Сообщение на педсовете на тему: "Подготовка и проведение интегрированных занятий в детском саду."
учебно-методический материал
Доклад на тему: "Подготовка и проведение интегрированных занятий в детском саду."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 47.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка и проведение интегрированных занятий в детском саду.
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [Н. Гавриш / 1, с. 22].
Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.
Примерная структура занятия:
- Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»
- Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
- Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (д\игры, рисование и .д.). На закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.
Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) [Н. Гавриш / 1, с. 58].
Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).
Например, для интегрированного занятия "Море" основным понятием, которое расположено в центре, будет "море". От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия − эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды (см. схему 1).
Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное.
Схема 1. Тема "Море".
Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения.
Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от воспитателя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.
Примеры тем интегрированных занятий для проведения с детьми:
- "Вода − источник жизни"
- "Время в природе"
- "Далеко-близко"
- "Родня" (классы животного мира)
- "Что это за шарик?" (исследование разных объектов круглой формы)
- "Взрослые и их детеныши" (животный мир).
Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием:
"Разнообразие листьев".
Познавательная деятельность − анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга), группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы), физическая деятельность − подвижная игра "Дневные и ночные растения", речевая игра − составление рассказа-предупреждения "Осторожно! Растения-хищники!" (или лекарственные растения и т. п.), художественная деятельность − аппликация "Ноябрь" (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).
"Симметрия в природе".
Лексическая работа со словом "одинаковый", опыт с зеркалами, выполнение заданий на мозаике (создание снежинок), поиск симметрии на рисунках (изображение представителей животного и растительного мира), изготовление снежинок, листьев (зеркальная симметрия) путем вырезки и отпечатком краски на бумаге, складывание узоров из материала "Сложи узор", выполнение заданий на симметрию в парах, подгруппах "Ты - мое отражение".
"Елка".
Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств − наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое), анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев ("Родственники елки"), создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки ("Танграм", "Пифагор"), рассуждения на тему "Почему грустят елки после праздников"? (экологическое воспитание).
"Улитка".
Это занятие желательно проводить на улице, наблюдая за настоящей улиткой.
Анализ формы (спираль, круг), размера (маленький), наблюдения за скоростью движения (медленно), дидактичная игра «Кто медленнее всего?» (сравнение скорости движения разных животных), подвижная игра "Улитка" (дети рисуют мелом улитки на асфальте (дорожку, закрученную в спираль), распределяют ее на квадраты и прыгают по очереди), изобразительная деятельность − раскрашивание мелом или вырезка спирали из цветной бумаги.
Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:
1. Одиночные понятия - названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников
2. Обобщенные понятия, в состав каких входит определенная система объектов:
- лес: совокупность животных, растений, отдых;
- море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;
- магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;
- строительство: рабочие, машины, оборудование;
- класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;
- хлебозавод: работники, оборудование, продукты;
- парк: дизайн, развлечения, растения;
- музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т.д.
При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.
Отличие интегрированного занятия от комплексного
Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная − беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая − физкультминутка или подвижная игра "Кто быстрее?"; музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность "Чего в лесу больше?" и т.п.
Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и скорее всего не расширяются.
По этой же теме "Цыпленок" на интегрированном занятии можно предложить такие задания:
- беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т.п.);
- составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)
- выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий - необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор));
- дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)
- решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п.т.)
- конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей
- доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).
В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.
Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.
Учет возрастные особенностей детей при проведении интегрированных и комплексных занятий
Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.
Вышеописанное примерное содержание интегрированного и комплексного занятия «Цыпленок», при соответствующем уровне подготовки и отборе соответствующих возрасту детей заданий, воспитатель может провести и в младшей группе.
Более того, отметим, что практически все занятия с детьми раннего возраста носят комплексный характер.
Общие рекомендации:
Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.
При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения :
- выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
- выявить связи между подобными элементами знаний;
- изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
- учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
- планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
- смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
- выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).
Проведение интегрированных и комплексных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. Так воспитатель может использовать детские рисунки для создания примеров и моделирования задач. По этим же рисунками можно составлять вместе с детьми небольшие рассказы, сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План подготовки педсовета «Речевое развитие и развитие коммуникативных способностей в детском саду»
План подготовки педсовета «Речевое развитие и развитие коммуникативных способностей в детском саду»...
Сообщение на родительское собрание на тему «Создание эмоционального благополучия в детском саду и дома»
Материал для родительского собрания отражает то, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы в детском саду принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его пов...
Общее родительское собрание для родителей вновь поступающих детей в детский сад. Тема: «Подготовка и адаптация ребенка к посещению детского сада».
ЗАЧЕМ МОЙ РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД?...
Сообщение для педсовета «Переносная лаборатория «Наблюдение за погодой», применение в детском саду»
Применеие а адаптация лабороторного оборудования в детском саду. Знакомство и систематизация имеющихся у детей знаний, относящихся к понятию «погода»...
Консультация и интерактивная игра «Организация и проведение прогулки в детском саду» для воспитателей детского сада
Консультация проводится в интерактивной форме с использованием игровых приемов. Цель - обобщение знаний педагогов об организации и методике проведения прогулки с дошкольниками в разных возрастных груп...
Общее родительское собрание для родителей вновь поступающих детей в детский сад. Тема: «Подготовка и адаптация ребенка к посещению детского сада».
ЗАЧЕМ МОЙ РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД?...
Консультация для воспитателей детского сада «Организация проведения прогулки в детском саду»
Для физического развития детей большое значение имеют пребывание детей на свежем воздухе, прогулки и активные игры. Педиатры рекомендуют проводить их при любой погоде, поскольку прогулка я...