Методическая разработка "Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста "
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Рогова Наталья Николаевна

В методической разработке представлены рекомендации по формированию читательской культуры и развитию читательского интереса у детей дошкольного возраста, а также анкета для родителей воспитанников и картотека игр для работы с детьми по развитию читательского интереса. Методические рекомендации адресованы воспитателям дошкольных организаций, подготовлена с учетом требований программы дошкольного воспитания, а также с учетом принципов ФГОС стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_form_chit_kultury.docx51.94 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»

Методическая разработка

"Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста "

Подготовила: Рогова Н.Н.

2023 г.

Содержание

Введение ......................................................................................

с. 3-4

1.

Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста.………………………………

с. 4-7

2

Формирование читательской культуры через художественно - творческую деятельность…………

с.7-10

2.1

Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста …………………………….….

с.10-12

2.2

Алгоритм анализа литературного произведения для детей старшего дошкольного возраста ……..…

с. 12-14

Заключение...................................................................................

с.14

Список литературы......................................................................

с.15

Приложение1. Анкета для родителей по формированию читательского интереса..............................................................

с.16

Приложение 2.  Картотека игр для работы с детьми по развитию читательского интереса.............................................

с.17-22

1. Аннотация:

В методической разработке  представлены рекомендации  по формированию читательской культуры и развитие читательского интереса у детей дошкольного возраста, а также анкета для родителей воспитанников и картотека игр для работы с детьми по развитию читательского интереса.

Методические рекомендации адресованы воспитателям дошкольных организаций,  подготовлены с учетом требований программы дошкольного воспитания, а также с учетом принципов ФГОС стандарта.

Введение

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, художественно-эстетических качеств у ребенка дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой является задачей образовательной области «Речевое развитие».

Важнейшим условием реализации программы "От рождения до школы" является создание  развивающей, эмоционально комфортной для ребенка развивающей среды.  Благодаря этому образовательная программа  становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем учиться всю жизнь.

Чтение во все века раскрывало индивидуальные особенности личности, ценилось и служило средством её становления.

Читательская культура -это определенный уровень развития читательских умений, потребностей и кругозора: устойчивый интерес к чтению и книгам, читательская эрудиция, навыки выразительного и осознанного чтения текста, способность к восприятию произведений различных жанров, необходимый уровень теоретико-литературных знаний, библиографические умения оценки и интерпретации произведения (прочитанного), речевые умения выражать свои мысли и чувства в связи с прочитанным, понимать позицию автора.

В наши дни читательская культура является основой - социального, познавательного, художественного, эстетического и духовного развития современной личности.

У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.

Читательский интерес – это личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Читательский интерес ребенка обусловлен осознанием значения книги для удовлетворения своих потребностей, проявляется в эмоционально-познавательном к ней отношении, в умении перенимать культурные ценности и социальный опыт из содержания книг. Компонентами читательского интереса являются: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, регулятивный.

О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Чтение относится к общенациональным проблемам. От его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации.

  1. Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста.

Читательская культура дошкольника характеризуется культурой общения ребёнка с книгой; культурой восприятия прочитанного; наличием возрастосообразных теоретико-литературных знаний (О.В. Чиндилова).

Читательская культура формируется с детства в дошкольном возрасте, т.к. нужно наладить общение ребёнка с книгой, чтобы он понимал её ценность, через образец и подражание воспитателю.

Начиная с 3х лет, мы учим детей слушанию и рассматриванию детских книг. К школе вырабатывается элементарная интерпретация прочитанного - культура восприятия детского чтения. В детском саду и семье происходит первый уровень литературного образования.

О.И. Никифорова выделяет три стадии в восприятии художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Первая стадия – непосредственное восприятие текста художественной литературы, связано с воссозданием, пониманием образов сказочных героев. Эта стадия связана с работой воображения ребенка дошкольного возраста.

Вторая стадия связана с работой мышления детей дошкольного возраста. На этой стадии происходит понимание идеи, смысла прочитанного произведения.

Третья стадия связана с влиянием художественной литературой на личность маленького читателя. Данная стадия связана с работой чувств и сознания у детей дошкольного возраста.

Важно в дошкольном детстве формировать в ребенке будущего читателя. 

Формированием в ребенке будущего читателя  занимается детский сад и семья, именно они вводят дошкольника в мир книги. Приобщая ребенка к книге, взрослые формируют интерес к процессу слушания художественной литературы; и здесь важен эмоциональный отклик и отзыв ребенка на услышанное (переживание, сочувствие, радость, грусть и т.д.).

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Детская литература несет познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. она является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Основными методами ознакомления дошкольников с детской литературой являются:

Словесный метод: чтение произведений, вопросы по содержанию произведений, пересказ произведений, заучивание наизусть, беседа по произведению, прослушивание аудиозаписей.

Для педагога выразительное чтение – это не только необходимое умение, но и мастерство, которое оказывает значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения педагог вводит детей в мир искусства, дает им образец правильной, образной художественной речи. Слушая выразительное чтение, воспитанник начинает проявлять интерес к художественным текстам. Ему хочется воспроизвести их точно также как, это сделал педагог. Обозначить все ударения и логические паузы

Практический метод: элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра, игровая деятельность.

Наглядный метод: показ иллюстраций, картин, игрушек, просмотр видеофильмов, оформление выставок, сочинительство детьми произведений.

Создание предметно – развивающей среды:

1) Выставки различных видов книг: рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные, выставка книжек – самоделок т.д.

2) Театрализованная игра: (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.);

3) Изобразительная деятельность: находятся книжки – раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов к произведениям художественной литературы, портреты писателей, поэтов.

Ведь с ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках,  знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у не есть автор и название. Все это необходимо для того, чтобы воспитать грамотного читателя.

Без тесного сотрудничества педагогов, детей и родителей  не стоит ожидать высоких результатов в деле приобщения детей к книжной культуре, чтению.

Родители должны стать полноправными партнерами в системе работы:  

  • организация совместного семейного чтения, с обязательной беседой о прочитанном;
  • активное участие вместе с детьми в литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов;
  • совместные посещения детских библиотек.

Таким образом, целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время покажет результат работы: у детей возникнет интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями.

Дети будут стремиться поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказывать о переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно разовьет и творческие способности детей.

  1. Формирование читательской культуры через художественно - творческую деятельность

Сейчас как никогда актуален вопрос: «Что и как читать детям, чтобы вернуть им интерес к чтению?»

Необходимо не только разработанное специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, в мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.

Приоритет книги, уважение к ней, к человеку читающему, и как следствие много знающему, нужно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста, а не со школьных лет, как это часто происходит в последние годы. Чтобы уже в дошкольном возрасте пробудить у ребенка интерес к книге, необходима и важна совместная работа детского сада и семьи.

Работа по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы должна включать в себя:

-ежедневное чтение сказок, стихотворений, рассказов;

-самостоятельное рассматривание детьми книг;

-детское словотворчество;

-драматизация литературных произведений;

-прослушивание грамзаписей литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова, музыкальное сопровождение;

-знакомство детей с биографией авторов;

-заучивание стихотворений (не только к праздникам);

-придумывание детьми (коллективно и индивидуально) не больших рассказов, сказок на различные темы и прослушивание их в группе;

-рисование и изготовление поделок по сюжетам художественных произведений.

Все это важно проводить не только во время  образовательной деятельности, но и в свободном общении педагога с детьми на основе художественной литературы.

Разумеется, при планировании работы важно учитывать как возрастные. Так и индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности.

Особенно хочется акцентировать внимание на том, как относится педагог к процессу чтения: если воспитатель относится к процессу общения с книгой формально – дети тотчас это почувствуют. Если же воспитатель проявляет искренний интерес к процессу чтения, словотворчества – то и дети сумеют проникнуться и начнут получать интерес от общения с книгой.

В детской книге, как нигде больше, сочетаются два вида искусства: художественное слово и изобразительное творчество (живопись, графика). Огромное количество замечательных художников посвятила свой талант тому, чтобы иллюстрировать детские книги, сделать их еще больше привлекательными для ребенка.

Именно поэтому так важен выбор книг для дошкольников. Иллюстрация – первое что привлекает или не привлекает малыша к книге.

Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, важно заострять внимание ребенка не только на самом изображении, но и на красочной гамме, эмоциональной выразительности, художественных деталях, характеризующих персонажей и их взаимоотношения, стараться, чтобы ребенок проникся чувствами и настроением, которые выражает иллюстрация.

Знакомясь с множеством книг, дошкольник постепенно начинает относиться к книге, как к эстетическому объекту.

Хорошо иллюстрированная книга формирует художественный вкус, способствует художественному развитию, побуждает к творчеству. Подбирая иллюстрации, не следует забывать о том, что они не только поясняют ребенку текст, но и активизируют его фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

В процессе рассматривания иллюстраций следует:

-сосредоточить внимание на деталях, цвете, особенностях изображения;

-задавать вопросы о внешнем виде, характере, настроении героя.

Знакомя детей с новыми произведениями, непременно нужно рассказать и о жизни писателя, его книгах.

Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребенка

Полезно поместить в книжный уголок портрет писателя. Чтобы дети имели возможность разглядеть его, запомнить черты лица.

После рассказа проводится совместная с детьми и их родителями деятельность: это не только чтение книг в детском саду, но и дома, прослушивание аудиозаписей, творчество детей по мотивам произведений (лепка, аппликация, рисование, инсценировка произведения, видоизменение его путем изменения концовки произведения, внесение в него новых персонажей и так далее.)

Таким образом, знакомство детей с писателем и его творчеством будет проходить в системе.

Для заучивания наизусть стоит подбирать такие стихотворения, которые будут интересны детям, вызывают у них эмоциональный отклик, помогают им общаться, сопереживать, играть.

В процессе заучивания наизусть так же важна наглядность: игрушки, предметы, иллюстрации, рисунки, картины. Особое внимание следует уделить картинам природы.

Соединение наглядного и словесного изображения позволяют сделать речь ребенка более выразительной. При разучивании некоторых стихотворений может быть использовано построчное запоминание. Прием запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, так как дает возможность тем детям, которые сразу не могут запомнить строки или стесняются, скрыться в общем хоре голосов.

2.1. Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста

Перед педагогами стоит задача формирования литературного опыта детей, знакомства с особенностями различных жанров, осознания их собственного отношения к героям произведений. Дети учатся обращать внимание на язык литературного произведения, авторские приемы изображения, интонационную выразительность речи. Также необходимо продолжать развивать воображение детей, учить и дальше устанавливать связи в произведении, учитывать причины определенных поступков героев, их мысли и эмоции, уметь видеть скрытые мотивы героев и замыслы автора. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.

В детском саду особое внимание необходимо уделять книжному уголку, который должен быть сформирован в каждой группе.

Книжный уголок – это особое место в группе, оформленное различными книгами в зависимости от возраста детей, их предпочтений и учебно- воспитательных задач. В свободное время ребенок может подойти и выбрать интересующую его книгу, посмотреть и почитать ее самостоятельно, рассмотреть иллюстрации. Ребенок лично общается с книгой – произведением искусства. Чаще всего дети выбирают знакомые им произведения и с удовольствие снова переживают полюбившиеся им моменты, испытывают эмоции и обдумывают прочитанное.

Книги подбираются с красивыми иллюстрациями. В уголке книги ребенок как в музее может увидеть лучшие образцы творчества замечательных художников, что непременно повлияет на его вкус и восприятие в будущем.

Для того чтобы ребенок стал читателем с устойчивым и грамотным интересом, педагоги в ходе осуществления педагогического процесса в данной сфере должны использовать сочетание различных методов, приемов и форм работы.

Одним из основных методов формирования читательского интереса, является выразительное чтение вслух. Дети зачастую любят, когда им читают, у них в это время возникают различные представления, формируются образы. Произведения должны быть интересны детям, небольшие по объему, с динамичным сюжетом, что будет способствовать внимательному слушанию и запоминанию.

Очень эффективным для формирования и развития читательского интереса является метод кукольной драматизации. Дети могут сами изготовить кукол и декорации, вжиться в роль героев и пережить события, лучше поняв их смысл. Дети любят, как смотреть подобные театрализованные представления, так и быть их полноценными участниками.

Помимо перечисленных выше методов по формированию читательского интереса, педагоги и родители должны стремиться, чтобы художественное слово было постоянно включено в повседневную жизнь ребенка. Для этого они могут использовать такие приемы как чтение наизусть коротких стишков и потешек детям во время режимных моментов или игр, использование в своей речи пословиц и поговорок в уместных ситуациях, приведение примеров из литературных произведений при возникновении каких-либо подходящих ситуаций.

Важное условие успешной педагогической деятельности при работе с дошкольниками – сопровождение чтения игровыми ситуациями. Игра всегда привлекает ребенка, позволяет закрепить определенные понятия, вызвать эмоциональный отклик, привнести определенный объем знаний и многое другое.

2.2. Алгоритм анализа литературного произведения для детей старшего дошкольного возраста

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи.

В план работы должны быть включены литературные произведения и систему заданий и игр:

- упражнения на преобразование художественного произведения (придумывание сказки по предложенному началу, изменение завязки или развязки, введение нового эпизода, нового персонажа и прочее);

- задания, связанные с художественной и музыкально-ритмической деятельностью (рисование, лепка, аппликация по мотивам прочитанных сказок, рассказов, стихотворений; передача художественных образов в процессе танцевальных этюдов);

- задания, включающие мнемотехнику, наглядное моделирование (игры «Говорящие картинки», «Добавь картинку», «Рисуем стихотворение (сказку, рассказ)», «Раньше - позже», «Лови ошибку», «Что за чем?» и прочее);

- элементы ТРИЗ-техноглогии (игры «Сказка-калька», «Сказка в заданном ключ», «Салат из сказок» (Круги Луллия), «Сказка наизнанку», «Новая Баба Яга» (метод морфологических таблиц), «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз», «Где-то, кто-то...» и прочее).

Алгоритм анализа литературного произведения:

1этап: чтение текста с последующей схематизацией основных событий сюжета. Приём "Раскадровка"

Детям читалась или рассказывалась новая сказка (рассказ). Затем мы предлагали нарисовать "мультик" - схематично изобразить в квадратиках - "кадрах" сюжетные события. Это необходимо для того, чтобы помочь детям увидеть и понять логику сюжета на основе обобщённого восприятия. "Мультик" рисуется карандашом или фломастером одного цвета, изображения условные и схематичные.

2 этап: констатация событий по схеме

Перечисляя события, изображённые в каждом кадре, дети усваивают план пересказа. Так происходит обобщение сюжетных событий.

3 этап: разыгрывание каждого кадра предложением

В отличие от констатации событий по схеме, здесь нужно логично, чётко, внятно обозначить главное событие. Это уже план в чистом виде.

4 этап: описание каждого кадра с достаточной степенью подробности

Учитывая наглядный характер детского мышления, каждый кадр мы рассматривали достаточно детально. Хорошую помощь здесь оказывало подключение на уровне воображения всех каналов восприятия (вижу, слышу, чувствую, пробую на вкус, ощущаю руками).

Усвоению содержания произведения, запоминанию последовательности эпизодов, событий, происходящих с персонажами, способствуют игры с кадрами:

1. «Лови ошибку» - все кадры выкладываются правильно, а местами меняются только 2 . Когда последовательность кадров восстановлена, можно снова обсудить сюжет сказки, вспомнить события каждого эпизода, диалоги персонажей.

2. Игра «Всё в сказке перепуталось» - исправить неправильный порядок кадров, разложенных воспитателем.

3. «Раньше – позже» - ребенок выбирает два кадра и рассказывает, что было раньше, а что позже по событиям.

4. «Что потерялось?» - прячем один кадр. Дети, определяют, какого эпизода сказки не хватает.

5этап: анализ поступков, целей и характеров героев в следующей последовательности:

1.Выявление действия героя (что он сделал?).

2.Выявление цели героя (зачем он это сделал?)

3.Определение черты характера героя, исходя из этих целей.

 

Заключение

Таким образом,   в формировании читательской культуры дошкольников педагогический процесс должен строиться с учетом всех особенностей восприятия детьми литературных произведений.

В этом случае педагоги будут выступать проводниками детей в удивительном мире художественной литературы, а дети будут гармонично развиваться во всех направлениях, так как именно книга, отвечающая интересам и потребностям ребенка, позволяет им получить необходимый эмоциональный, чувственный и познавательный опыт, который жизненно необходим для дальнейшего развития.

Главная задача знакомства дошкольников с художественной литературой - воспитание интереса любви к книге, стремление общению с ней. Для решения этих задач необходима систематическая совместная работа ребенка, педагога и семьи.

Воспитать полноценную личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует знания, учит мыслить, помогает человеку понять своё предназначение. «Читательская компетентность», совокупность знаний, умений и навыков, позволяющие ребенку старшего дошкольного возраста отбирать и понимать художественные произведения для личных целей. Т.А. Разуваева

Список литературы

  1. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/01/19/formirovanie-chitatelskoy-kultury-doshkolnikov-v-sootvetstvii
  2. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ konsultacija-dlja-pedagogov-formirovanie-chitatelskoi-kultury-cherez-hudozhestveno-tvorcheskuyu-dejatelnost.html
  3. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://infourok.ru/komplekt-materialov-po-formirovaniyu-chitatelskogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-3881467.html
  4. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.1urok.ru/ categories/19/articles/13840

Приложение:1

Анкета для родителей по формированию читательского интереса.

 1.Считаете ли вы важным чтение книг для ребенка?

А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить

2. Есть ли у вас домашняя библиотека?

А) да Б) нет

3. Соответствует ли книги вашей домашней библиотеки возрастным особенностям ребенка? А) Да Б) Частично В) Затрудняюсь ответить

4. Часто ли вы обновляете домашнюю библиотеку? А) Часто Б) Иногда В) Никогда

5. Привлекает ли вас воспитатель к участию в мероприятиях по формированию читательского интереса у ребенка? А) Да Б) Иногда В) Затрудняюсь ответить

6. Дает ли вам рекомендации педагог по формированию читательского интереса у вашего ребенка? А) Систематически Б) Периодически В) Не дает

7. Как часто читаете вы своему ребенку детские книги? А) Читаю по вечам Б) Читаю по выходным В) Не читаю, мультики включаю

8. Есть ли у вашего ребенка любимые литературные произведения? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить

9. Дает ли вам воспитатель для семейного чтения книги из библиотеки детского сада? А) Да Б) Иногда В) Не дает

Приложение 2:

Картотека игр для работы с детьми по развитию читательского интереса

Поисковая игра «Найди сходство и отличия»

Цель: закрепить представления детей дошкольного возраста о частях книги, прошлом и настоящем книги.

Оборудование: фотографии книги древней Руси и современной книгу, свитка папируса и берестяных записей.

Ход игры Перед тобой лежат фотографии, назови эти предметы, найди их сходство и отличия.

Поисковая игра «Что сначала, что потом»

Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста об этапах создания книги. Оборудование: разрезные картинки с этапами производства книги, конверта, письма.

Ход игры Ребята посмотрите, к нам в группу пришло письмо, хотите узнать от кого? Здравствуйте девочки и мальчики, пишет вам почтальон Печкин. Принес я вам письмо с нашего села Простоквашино. Воспитатель смотрит в конверт. Что я вижу? Письмо у нас рассыпалось. Давайте поможем собрать письмо. Дети собирают разрезные картинки. Посмотрите, что у нас получилось? Этапы книжного производства. Давайте назовем их еще раз. Дети называют этапы производства книги.

Поисковое задание «Вежливое обращение с книгой» 

Цель: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о правилах обращения с книгой.

Оборудование: старая, потрёпанная книга, магнитофон, аудиозапись детского плача.

Ход:

В групповой комнате детского сада слышится детский плач. Ребята, вы слышите, кто – плачет? Воспитатель показывает детям старую, потрёпанную книгу, и от ее лица говорит: не любил меня Незнайка, рвал, пинал меня Незнайка. Педагог жалеет книгу, и говорит: ах ты бедненькая наша. Не позволим больше книжку обижать. Ребята давайте напомним правила обращения с книгой Незнайке. С книгой нужно относиться бережно. Нельзя рвать ее. После чтения нужно поставить на книжную полку. Странички перелистывать аккуратно. Не рисовать рисунков в книге.

Поисковое задание «Где чей предмет»

Цель: закрепить знания детей содержание рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Оборудование: предметные картинки из рассказа Н. Носова «Живая шляпа», игрушка «Буратино»

Ход игры Ребята, Буратино решил разложить карточки по порядку, но все перепутал. Помогите, пожалуйста, исправить Буратино ошибку. Дети помогают правильно соединить героя и предмет на картинке.

Поисковая игра «Найди животному свой стих»

Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о стихах С.Я. Маршака.

Оборудование: карточки со стихами С.Я. Маршака «Усатый полосатый», «Кошкин дом», «Где обедал воробей», карточки с иллюстрациями кошки, котенка, пуделя, воробья.

Ход игры

Нам в группу Волшебник Изумрудного города принес сундук, давайте откроем его? А в нем у нас стихи с животными. Что же он нам хотел 93 предложить? Наверно он с нами хотел поиграть. Поиграем с волшебником ребята? Я вам буду читать стихотворение, а вы будите по очереди находить в сундуке животного, который подходит прочитанному стихотворению. Дети достают по очереди карточки с животными.

Поисковая игра «Продолжи сказку»

Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста сказок Г.Х. Андерсена.

Оборудование: серия сюжетных картинок сказки «Гадкий утенок», фотография сказочника Оле Лукойле. Ход игры Сказочник Оле Лукойле решил собрать сказку, но вот беда, он забыл, что будет дальше. Помогите, пожалуйста, сказочнику собрать сказку до конца. Какая сказка у нас с вами получилась. Кто мне ее назовет? А кто мне поможет ее рассказать? Дети помогают педагогу рассказать сказку.

Поисковая игра - лото «Кому, что нужно»

Цель: закрепить знания героев сказок Г.Х. Андерсена у детей дошкольного возраста.

Оборудование: карточки героев сказок с предметными картинками Г.Х. Андерсена по количеству детей, фишки со сказочными предметами героев Г.Х. Андерсена, чудесный мешочек.

Ход игры Смотрите, какой чудесный подарок нам приготовила Дюймовочка. Это же настоящее лото, в котором нужно правильно соотнести героя сказки и его предмет. Кто хочет поиграть со мной? Дети играют в лото.

Поисковая игра «Угадай героя сказки»

Цель: закрепить знания сказок Г.Х. Андерсена и их героев. Ход игры Ребята, отгадайте загадку: В этой сказке мальчик Кай слово собирает, а в ледяном дворце его Герда спасает. (Снежная Королева.) Не утенок, не гусенок, 94 Подскажите ка ребята, Из какой же сказки птица? (Гадкий утенок) Родилась она в цветке милая малышка, а ростом не вышла. (Дюймовочка)

Игра «Бюро находок»

Цель: Закрепить знания детей дошкольного возраста о стихотворном творчестве Агнии Барто. Оборудование: два декоративных сундучка, кукла Таня, предметные картинки из стихов Агнии Барто.

Ход игры

К нам в гости сегодня пришла Таня, она пришла к нам не одна, а с подарком. А какой подарок нам Таня приготовила, посмотрите ребята на эти сундучки, наверное, там клад. Проверим? Дети открывают сундучки, и обнаруживают, что там картинки. Поиграем вместе с Таней в игру? В одном сундучке у нас живут герои стихотворений Агнии Барто, а в другом – необходимые предметы героев. Нам нужно найти каждому герою свой предмет. Поиграем вместе с Таней в игру? Дети играют в игру.

Поисковая игра «Кто, что делает»

Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о героях русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масляный»

Оборудование: мяч

Ход игры Раздается стук в дверь, в групповую комнату детского сада заходит Машенька. Здравствуйте ребята, угадали, из какой я сказки? Да, из сказки «Маша и медведь». Вы хорошо знаете русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный?» Да, очень хорошо. А сейчас со своим помощником мячом это проверю. Я вам буду бросать мяч и называть героя, а вы мне отвечать, что он делает. Дети начинают играть в игру.  

Поисковая игра «Собери сказку»

Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о русской народной сказке «Хаврошечка»

Оборудование: модель часов, в которых, вместо цифр сюжетные картинки сказки, карточки с иллюстрациями сюжета из сказки.

Ход игры Ребята, отгадайте загадку. Ходим мы и днем, и ночью, А как только час пробьет, Сразу стрелочка встает. (Часы) А у меня тоже есть часы, только не простые, а сказочные. Только завести я их не могу, не все картинки расставлены. Вы мне поможете? Дети помогают воспитателю.

 Поисковое задание литературное лото «Назови положительных и отрицательных героев»

Оборудование: Чудесный мешочек, карточки с иллюстрациями сказочных героев.

Ход игры

Смотрите, что это у нас лежит тут? Воспитатель показывает чудесный мешочек. Кто – то хочет с нами поиграть. Поиграем? Вы будете по очереди доставать из мешочка героя сказки, и называть его положительные и отрицательные стороны.

Поисковая игра «Продолжи историю»

Цель: закрепить знание детей сказки П. Бажова «Серебряное Копытце» Оборудование: магнитофон, сюжетные картинки из сказки.

Ход игры

Звучит музыка, в группу входит сказочница. Здравствуйте девочки и мальчики, мне сказали, что вы любите читать сказки. В моей сказочной стране живет много сказок грустных и смешных, но это  сказку я никому не рассказывала, только вам по секрету расскажу. Садитесь удобнее, сказка начинается. Сказочница показывает сюжетные картинки из сказки П. Бажова «Серебряное Копытце» и рассказывает сказку, останавливается на середине рассказа, и говорит: но вот беда, пока я шла к вам в гости я забыла, что будет дальше. Ребят, вы мне не поможете? Дети, используя сюжетные картинки, помогают продолжить сказку дальше.

Поисковая игра «Посели героя в свой рассказ»

Цель: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о литературных произведениях В. Бианки.

Оборудование: предметные картинки с героями рассказов В. Бианки, иллюстрации обложек книг.

Ход игры В одном сказочном лесу жили животные, и однажды они решили сходить друг к другу в гости. Но в пути они забыли, кто, где живет. Помоги, пожалуйста, каждому герою найти свой дом. Дети помогают находить дом.

Поисковая игра «Исправь ошибку»

Цель: закрепить знания детей о сказке П. Бажова «Серебряное Копытце»

Оборудование: иллюстрации сюжетных картинок к сказке «Серебряное Копытце» Ход игры Посмотрите, какую красивую картину нарисовал художник, но мне кажется он, что – то перепутал. Поможем художнику исправить ошибку? Дети расставляют правильно последовательность сюжетов сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

   Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики, поскольку ори...

Методическая разработка «Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста»

Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ"

Статья "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" раскрывает специфику работы педагога по данной теме....

Методические рекомендации "Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста "

В методической разработке  представлены рекомендации  по формированию читательской культуры и развитие читательского интереса у детей дошкольного возраста, а также анкета для родителей воспи...

Методическая разработка "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"

Формирование правильной осанки- одна из важнейших задач физического воспитания. Что делать взрослым, чтобы сформировать у ребенка навык правильной осанки? В этом материале они найдут для себя нескольк...

Методическая разработка "Формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий всеми участниками образовательных отношений"

Презентация  для воспитателей дошкольных учреждений "Формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий всеми участниками образовательных отн...