Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста
проект (подготовительная группа) на тему

В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyukshina_ekaterina_vladimirovna.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Люкшина Екатерина Владимировна,

воспитатель,

МБДОУ детский сад № 261, г.Уфа

Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста

В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

Как бы не влияло на развитие личности и одаренности ребёнка целенаправленное обучение, воспитание и наличие у него природных задатков, значение и влияние семьи является решающим и неоспоримым. Родители первыми замечают признак одаренности в ребенке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависит судьба юного дарования. Раскрытие одаренности в процессе развития одаренного ребенка — процесс двусторонний, дарящий радость познания и творчества, как ребенку, так и родителям.

Одаренность, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования последнего времени опровергли эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья.

Нередко, даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития  оказываются безразличны для развития одаренности, а вот особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание, вера в его силы.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, причем нередко и сами родители заняты в сфере интеллектуальных профессий и имеют разного рода интеллектуальные увлечения. Это обстоятельство является весьма благоприятным для развития повышенных способностей. Ведь одаренность ребенка во многом зависит от того, какими способностями обладают сами родители, и как они будут развивать природные задатки ребенка. Именно на родителей в первую очередь ориентируется ребенок. В силах семьи создать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его.

В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность — игры и занятия, совместный досуг, вовлечение ребенка в процесс обсуждения и решения познавательных задач и проблем. Это приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения.

Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности.

На развитии одаренного ребенка негативно сказываются и конфликтные отношения между родителями. В таких семьях одаренному ребенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии.

Можно сделать вывод, что отношение родителей к детской одаренности — это один из основных факторов, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.

Литература

1.Лейтес Н.С.,  Возрастная одаренность. Семья и школа, № 9 1990 г.  
2.Лейтес Н. С., Воспоминания, размышления, беседы. Психологический 
журнал,  т. 13, № 1, 1992 г. 
3. Лейтес Н. С., Легко ли быть одаренным?   Семья и школа, № 6 1990 г.  
4. Моляко В. А.,  Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Вопросы психологии. № 5, 1994 г.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в развитии одаренности ребенка"

Ключевые слова: одаренность, способности, задатки, семейное воспитание....

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»...

Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста

в статье рассказывается о разнообразных способов развития одаренности...

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста»

   Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и родителей ...