинки, чтобы украсить елочку на улице. Все необходимые материалы лежат на столе. Вы должны внимательно слушать и точно выполнять то, что я скажу»,
Взрослый называет действия, соответствующие двум шагам алгоритма (2-3, 4-5) по изготовлению цветных льдинок, представленного в первой части задания.
После выполнения детям задаются вопросы:
- что у вас получилось?
- почему у вас получились такие хорошие льдинки?
- что вы делали?
- вы все сделали правильно?
Оценка результатов
1 балл – ребенок допускает ошибки при выполнении заданной последовательности действий, несмотря на помощь взрослого.
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет заданную последовательность действий, достигая поставленной цели.
3 балла – ребенок действует целенаправленно, самостоятельно выполняет заданную последовательность действий, осознает значимость ее соблюдения для достижения результата.
Характеристика уровней развития исследовательской деятельности
Высокий уровень (13-15 баллов)
Ребенок самостоятельно осуществляет 3-4 поисковых действия практического характера, приводящих к выявлению совокупности соответствующих свойств и связей объектов исследования, осознает наличие простейших причинно-следственных связей. Самостоятельно и правильно характеризует результат познавательно-исследовательской деятельности, называет (демонстрирует) совершенные им поисковые действия, устанавливает соответствие результата и действия. Действует целенаправленно, самостоятельно выполняет заданную взрослым последовательность из 3-4 поисковых действий, осознает значимость ее соблюдения для достижения цели; использует простейшие модели (пиктограммы, обозначающие объекты, условия деятельности и поисковые действия).
Средний уровень (8-14 баллов)
Ребенок с помощью взрослого осуществляет 2-3 поисковых действия практического характера, приводящих к выявлению отдельных свойств и связей объектов исследования; может охарактеризовать суть простейших причинно-следственных связей. С помощью взрослого выполняет заданную последовательность из 3-4 поисковых действий, отвечает на вопросы о достигнутых результатах; может назвать (продемонстрировать) совершенное им поисковые действия, устанавливает соответствие результата и действия. С помощью взрослого использует в познавательно-исследовательской деятельности пиктограммы, обозначающие объекты, условия деятельности и поисковые действия.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок не может выделить результат совершаемых поисковых действий; не понимает простейших причинно-следственных связей, не может выполнить последовательность поисковых действий, не понимает значения условных символов в пиктограммах.
Предварительный просмотр:
Диагностика познавательного развития детей 3-4 лет
- Поиграй (набор сюжетных игрушек). Задание направлено на выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.
Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машинка, мячик.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Если ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покормить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.
- Коробка форм. Задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, т. е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач.
Оборудование: деревянная (или пластмассовая) коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.
Проведение обследования: педагог берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем предлагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а пытается силой заталкивать фигуру, то следует провести обучение.
- Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную).
Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.
Оборудование: четырехсоставная матрешка. Проведение обследования: взрослый показывает ребенку матрешку и просит его посмотреть, что там есть, т. с. разобрать ее. После рассмотрения всех матрешек ребенка просят собрать их все в одну: «Собери все матрешки, чтобы получилась одна». В случае затруднении проводится обучение.
- Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнения группировки по форме.
Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20x20 см) одного цвета с изображенными на нихэталонами-образцами(размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображен квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, елочка, формочка и др.) и 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.
Набор предметов
Похожие | Похожие | Похожие на круг | |
на квадрат | на треугольник | ||
| |||
Кубик | Конус | Монета | |
Коробок | Елочка | Медаль | |
Пуговица | Формочка | Полусфера | |
Ластик | Крышка | Цыпленок | |
Мыло | Ракета | Пуговица | |
Записная книжка | Призма | Кольцо | |
Флакон (бутылочка) | Флакон (бутылочка) | Божья коровка | |
Батарейка | Камушек | Коробка (пудреница) |
Проведение обследования: коробки расставляются на столе перед ребенком. Психолог обращает внимание ребенка на эталонобразец: «Смотри, здесь нарисована вот такая фигура (круг), а здесь вот такая (квадрат)». Затем вынимает из мешочка первый предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ круга), на эту (показ квадрата) или на эту (показ треугольника)?» После того как ребенок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем дают возможность разложить игрушки самому ребенку, его просят: «А теперь разложи все игрушки в свою коробку, смотри внимательно».
- Достань тележку (со стержнем; адаптированный вариант методики С. Л. Новоселовой). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.
Оборудование: тележка со стержнем, три палочки: с колечком, с рабочим концом типа вилки, с веревочкой.
Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола стоит тележка так, чтобы он не мог достать ее рукой. Недалеко сбоку от ребенка лежат палочки. Ребенка просят достать тележку и поиграть с ней. Если ребенок тянется к ней рукой, то ему говорят: «Подумай, как достать». В тех случаях, когда он начинает брать палочки и доставать тележку, ему дают возможность выполнять задание методом проб. Если ребенок пытается встать, его просят посидеть на стуле и подумать, как достать тележку.
- Сложи разрезную картинку (из трех частей).
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).
Проведение обследования: взрослый показывает ребенку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
- Найди пару (сравнение картинок). Задание направлено на выявление умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.
Оборудование: три парные карточки, на каждой из которых изображены в разной последовательности геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник.
Проведение обследования: взрослый берет три карточки с разным расположением геометрических фигур и раскладывает их перед ребенком, аналогичные находятся у взрослого в руке. Он показывает ребенку одну из карточек и просит найти такую же, т. е. карточку, на которой точно так же расположены геометрические фигуры. После успешного выполнения ребенком задания ему предлагают две другие карточки. В случае затруднений проводится обучение.
- Построй из кубиков. Задание направлено на выявление умения работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно.
Оборудование: два одинаковых комплекта строительного материала — бруски, треугольные призмы, полусферы (все одного цвета).
Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка строит сооружение из трех деталей. Затем предлагает ребенку построить такое же. Если ребенок справился с первым заданием, ему предлагают построить еще одно сооружение, при этом положение кубиков относительно друг друга меняется.
- Нарисуй. Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка.
Оборудование: два цветных фломастера, лист бумаги.
Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка рисует на листе бумаги воздушный шарик и говорит: «Вот я рисую шарик. К нему я рисую веревочку. Вот еще один шарик, а ты нарисуй к нему веревочку». Ребенку дают фломастер другого цвета и указательным жестом показывают, где рисовать. Если у ребенка получается веревочка, то его просят нарисовать еще один шарик с веревочкой. В случае, если у ребенка не получается, то ему дают другой лист бумаги и просят на нем нарисовать такие же шарики.
- Сюжетные картинки. Задание направлено на выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи.
Оборудование: картинки с изображением ситуации, близкой к жизненному опыту детей (девочка кормит куклу, мальчик умывается, мальчик катает мишку на м шине).
Проведение обследования: психолог последовательно по одной картинке показывает ребенку и предлагает их рассмотреть, а затем рассказать, что делает девочка (мальчик). Если ребенок отвечает однословно, но адекватно ситуации, изображенной на картинке, то психолог задает уточняющие вопросы: «Кого кормит девочка? Что делает мальчик? Кого катает мальчик? Чем мальчик будет вытирать руки?» Если ребенок не отвечает словом, фразой, то проводится обучение.
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.
- Поиграй.
1 балл — ребенок не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия; интерес к игрушкам не проявляет.
2 балла — ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет действия взрослого и не привносит в игру от себя новых действий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции.
3 балла — ребенок играет самостоятельно; выполняет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает ее за стол, кормит); проявляет интерес к игрушкам и действиям с ними, но играет молча; подражает действиям взрослого.
4 балла — ребенок выполняет ряд логически последовательных действий, объединяя их сюжетом; сопровождает свои действия речью.
- Коробка форм.
1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения задание не понимает.
2 балла — ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия; после обучения не переходит к выполнению задания методом проб.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения пользуется методом проб.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
- Разбери и сложи матрешку.
1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла — ребенок принимает задание, стремится действовать с матрешкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрешки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; складывает матрешку методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.
- Группировка игрушек.
1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребенок действует, не ориентируясь на образец; после обучения продолжает опускать игрушки без учета основного принципа.
3 балла — ребенок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.
4 балла — ребенок опускает игрушки с учетом образца; заинтересован в конечном результате.
- Сложи разрезную картинку.
1 балл — ребенок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладет части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание, пытается соединить части в целое, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности. |
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
- Достань тележку.
1 балл — ребенок не принимает задание, не понимает цели.
2 балла — ребенок принимает задание, но стремится выполнить его неадекватными способами, т. е. многократно стремится дотянуться до тележки рукой либо пытается встать и подойти к тележке (других способов решения задачи не отмечается).
3 балла — ребенок принимает и понимает задание; сначала пытается достать тележку рукой, затем пытается встать и подойти к тележке; в дальнейшем использует палочки для доставания тележки, пользуясь методом проб; результат положительный.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сразу берет орудие в руки; решает задачу, используя метод проб или зрительного соотнесения.
- Найди пару.
1 балл — ребенок не понимает задание; при обучении действует неадекватно (берет картинку в рот, размахивает ею).
2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает условия; берет любую картинку и показывает, не выполняя операции сравнения и обобщения; после обучения с заданием не справляется.
3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, но при выполнении недостаточно владеет операциями сравнения и обобщения; после обучения выполняет задание правильно.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; владеет операциями сравнения и обобщения; задание сразу выполняет верно.
- Построй из кубиков.
1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает кубики, размахивает ими, берет в рот и т. д.).
2балла — ребенок принимает задание, но по показу выполнить не может; в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не может выполнить задание по показу.
3 балла — ребенок принимает задание; по показу выполняет неточно; после обучения может выполнить постройку по показу.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сразу может построить по показу.
- Нарисуй.
1 балл — ребенок задание не принимает; в условиях обучения не стремится рисовать.
2 балла — ребенок принимает задание, но не может нарисовать веревочку к шарику; черкает по бумаге; после обучения проводит линии на бумаге, не учитывая условия задания.
3 балла — ребенок принимает задание; самостоятельно его не выполняет, но после обучения рисует шарики и веревочки; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сразу по показу рисует веревочку к шарику; заинтересован в результате.
- Сюжетные картинки.
1 балл — у ребенка собственная речь отсутствует, нет даже отраженной речи.
2 балла — у ребенка собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов.
3 балла — у ребенка собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих.
4 балла — у ребенка собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы по теме: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ»
Педагогический опыт работы по теме: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»...
Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»
Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...
Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...
Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"
Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...
Педагогический опыт работы по теме:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериментальной деятельности»
Педагогический опыт работы Шапаревой Е.А. представлен в виде портфолио о проделанной работе по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериме...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...