Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста
статья по рисованию на тему
в статье рассказывается о разнообразных способов развития одаренности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста
АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 201 «Волшебница»
г.Тольятти
Логвинова Елена Владимировна,
воспитатель
Много лет назад о детской одаренности чаще всего говорилось в связи с выдающимися успехами ребенка в какой – нибудь определенной среде – в музыке, спорте, балете. Сейчас уже никого не смущают слова об интеллектуальной и творческой одаренности. Родители бывают озадачены грузом ответственности за воспитание одаренного ребенка. Озабоченность их обоснована тем, что они в течении многих лет будут играть главную роль в сбалансированном интеллектуальном и социальном развитии ребенка. Озабоченность должна быть источником радости и вдохновения для решения такой сложной проблемы, а не боязни потерпеть неудачу.
Федеральный Закон об образовании устанавливают положение, предусматривающее решение программных образовательных задач не только в рамках образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.
Содержание дошкольного образования, по мнению многих исследователей, является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка. Анализ практики дошкольных учреждений показывает, что значительное увеличение объема познавательного материала привело к тому, что, с одной стороны, воспитателям дошкольных учреждений необходимо обеспечить определенный (достаточно высокий) уровень развития и воспитанности детей, требуемый современными программами, с другой, традиционные одновидовые занятия отражают всего один какой-либо раздел программы, а увеличение количества занятий невозможно в силу гигиенических и педагогических требований.
Определяя приоритеты своей работы с дошкольниками, мы стремились выбрать наиболее эффективное направление в развитии личности ребенка в соответствии с рекомендациями ФГОС к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как обеспечить оптимальные условия для полного развития ребенка? А все ли мы делаем так, как надо?
Родителям следует прежде всего обратить внимание на интересы и увлечения самого ребенка. Стоит также проследить, чем вообще предпочитают заниматься дети этого возраста. Дошкольник способен освоить и чтение, и письмо, и арифметику, но это не означает, что родители должны немедленно окружить его пособиями и учебниками. Побуждайте ребенка заниматься и участвуйте сами я. если возможно в чем – то, что способно расширить опыт во всех сенсорных и кинестетических измерениях. Это не только весело и интересно, но и закладывает более надежный фундамент для будущих учебных занятий.
Специальные виды одаренности к рисованию, музыке, лепке, пению – встречаются в дошкольном возрасте чаще, чем общая одаренность. Психика ребенка восприимчива практически ко всем видам обучения. Их способности легко развиваются в ходе занятий. Педагоги, работающие с дошкольниками, обязательно отмечают таких детей, при необходимости уделяют им больше внимания.
В течение нескольких лет на базе дошкольной образовательной организации детский сад №67 «Радость» проходил апробацию и внедрение методический материал по работе с одаренными детьми совместно с семьями воспитанников. Одно из направлений работы - подготовка детей подготовительных к школе групп к участию в олимпиадах разной направленности (литературные, экологические, математические) между детскими садами городского округа Тольятти:
Представляем этапы опыта работы по подготовке одаренных детей 6-7 лет к экологическим олимпиадам.
1 этап – подготовительный:
- изучение положения об экологических олимпиадах;
- изучение и подбор необходимой методической литературы, материала;
- выбор методов и приемов работы с детьми, с семьями воспитанников.
2 этап – методический:
- разработка дидактических игр, упражнений для работы в детском саду и в домашних условиях;
- разработка конспектов занятий, сценариев развлечений, викторин для совместной деятельности с семьями воспитанников и т.д.;
- изготовление необходимого наглядного материала.
3 этап – практический:
- расширение кругозора детей по экологии в детском саду и в домашних условиях;
- обогащение практического опыта детей при проведении опытно-экспериментальной деятельности в детском саду и в домашних условиях;
- развитие умения применять имеющиеся знания и умения по экологии в ходе взаимодействия с другими детьми в рамках олимпиад.
Практическая деятельность с детьми осуществлялась через следующие методы и формы работы:
Методы работы:
Наглядные:
- наблюдения за растениями, животными, насекомыми и др.;
- рассматривание иллюстративного материала (картинок, иллюстраций, рисунков);
- просмотр диафильмов и видеофильмов о природе.
Словесные:
- рассказы, беседы о свойствах растительного и животного мира;
- чтение художественной литературы, изучение энциклопедий;
- решение проблемных ситуаций;
- разучивание стихотворений, пословиц и поговорок.
Практические:
- проведение опытов и экспериментов;
- моделирование причинно-следственных связей и отношений между растительным и животным миром и др.;
- дидактические игры и упражнения (например, «Живая природа», «Парочки», Земля и ее жители», «Где моя мама?», «Ребятам о зверятах» и др.);
- метод проектов.
Формы работы:
Традиционные: занятия, экскурсии.
Нетрадиционные: музыкально-литературные встречи, КВН, викторины, конкурсы, выставки.
Таким образом, следует помнить, что ребенок – чистая доска, его можно научить всему, но необходимо придерживаться правила: не надо стремиться к умственной акселерации, надо как можно активнее обогащать те стороны развития, к которым этот возраст наиболее восприимчив, привлекая родителей воспитанников.
Используемая литература:
- «Дошкольное воспитание». Ежемесячный журнал Министерства народного образования РСФСР. Издательство «Просвещение»,1989г.№1, с. 47.
- Корнеева Е.Н. «Эти загадочные малыши»/-Ярославль: «Академия развития», 1999.-224с.
- «Популярная психология для родителей»/Под ред. А.А. Бадалева.-М.: Педагогика, 2010.-256 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста
В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не...
"Роль семьи в развитии одаренности ребенка"
Ключевые слова: одаренность, способности, задатки, семейное воспитание....
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»...
«Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»
Родительское собрание...
Семейная среда как фактор развития одаренного ребенка дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста»
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и родителей ...
Семейная среда как фактор развития одаренного ребенка дошкольного возраста
Консультация для родителей...