Проект ''Почему радуга цветная?''
проект (старшая группа) по теме

Умпелева Анастасия Сергеевна

Проект "Почему радуга цветная?" 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Солнышко»

Почему радуга цветная?

                                                      Работу подготовила воспитанница:

                                                     Тарасова Мария, старшей группы

                                                                   МБДОУ «Детский сад № 8 «Солнышко»

                                         Руководитель: воспитатель

                                                                   МБДОУ «Детский сад № 8 «Солнышко»

                                                Умпелева Анастасия Сергеевна.

г.Оса

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Что такое радуга………………………………………………………..4

  1. Условия появления радуги в природе………………………………4

Глава II. Практическая организация исследования…………………………....6

Заключение……………………………………………………………………….8

Список литературы……………………………………………………………….9

Приложение 1…………………………………………………………………….10

Приложение 2……………………………………………………………………..11

Приложение 3………………………………………………………………..……12

Введение

           Однажды после летнего дождика  мы с бабушкой гуляли на берегу реки Кама и увидели радугу.  Нам стало любопытно:

«Отчего же появляется такая красивая,  цветная картина в воздухе?»

 Ответ на этот вопрос мы искали в детской энциклопедии, интернете и спрашивала  у взрослых.

Цель исследования: исследовать природное явление радуга и  возможно ли  получить радугу в домашних условиях.

Задачи:

  •     узнать, что такое радуга;
  •   выяснить, почему радуга разноцветная;
  •    получить радугу в домашних условиях.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования – природное явление радуга.

Предмет исследования – появление радуги.

Гипотеза исследования:

  • Можно получить радуга в домашних условиях.

Глава I.

Что такое радуга?

          Радуга – одно из самых красивых явлений природы, и люди уже давно задумывались над её природой. Существует множество легенд о радуге. Солнечный свет или обычный луч белого света в действительности является сочетанием всех цветов.

          В 1666 году ученый Исаак Ньютон пропустил  солнечный луч через особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета, и солнечный луч многоцветный.

Но как, же тогда появляется радуга в природе?

1.1 Условия появления радуги в природе.

 Когда через дождь просвечивают солнечные лучи, мы иногда видим радугу, потому что каждая капля дождя служит крохотной призмой. Дождевые капли разлагают свет на разные цвета, создавая радугу. Цвета в радуге всегда расположены в одном и том же порядке.

А  так как капелек очень много, то и радуга получается в полнеба. С земли радуга напоминает дугу, а с самолёта она кажется кругом. Вот кто, оказывается, строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». По первым буквам слов и вспоминают цвета.

Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе.

Цветные полосы отличаются по яркости, но их последовательность всегда одинакова - у каждого цвета свое строго закрепленное за ним место. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Нередко радугу можно увидеть в брызгах водопада, фонтана или даже поливальной машины. Иногда можно наблюдать побочную радугу, которая расположена над первой и имеет обратное чередование цветов. Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.

Вывод: радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.

Оказывается, такое чудо тоже бывает и зимой, когда в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги.

Глава II.

Организация исследования.

         С целью подтверждения гипотезы мною проведены были опыты.

Опыт 1.

        Нам понадобилось следующее оборудование: компьютерный диск, источник света  - фонарик или солнце.

На компьютерный диск под углом 25° направляем  луч света, в результате преломления луча  на стене или на потолке возникнет радуга.

          Таким образом, проделав опыты я узнала, что радугу можно получить в домашних условиях. (см. фото. Приложение 1)

Опыт 2.

Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов и радугу можно получить искусственным путём, мы провели опыт, который описан в книге «Большая книга экспериментов».

Нам понадобился фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода.

Ход опыта:

Наполнили лоток водой

Поставили зеркало с наклоном как показано на рисунке (см. приложение 2, фото 1)

Направили свет фонарика или луч солнца на погружённую в воду часть зеркала.

Чтобы поймать отражённые (или преломлённые) лучи, поставили картон перед зеркалом или направить на стену комнаты.

В результате появилось отражение всех цветов радуги, мы смогли получить радугу в «домашних» условиях.  (см. приложение 2, фото 2).

Таким образом, пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.

           А также радугу я отразила в своих рисунках. Радугу я изобразила на одежде, детских игрушках, цветах и в постройках. (см. приложение 3)

Заключение

          В результате проделанной работы я узнала,  что призма умеет превращать белый луч в семицветный, радужный. Капли дождя и кристаллы льда могут разделить белый цвет на семь цветов, поэтому наблюдать радугу можно и осенью, и летом, и весной, и зимой.  А также я познакомилась со способом получения радуги в «домашних условиях».

         А когда мой младший брат подрастёт,  я могу помочь узнать тайну солнечного луча, разгадать и объяснить природное явление радуга.

Список литературы

  1. Большая энциклопедия для дошкольников. – Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
  2. Джейн Эллиот, Колин Кинг Детская энциклопедия.- М.: «РОСМЭН», 1994.
  3. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём» Т. 1. – М.: Компания «Ключ – С», Филологическое общество «Слово», 1995.
  4. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём» Т. 3. – М.: Компания «Ключ – С», Филологическое общество «Слово», 1995.
  5. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём» Т. 8. – М.: Компания «Ключ – С», Филологическое общество «Слово», 1995.
  6. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём» Т. 10, 14. – М.: Компания «Ключ – С», Филологическое общество «Слово», 1995.
  7. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём» Т.  14. – М.: Компания «Ключ – С», Филологическое общество «Слово», 1995.

Интернет источники

  1. expressaudioboo.ucoz.ru
  2. gdekakpochemu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа воспитанницы МБДОУ д/с комбинированного вида №1 Залата Виолетты проект "Почему радуга разноцветная"

Этот вопрос дети задают довольно часто.Откуда слово произошло, установить трудно, самое достоверное предположение – связь с рад, которое имело в древнерусском языке значение весёлый. В русских народны...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. «Почему радуга разноцветная?»

План - конспект познавательно - исследовательской деятельности "Почему радуга разноцветная?" с детьми старшего дошкольного возраста по методике О. В. Дыбиной....

«Почему радуга разноцветная?»

Конспект занятия в старшей группе с использованием интерактивной доски «Почему радуга разноцветная?»...

Почему радуга разноцветная

Конспект по экспериментальной деятельности, презентация, анимационная игра, электронная физкультминутка. Может быть использован в совместной деятельности с детьми, как семейный час. Старший дошкольный...

Конспект ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе по теме «Почему радуга разноцветная?» в технике рисования «Объёмными красками»

Задача воспитателя научить детей рисовать радугу нетрадиционной техникой (рисование пеной для бритья), уметь  смешивать пену с клеем и краской....

Презентация "Почему радуга разноцветная"

презентация для дошкольников...

Образовательная деятельность в старшей группе с использованием интерактивной доски. Тема «Почему радуга разноцветная?»

Цель: Развивать познавательную инициативу детей.Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире.Способствовать развитию любознательности, внимания, исследовательских способностей.Развивать св...