"Музыкальная палитра"
проект (старшая группа) на тему
Сценарий проектной музыкальной деятельности "Музыкальная палитра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zvukovaya_palitra.docx | 39.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 3 «ТЕРЕМОК»
ПРОЕКТ
Название проекта: «Звуковая палитра»
Темы проекта: «Звуки вокруг нас»
«Откуда берется голос?»
«Как распространяется звук?»
Исполнители:
дети старшей группы,
музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад №3 «Теремок»
Жога О. В.
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ, П.Г.Т. КЛИМОВО
1.2 Технологическая карта проекта
- Название проекта: «Звуковая палитра»
- Продолжительность проекта: средней продолжительности (2 учебных недели)
- Темы проекта: «Откуда берется звук?»
«Откуда берется голос?»
«Как распространяется звук?»
«Звук и тишина»
- Тип проекта: исследовательский
- Проблемные вопросы: «Что такое звук?»
«Как он получается?»
«Почему мы слышим звуки и почему они бывают не слышны?»
- Актуальность темы проекта:
Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и педагогов, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «Почему светит луна?» и т. п. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребенка совершают непоправимое. Они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг, как педагогов, не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость. В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает наблюдательность, инициативность, креативность личности ребенка, способствует развитию интеллекта. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить к звукам подбор словесных определений и т.д. Вся деятельность носит игровой , занимательный характер.
- Цели проекта: Ознакомление детей старшего дошкольного
возраста с принципами образования и
улавливания звука - основная цель проекта.
Развитие познавательного
интереса, познавательной активности детей,
создание творческих предпосылок в процессе
экспериментальной деятельности со звуком и
экспериментального музицирования со звуками
окружающего мира - сопутствующие цели.
- Задачи: - воспитывать интерес к звучащему миру
-развивать наблюдательность, слуховое
внимание и слуховую память
- развивать эмоциональную отзывчивость,
чувство ритма в совместном музицировании
-развивать навыки самостоятельного
экспериментирования со звуками окр. мира
(использование звуков окружающих предметов
в создании звукового образа)
- Мероприятия по решению задач: сеансы исследовательской деятельности детей под руководством педагога , совместное музицирование взрослых и детей, выступление детей – участников проекта перед младшими воспитанниками ДОУ
- Ожидаемые результаты: -повысится интерес детей к экспериментальной
деятельности
-расширятся знания детей об окружающем мире
и некоторых его законах
-повысится интерес к музыке, как к звуковому
виду искусства
-дети будут бережнее относится к своему голосу и
слуху
- Продукт: портфолио «Как мы исследовали звуки»
- Презентация проекта: открытый показ музыкально- шумовой сказки
Е. Железновой «Чей голос лучше?»
- Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста
Проект «Звуковая палитра»
- План работы над проектом
1этап
«Вхождение в волшебный мир звуков»
-Определение проблемы
-Выбор темы проекта
-Определение целей проекта
-Определение задач проекта
- этап
Выполнение проектной экспериментально-познавательной деятельности
1 сеанс: «Откуда берется звук?»
2сеанс: «Как распространяется звук?»
3 сеанс: «Откуда берется голос?»
4 сеанс: «Звук и тишина»
5 сеанс: Подведение итогов. Подготовка к презентации.
- этап
Презентация проекта: открытый показ музыкально- шумовой сказки «Чей голос лучше?»
Е. Железновой
1.3 1 этап
«Вхождение в волшебный мир звуков»
Беседа об окружающих нас звуках: - Удивителен мир окружающий нас. Он весь состоит из звуков: вот мяукает кот и тоненько звенит хрусталь. Таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шуршит страницами книга.
А. Усачев
«Звуки»
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, грустный и «невкусный»
Педагог:
-А теперь послушаем звуки нашего детского сада. Что же мы услышим?
Дети прислушиваются, затем звучат различные варианты услышенного.
Педагог: Вы услышали очень много различных звуков, но их объединяет одно – они все шумовые. Чем же отличаются шумовые звуки, от более привычных для нас в этом зале, музыкальных? У музыкальных звуков есть высота, именно поэтому мы можем их повторить, спеть, например. А вот повторить в точности, как шумит дерево на ветру ни голосом, ни на инструменте мы не можем. Шум - он и есть шум. А вы никогда не задумывались, как получаются звуки, почему их так много?
Дети высказывают своё мнение.
Педагог: А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки, которые нас окружают?
Дети: Да!
Педагог: Тогда предлагаю вам превратиться в маленьких исследователей. Мы проведем настоящие опыты и все выясним. Согласны?
Дети :Да!
В течение беседы музыкальный руководитель вместе с детьми определила проблемные вопросы: « откуда берутся звуки?» «почему их так много?»
Проводится игра «Слушаем и воображаем»:
дети садятся в круг, в центре педагог из волшебной корзины достает различные звучащие предметы: громко тикающий будильник, два стеклянных стакана, крышки от кастрюль, деревянные кубики, шуршит бумагой, тихо свистит в свисток, переливает воду. Дети отгадывают происхождение звуков. Затем все используемые предметы выставляются на столик перед детьми, просит подумать и назвать еще какие - нибудь предметы из опыта детей, которые могут издавать звук. В течении беседы дети приходят к выводу, что звук живет в любом предмете, а так как предметов много, то и звуков тоже много. Музыкальный руководитель добавляет, что кроме предметов звуки живут в различных живых существах и даже в нас самих.
Далее определяется круг основных проблем, которые предстоит решить в дальнейшей исследовательской деятельности:
- почему все звучит?
-откуда берется голос у человека?
-почему мы слышим звуки?
- почему иногда звуки бывают неслышны?
Таким образом, обозначается основная цель проекта:
Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука.
Проблемные вопросы, цели проекта позволили определить следующие задачи исследовательской деятельности:
- воспитывать интерес к звучащему миру
- развивать наблюдательность, слуховое внимание и память, эмоциональную отзывчивость, чувства ритма
- побуждать к самостоятельному экспериментированию со звуками окружающего мира
2 этап
Выполнение проектной экспериментально-познавательной деятельности
1 сеанс
«Откуда берется звук?»
Педагог: Сегодня наше общение мы начнем с веселой зарядки
Мы ,ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
Педагог: Что мы сейчас делали?
Дети: Топали, хлопали, шумели.
Педагог: А как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)
Они называются шумы. Вспомните, какие шумы вы слышали дома, на улице,
в магазине? (дети называют)
Распевают звонко птицы,
Дождь косой в окно стучится,
Мышка в подполе шуршит,
Колокол в тиши звенит.
Шепчет тихо лист осенний,
Ручеек журчит весенний.
Утром петушок кричит,
И коровушка мычит.
Тоненько пищит цыпленок,
Блеет жалобно ягненок.
Майский жук в траве жужжит,
Соловей в лесу свистит.
- Мы все время что-то слышим, потому что, как мы уже знаем, звуки живут кругом, в любом предмете, в любом существе и даже в нас самих.
Сегодня мы проведем несколько интересных опытов и узнаем, откуда берутся звуки.
Опыт «Почему все звучит?»
Дети подходят к столу и рассматривают лежащие предметы: деревянная линейка, листы бумаги, детская маленькая арфа.
-Как вы думаете, деревянная линейка может издавать звук?
Исследование: - если не трогать - нет
- если один конец линейки прижать к столу, а другой конец
подергать - возникает звук.
-Что с ней происходит? (она дрожит, колеблется). Если рукой остановить дрожание, будет ли линейка звучать? (нет) Давайте рассмотрим струны на этом инструменте - это арфа. Как заставить струну звучать? (сделать так, чтобы струна дрожала, подергать ее)
Дети дотрагиваются до струн, они звучат.
- А как заставить её замолчать? (не давать ей колебаться, дрожать, зажать рукой или другим предметом).
А теперь проведем вот такой эксперимент: возьмем лист бумаги, свернем её в трубочку и подуем в неё.
Несколько детей дуют в бумажную трубочку, педагог просит держать трубочку легко, не сжимая её.
-Что вы почувствовали? ( когда мы дуем в неё - трубочка дрожит)
-Правильно! Это звук, выходя из трубочки, заставляет дрожать бумагу, и пальцы чувствуют это дрожание. И теперь мы можем сделать вывод, что все звуки происходят от колебаний - быстро- быстро дрожащего воздуха. Звучит только то, что дрожит, колеблется.
Исследовательская деятельность детей
Дети подходят к следующему столу. На нем разложено множество разных предметов: карандаши, деревянные кубики, чайная ложечка, связка ключей, пластмассовый стаканчик, коробочка, хрустальная вазочка и стаканчик, листок бумаги. Педагог предлагает детям выбрать среди лежащих на столе предметов:
-деревянные: - карандаши, кубики,
- постучите ими,
- какой звук? (сухой, теплый),
-найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать
деревянные звуки.
- стеклянные: - хрустальные вазочка и стаканчик,
- постучите ими друг о друга, затем ложечкой.
- какой звук? (нежный, чистый, прозрачный, тонкий)
- найдите в зале предметы, мебель, которые могут
издавать стеклянные звуки (окно, зеркало, ваза )
- металлические: - связка ключей, чайные ложечки,
- позвените ключами, постучите ложечками,
- какой звук (яркий, звонкий)
- какие предметы в зале могут издавать такие звуки
(железные ножницы, колокольчик, бубенцы пандейры )
- шуршащие: - лист бумаги,
- смять её, порвать,
- какой звук (шуршащий, тихий)
- что в зале может издавать похожие шуршащие звуки
(шторы, одежда)
Проводится дидактическая игра «Что звучит?»
Все предметы накрываются тканью, педагог воспроизводит под ней звенящие, шуршащие и другие звуки – дети отгадывают, какой предмет звучал.
Педагог: А какими предметами можно передать шуршание осенних листьев под ногами в парке, стук копыт лошади, журчание ручейка ( пошуршать листом бумаги, постучать деревянными кубиками, позвенеть связкой ключей)
Затем музыкальный руководитель дает детям послушать в записи различные звуки (голоса животных, птиц, звуки природы). Слушая, дети узнают их происхождение.
2 сеанс
«Как распространяется звук?»
Все на свете дети знают-
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот…
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стуки-
Музыкальные есть звуки.
Педагог: А как же мы можем отличить , где звук шумовой, а где музыкальный? Напоминаю, у шумового звука нет точной высоты, поэтому его нельзя точно воспроизвести, например, повторить звук льющейся воды. А вот у музыкального звука имеется своя высота, которая и позволяет нам отличить не только шумовой звук от музыкального, но и музыкальные звуки друг от друга. Высоту каждого звука мы можем повторить голосом или на музыкальном инструменте - допустим , нажав клавишу или тронув струну (демонстрация)
Видишь, клавиш очень много,
Будто длинная дорога.
Если клавишу нажать-
Станет клавиша звучать,
И услышим мы не стук-
Музыкальным будет звук.
Дидактическая игра «Звук или шум»
У каждого ребенка по семь небольших карточек с изображениями: барабан, труба, муха, корова, летящий самолет, колокольчик, телефон. Педагог просит детей определить, какие карточки обозначают музыкальные звуки, а какие шумовые и объяснить почему. Затем педагог дает послушать в записи звуки, которые издаёт тот или иной предмет или живое существо и дети, узнав звук, поднимают нужную карточку.
Педагог: Мы узнали, о том, как много звуков вокруг нас. Мы их слышим, различаем, музыкальные звуки можем даже повторить. А кто из вас знает, почему мы слышим звуки? ( предположения детей) Дело в том, что звук может летать и по воздуху долетает от звучащего предмета к человеку или от человека к другому человеку. Как же это происходит, может у звука есть крылышки? Вот в этом мы сейчас и разберемся.
Опыты с водой и камешками
Опыт 1:
Дети подходят к столику, на нем небольшой тазик с водой. Педагог предлагает одному из детей бросить в воду небольшой камешек, затем камешек побольше.
-Что вы видите? (по воде расходятся круги; от маленького камешка меньшего размера, от большого - большего) Эти круги- волны - это колебания воды. Когда колеблются предметы, издавая звук, то они заставляют дрожать окружающий их воздух и волны воздуха разбегаются точно также , как волны воды, только мы не можем их увидеть. Когда волна воздуха докатывается до человека, они заставляют колебаться тонкую перегородку в нашем ухе - барабанную перепонку. Благодаря её колебаниям, мы слышим звук. Разные предметы заставляют воздух дрожать по – разному, поэтому и звуки мы слышим тоже разные. Сильные колебания издают сильный звук, слабые – слабый. Круги на воде постепенно становятся все больше, а затем совсем исчезают. Так и воздушные круги, расширяясь все дальше, постепенно исчезают, и мы перестаем слышать звук. Мы также не можем слышать звуки на большом расстоянии от нас, например, в группе на втором этаже. Просто воздушная волна со второго этажа на доходит до наших ушей, исчезает гораздо раньше.
-Давайте проведем еще несколько опытов с передачей звука.
Опыт 2:
Педагог держит сосуд с водой, например банку. Один из детей прикладывает ухо к банке. Другое ухо у него закрыто тампоном. Второй ребенок бросает в банку камешки. Первый ребенок определяет, сколько камешков брошено и как он об этом догадался (услышал звуки, которые передались по воде).
Опыт 3:
Водой наполняется тонкостенный бокал на ножке. Ребенок водит пальцем по стенке бокала и все слышат звук. – Что происходит с водой? Мы, тронув стенки стакана, заставили их колебаться, по воде пошли волны и передали нам звук.
Вывод: звук происходит при колебании воздуха, при этом воздушные волны расходятся кругами, достигая наших ушей, и мы слышим звук. Чем сильнее колебание воздуха, тем больше воздушная волна и тем громче звук.
3 сеанс
«Откуда берется голос?»
Педагог: Мы знаем, что звуки могут издавать предметы и живые существа, а также и мы с вами с помощью нашего голоса.
Голосов вокруг - не счесть,
Среди них твой голос есть.
Низок он или высок,
Твой красивый голосок?
- Мы знаем, что звук получается от колебаний самого предмета и воздуха. А как же происходит звучание человеческого голоса?
Педагог предлагает детям пошептаться друг с другом. Затем эти же слова сказать так, чтобы слышали все. Далее выясняет, что дети сделали, чтобы звуки слышали все (сказали громче). Откуда выходили громкие звуки? (из горла).
Опыт:
Дети подносят руку ко рту и произносят слова то громким голосом, то шепотом и объясняют, что чувствовали рукой (когда говорили громко, чувствовали дрожание в горле, а когда говорили шепотом- дрожания не было)
Педагог: Что же дрожит и колеблется в нашем горле? А это голосовые связки. Голосовые связки- это тоненькие мышцы. С силой выдыхая воздух, когда хотим что- то сказать, мы заставляет эти тоненькие мышцы колебаться и из горла выходит звук (демонстрация иллюстрации). Вспомним опыты с линейкой и со струной. Когда мы не трогаем их - они не издают звук, но стоит нам приложить усилия и они зазвучат. Посмотрите снова на струну и представьте, что это голосовая мышца человека. Чтобы сказать слово, нужно чтобы эта мышца задрожала. Струну мы просто тронем, а на голосовую мышцу нужно воздействовать воздухом. Чтобы струна зазвучала громче, нужно дернуть её посильнее , а чтобы голос зазвучал громче, нужно сильнее воздействовать воздухом.
Вывод: если мы говорим спокойно, негромко, наши голосовые связки дрожат тихонько, а при громком разговоре, крике, наши связки дрожат очень сильно и устают, их можно даже повредить. Ведь если сильно дернуть за струну - она порвется. Так и со связками, разговаривая спокойно, без крика, мы бережем свой голос - уникальный музыкальный инструмент, данный нам природой. Ведь с помощью голоса мы не просто издаем звуки –разговариваем друг с другом, с помощью голоса мы можем петь- передавать звуки музыкальные. Так давайте будем беречь наши чудесные музыкальные инструменты - наши голоса.
Е. Железнова
Сказка- шумелка «Чей голос лучше?»
Знакомство со сказкой в виде показа кукольного театра: сказка звучит в записи , а музыкальный руководитель и воспитатель выполняют действия персонажей.
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше. «У меня просто волшебный голос»,- сказал большой хрустальный бокал. И он зазвенел (1). «У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая - поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы можем вместе сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели (2). «Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то веселое (3). «Лучше послушайте меня», - сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела (4). «Разве это музыка?» , - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!»,- и она громко застучала (5). «Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол (6). Но тут Катенька, которая стояла под дверью и все слышала, закричала: «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку вместе, а мама запела. И это был самый лучший голос.
Действующие предметы и музыкальные инструменты:
- Бокал (треугольник)
- Две чашечки разных размеров (металлофон)
- Деревянные ложки
- Баночка с крупой (маракасы)
- Картонная коробка(барабан)
- Сковородка (металлический поднос или крышки)
- сеанс
«Звук и тишина»
Дети ходят по залу на носочках в ритме стихотворения
Тихо, тихо, тихо, тихо
Мы идем сегодня в зал
И не слышно даже слова,
Чтобы кто сказал.
Наша группа в этом зале
Совершенно не слышна,
Потому что мы решили:
Будет всюду тишина.
Дети по знаку педагога «идите ко мне и садитесь», рассаживаются на стульчики по кругу. Знак тишины (палец к губам). Сюрпризный момент: подготовленный заранее взрослый заглядывает в музыкальный зал и удивляется: «Ой, а я думала здесь никого нет!». Знак тишины и взрослый удаляется.
Ситуация «Слушаем тишину»:
-Слышали ли вы какие- нибудь звуки?
-Может ли быть абсолютная тишина?
Педагог: Абсолютная тишина может быть только в специальных комнатах – лабораториях, а в помещениях, на улице абсолютной тишины быть не может. Нам кажется, что вокруг тихо, но ухо все- таки улавливает некоторые звуки, только очень тихие. Особенно интересно послушать звуки природы.
Шепот и шорох с утра до утра:
Шепчется с тучей большая гора,
Шепчется туча с далёкой зарёй,
Шепчется солнце с высокой горой.
Шепчется птица, под небом паря,
С тучей, зарёй и горою.
А я, как ручеек, пробираясь в камыш,
Слушаю шепот их. Слышите?...Ш-ш-ш!
(представьте, о чем они могут шептаться)
Музыкальный руководитель дает детям послушать звуки природы: шум ветра, моря, пение птиц и т.д.
Педагог: А какое время суток по- вашему самое тихое и какое время года можно назвать самым тихим?
Дети высказывают свои предположения, затем все получают шумелки- самоделки(инструменты из бросового материала) и импровизируют
Музыкальная игра Т. Боровик «Много разных звуков»
Много разных звуков окружают нас,
Даже если тихо в комнате сейчас.
Ранним, ранним утром всюду тишина,
Ты её послушай: звуками полна. (импровизация детей)
Озвучивание песни Т. Боровик «В доме моём тишина» («Ожидание чуда-2» Л. Гераскиной)
Далее музыкальный руководитель напоминает детям содержание сказки- шумелки «Чей голос лучше?» Е. Железновой, распределяет роли и разучивает ритмические рисунки каждого персонажа.
- сеанс
«Выводы. Подготовка к презентации»
Музыкальный руководитель демонстрирует детям фотографии с предыдущих сеансов, дети узнают содержание того или иного опыта, а педагог снова озвучивает выводы:
- Звук живет в любом предмете, живом существе, даже в нас самих.
- Звуки происходят от колебаний – быстро- быстро дрожащего воздуха. Звучит только то, что дрожит, колеблется.
- Звук происходит при колебании воздуха, при этом воздушные волны расходятся кругами, достигая наших ушей, и мы слышим звук. Чем сильнее колебания воздуха, тем больше воздушная волна и тем громче звук.
- Голос образуется в нашем горле при помощи голосовых связок, тоненьких мышц. Колеблясь от потока воздуха, они издают звуки, мы слышим речь и т.д. Голосовые связки и барабанную перепонку в ухе нужно беречь.
- Многообразие различных шумовых и музыкальных звуков - как богатая палитра у художника позволяет композитору «нарисовать» средствами музыки различные музыкальные картины, создать музыкальное произведение, заключающее в себе определенный образ.
Дальнейшее разучивание сказки- шумелки:
дети учатся вовремя начинать и заканчивать свое соло на инструменте, правильно передавая ритмический рисунок и играть всем вместе в ансамбле.
3 этап
«Презентация проекта. Открытый показ сказки – шумелки «Чей голос лучше?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальная палитра" программа по музыкальному воспитанию.
Программа направленна на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки....
тематическое развлечение "Музыкальная палитра зимы"
Тематическое развлечение....
Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 4 2013 г. "Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя через современные образовательные технологии. Домик Весёлого Язычка". (коррекционно - развивающие игры для детей старшей группы).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...
Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 3 2013г. в разделе "Коррекционная страничка". Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР. «Весёлые разминки»
Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР.«Весёлые разминки» ...
Синтезированный комплекс музыкально-дидактических игр "Музыкальная палитра"
Музыкально-дидактические игры...
КОНСПЕКТ НОД по музыкальному развитию "Музыкальная палитра"
Формировать навыки детей в различных видах музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музицирование, музыкально-ритмические движения....
Презентация к музыкально-тематическому занятию "Музыкальная палитра"
Презентация к музыкально-тематическому занятию для дететй старшего дошкольного возраста....