Организация опытно-экспериментальной работы в дошкольном учреждении
статья на тему
Строкова Любовь Николаевна, воспитатель
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому развитию детей
городской округ Красноуфимск
Организация опытно - экспериментальной работы
в дошкольном учреждении
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Я работаю над развитием познавательного интереса у детей дошкольного возраста к явлениям живой и неживой природы посредством наблюдения и экспериментирования.
Известно, что любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно направленность переходит в познавательную активность. Ведь с самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения.
Как поддерживать интерес ребенка к природе, научить понимать и видеть связи между живыми организмами и неживой природой?
Я считаю, что необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Для меня очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.
В связи с чем, исследовательский метод обучения я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.
Образовательная деятельность в МКДОУ детский сад 17 осуществляется на основе комплексной «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, которая дополняется рядом парциальных программ, одна из них – авторская программа О.В.Дыбиной «Ребёнок в мире поиска». Эта программа носит инновационный характер и является результатом исследований и обобщений экспериментальной работы по организации поисково-познавательной деятельности детей.
Авторская программа О.В.Дыбиной органично дополняет комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду», так как предполагает решение ряда задач познавательного, социального, экологического, эстетического, творческого развития детей, реализуемых в ходе их поисково-познавательной деятельности.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально – художественной.
Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки.
Мир детства невозможно представить без сказки. «Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого», — писал А. В. Запорожец.
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Давайте и мы с вами понаблюдаем за распусканием цветов.
Опыт № 1
-Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками.
- При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.
- А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в емкость.
Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
-Возьмите стакан со свежей газированной водой.
-Бросьте в нее виноградинку.
Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
- Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.
- Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился, выглянуло солнце. И тут утенок увидел разноцветное чудо – радугу.
- Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
- Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.
- Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему идет дождь?
4. Откуда взялась радуга?
5. Почему остались следы на песке?
6. Почему пчелы летят на цветы?
- Утенок решил вернуться к маме, чтоб спросить у нее. Ведь мама все ему сможет объяснить.
В результате целенаправленной работы у детей расширяется словарный запас, появляется восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, значительно обогащается начальное представление о физических свойствах жидких и твердых тел.
Наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов природы, по изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязи живой и неживой природы, работа детей в уголке экспериментирования способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Таким образом, детское экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников и формирования экологической культуры.
- В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strokova_lyubov_nikolaevna.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Строкова Любовь Николаевна, воспитатель
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому развитию детей
городской округ Красноуфимск
Организация опытно - экспериментальной работы
в дошкольном учреждении
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Я работаю над развитием познавательного интереса у детей дошкольного возраста к явлениям живой и неживой природы посредством наблюдения и экспериментирования.
Известно, что любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно направленность переходит в познавательную активность. Ведь с самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения.
Как поддерживать интерес ребенка к природе, научить понимать и видеть связи между живыми организмами и неживой природой?
Я считаю, что необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Для меня очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.
В связи с чем, исследовательский метод обучения я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.
Образовательная деятельность в МКДОУ детский сад 17 осуществляется на основе комплексной «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, которая дополняется рядом парциальных программ, одна из них – авторская программа О.В.Дыбиной «Ребёнок в мире поиска». Эта программа носит инновационный характер и является результатом исследований и обобщений экспериментальной работы по организации поисково-познавательной деятельности детей.
Авторская программа О.В.Дыбиной органично дополняет комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду», так как предполагает решение ряда задач познавательного, социального, экологического, эстетического, творческого развития детей, реализуемых в ходе их поисково-познавательной деятельности.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально – художественной.
Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки.
Мир детства невозможно представить без сказки. «Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого», — писал А. В. Запорожец.
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Давайте и мы с вами понаблюдаем за распусканием цветов.
Опыт № 1
-Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками.
- При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.
- А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в емкость.
Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
-Возьмите стакан со свежей газированной водой.
-Бросьте в нее виноградинку.
Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
- Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.
- Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился, выглянуло солнце. И тут утенок увидел разноцветное чудо – радугу.
- Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
- Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.
- Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему идет дождь?
4. Откуда взялась радуга?
5. Почему остались следы на песке?
6. Почему пчелы летят на цветы?
- Утенок решил вернуться к маме, чтоб спросить у нее. Ведь мама все ему сможет объяснить.
В результате целенаправленной работы у детей расширяется словарный запас, появляется восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, значительно обогащается начальное представление о физических свойствах жидких и твердых тел.
Наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов природы, по изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязи живой и неживой природы, работа детей в уголке экспериментирования способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Таким образом, детское экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников и формирования экологической культуры.
- В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...
Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....
семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...
Проект «Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Воспитатель МАДОУ №20 Кулик И.И....
Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Консультация "Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В.В. Воскобовича"
Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Как с...