Опыт работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«ДС №16»
Опыт работы по теме
«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Воспитатель: Гречанова Галина Александровна
с. Сотниковское
Год рождения: 1977 год.
Образование: высшее, СГПИ г. Ставрополь, 2017год.
Квалификационная категория: первая, 23.01.2020год.
Место работы: МДОУ «ДС №16»
Должность: Воспитатель.
Стаж работы:20,6 лет.
Общий педагогический стаж работы: 6 лет.
Стаж в данном учреждении: 12 лет.
Увлекаюсь спортом, люблю организовывать и учувствовать в театрализованных представлениях. Очень люблю детей. Работаю под девизом: «Только вперед – ни шагу назад». Ценю в людях доброту, терпение, активность, эрудицию, творчество. Владею методом анализа и самоонализа собственной педагогической деятельности. Успешно внедряю в практику работы современные инновационные технологии обучения: интеграция педагогического процесса, проектный метод, технология ТРИЗ. Вовлекаю родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Требовательна к себе, отличаюсь большой работоспособностью и чувством ответственности, соблюдаю этические нормы в быту и на работе. Дети относятся с большой любовью, родители – с уважением и признанием компетентности, трудолюбия и доброты.
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний. Приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др)
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что буде? если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Актуальность
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.
Концепция модернизации российского образования предъявляет требования по «обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и планомерность проведения поисковой деятельности прослеживается в последовательности, предложенной перспективным планом работы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому взяла тему: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Работая над темой, поставила для себя цель: организация опытно – экспериментальной деятельности.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
- Изучить методическую литературу по данной теме.
- Создать условия для организации опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.
- Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.
- Представить опыт работы по проблеме организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через научные труды Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой, Л.М. Менщиковой.
В работе с воспитанниками поставила цель: развитие познавательного интереса к опытно – экспериментальной деятельности.
Исходя из цели. Были поставлены следующие задачи:
- Развивать познавательный интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
- Формировать диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.
Организацию опытно – экспериментальной деятельности в группе строила по следующим принципам:
1 Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно – обоснованными и практически апробированными методиками;
-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2 Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
3 Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
-предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
Формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4 Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка – дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно – экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
6 Принцип активного обучения:
- организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7 Принцип креативности:
- «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8 Принцип результативности:
- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Ожидаемые результаты:
1 Развит познавательный интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
2. Сформировано диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
4. Сформированы: самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.
Работу по теме провожу в следующих направлениях:
- Работа с детьми.
- Взаимодействие с педагогами.
- Взаимодействия с родителями.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
Наглядный – рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.
Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.
Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.
Средствами обучения детей являются:
- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;
- использование исследовательских действий;
- интеграция познавательных и исследовательских действий.
Организация опытно – экспериментальной деятельности предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.
*Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.
*Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
*Самостоятельная деятельность.
*Взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.
При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание, обращаю на:
- соблюдение правил техники безопасности;
- культуру поведения;
- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков, саморегуляции;
- доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.
Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами – заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.
Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трем взаимосвязанным направлениям:
*живая природа;
*неживая природа;
*человек;
Живая природа : в данном направлении обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.
С детьми проводила опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», «Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.
Направление «Человек» раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники», «Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.
Взаимодействие с педагогами
Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:
- консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности у детей;
- организация интеграции специалистов;
- разработка единого тематического планирования;
- проведение интегрированных занятий;
- трансляция опыта.
Тесное взаимодействие со специалистами ДОУ.
Взаимодействие с семьей.
Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность – неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.
Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:
- Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)
- информационные стенды;
- памятки, буклеты;
- папки- передвижки.
2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.
- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования);
- посещение открытых мероприятий «Почему семена сеют в землю?»;
Работа с родителями осуществляется через проведение:
- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Проведение экспериментов летом»;
- консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;
- создание совместных проектов: «Почему растет растение».
Перспектива:
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Работа по данной теме поможет мне в преобразовании предметно – пространственной среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающий успех в реализации поставленных целей. Наработка конспектов позволит осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной активности детей. Собранный материал поможет мне создать методическое пособие «Экспериментируем вместе с детьми».
Перечень разработанного материала
Методический блок
1.Перспективные планы: по организации опытно – экспериментальной деятельности.
2.Конспекты непосредственно образовательной деятельности:
«Магнитное притяжение земли»,
«Волшебница вода»,
«В поисках сокровищ»,
«Почему семена сеют в землю»
3.Проект: «Почему растет растение».
4.Алгоритмы:
Живая природа,
Транспорт.
5.Модели:
Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды;
Модель взаимосвязей в экосистемах;
Модель, отображающая влияние факторов неживой природы на животный мир;
Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды.
6.Консультации:
«Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка»;
«Детское экспериментирование»
7.Дневник наблюдений по исследовательской деятельности в старшей группе.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Список литературы:
1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, 2-е изд., испр.- М.:ТЦ Сфера, 2014.
2.Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации-3-е изд.– М.: АРКТИ,2008.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
4.Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. – Издательство: Учитель, 2009 год.
5. В.В.Москаленко. Опытно – экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009 год.
6. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 64 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_organizatsiya_opytno_-_eksperimentalnoy_deyat-ti.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«ДС №16»
Опыт работы по теме
«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Воспитатель: Гречанова Галина Александровна
с. Сотниковское
Год рождения: 1977 год.
Образование: высшее, СГПИ г. Ставрополь, 2017год.
Квалификационная категория: первая, 23.01.2020год.
Место работы: МДОУ «ДС №16»
Должность: Воспитатель.
Стаж работы:20,6 лет.
Общий педагогический стаж работы: 6 лет.
Стаж в данном учреждении: 12 лет.
Увлекаюсь спортом, люблю организовывать и учувствовать в театрализованных представлениях. Очень люблю детей. Работаю под девизом: «Только вперед – ни шагу назад». Ценю в людях доброту, терпение, активность, эрудицию, творчество. Владею методом анализа и самоонализа собственной педагогической деятельности. Успешно внедряю в практику работы современные инновационные технологии обучения: интеграция педагогического процесса, проектный метод, технология ТРИЗ. Вовлекаю родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Требовательна к себе, отличаюсь большой работоспособностью и чувством ответственности, соблюдаю этические нормы в быту и на работе. Дети относятся с большой любовью, родители – с уважением и признанием компетентности, трудолюбия и доброты.
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний. Приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др)
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что буде? если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Актуальность
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.
Концепция модернизации российского образования предъявляет требования по «обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и планомерность проведения поисковой деятельности прослеживается в последовательности, предложенной перспективным планом работы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому взяла тему: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Работая над темой, поставила для себя цель: организация опытно – экспериментальной деятельности.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
- Изучить методическую литературу по данной теме.
- Создать условия для организации опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.
- Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.
- Представить опыт работы по проблеме организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через научные труды Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой, Л.М. Менщиковой.
В работе с воспитанниками поставила цель: развитие познавательного интереса к опытно – экспериментальной деятельности.
Исходя из цели. Были поставлены следующие задачи:
- Развивать познавательный интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
- Формировать диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.
Организацию опытно – экспериментальной деятельности в группе строила по следующим принципам:
1 Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно – обоснованными и практически апробированными методиками;
-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2 Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
3 Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
-предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
Формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4 Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка – дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно – экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
6 Принцип активного обучения:
- организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7 Принцип креативности:
- «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8 Принцип результативности:
- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Ожидаемые результаты:
1 Развит познавательный интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
2. Сформировано диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
4. Сформированы: самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.
Работу по теме провожу в следующих направлениях:
- Работа с детьми.
- Взаимодействие с педагогами.
- Взаимодействия с родителями.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
Наглядный – рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.
Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.
Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.
Средствами обучения детей являются:
- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;
- использование исследовательских действий;
- интеграция познавательных и исследовательских действий.
Организация опытно – экспериментальной деятельности предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.
*Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.
*Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
*Самостоятельная деятельность.
*Взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.
При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание, обращаю на:
- соблюдение правил техники безопасности;
- культуру поведения;
- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков, саморегуляции;
- доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.
Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами – заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.
Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трем взаимосвязанным направлениям:
*живая природа;
*неживая природа;
*человек;
Живая природа : в данном направлении обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.
С детьми проводила опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», «Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.
Направление «Человек» раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники», «Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.
Взаимодействие с педагогами
Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:
- консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности у детей;
- организация интеграции специалистов;
- разработка единого тематического планирования;
- проведение интегрированных занятий;
- трансляция опыта.
Тесное взаимодействие со специалистами ДОУ.
Взаимодействие с семьей.
Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность – неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.
Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:
- Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)
- информационные стенды;
- памятки, буклеты;
- папки- передвижки.
2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.
- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования);
- посещение открытых мероприятий «Почему семена сеют в землю?»;
Работа с родителями осуществляется через проведение:
- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Проведение экспериментов летом»;
- консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;
- создание совместных проектов: «Почему растет растение».
Перспектива:
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Работа по данной теме поможет мне в преобразовании предметно – пространственной среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающий успех в реализации поставленных целей. Наработка конспектов позволит осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной активности детей. Собранный материал поможет мне создать методическое пособие «Экспериментируем вместе с детьми».
Перечень разработанного материала
Методический блок
1.Перспективные планы: по организации опытно – экспериментальной деятельности.
2.Конспекты непосредственно образовательной деятельности:
«Магнитное притяжение земли»,
«Волшебница вода»,
«В поисках сокровищ»,
«Почему семена сеют в землю»
3.Проект: «Почему растет растение».
4.Алгоритмы:
Живая природа,
Транспорт.
5.Модели:
Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды;
Модель взаимосвязей в экосистемах;
Модель, отображающая влияние факторов неживой природы на животный мир;
Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды.
6.Консультации:
«Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка»;
«Детское экспериментирование»
7.Дневник наблюдений по исследовательской деятельности в старшей группе.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Список литературы:
1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, 2-е изд., испр.- М.:ТЦ Сфера, 2014.
2.Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации-3-е изд.– М.: АРКТИ,2008.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
4.Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. – Издательство: Учитель, 2009 год.
5. В.В.Москаленко. Опытно – экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009 год.
6. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста по пожарной безопасности.
Тема: «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».Тема: « Почему во время пожара часто происходит взрыв». Тема: «Чем можно потушить огонь?»Тема: «Огонь дышит».Тем...
Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром....
Кружок опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы3....
семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...
Педагогическая статья "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста"
Любознайки, почемучки... Все это наши детки. Как я в своей работе помогаю им узнать окружающий мир вы узнаете, прочитав мою статью....
Проект «Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Воспитатель МАДОУ №20 Кулик И.И....
Педагогический опыт «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Введение Важная черта детского поведения – любопытство, постоянное стремление наблюдать и эксперᡃименᡃтирᡃовать, искать нᡃовые сведенᡃия об окрᡃужающем мирᡃе. Рᡃебенᡃок рᡃождается исследова...