Почему радуга разноцветная
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лучинская Наталья Анатольевна

Конспект по экспериментальной деятельности, презентация, анимационная игра, электронная физкультминутка. Может быть использован в совместной деятельности с детьми, как семейный час. Старший дошкольный возраст. Для использования извлечь мелодию из архива и сохранить в одной папке с презентациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon pochemu-raduga-raznotsvetnaya.pdf1.14 МБ
Office presentation icon chto_my_zapomnili.ppt761 КБ
Файл zaryadka.pptx2.14 МБ
Файл raduga.rar1.2 МБ
Файл pochemu_raduga_raznotsvetnaya.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по теме «Почему радуга разноцветная»

(старшая группа).

                                                                          Лучинская Наталья Анатольевна.

Задачи:

  • Ознакомить дошкольников с изображением радуги экспериментальным путём.
  • Расширить представления детей о причинах возникновения радуги, о чередовании цветов в ней.
  • Развивать у детей положительные эмоции путем использования мультимедийной презентации и игровой зарядки со сказочными персонажами.
  • Развивать внимательность, навыки свободного общения друг с другом и со взрослыми.
  • Воспитывать умение слушать ответы других, умение работать вместе.

Словарь: радуга, спектр, волшебная, великолепная, разноцветная, красочная, радостная.

Предварительная работа: беседа о правилах поведения во время грозы и молнии в лесу, на природе, рассматривание картинок.

Методические приемы: сюрпризный момент в гости приходит гном Весельчак (загадка о радуге), беседа, речевая игра, мультимедийная презентация, игры - экспериментирование, физкультминутка «Весёлая зарядка», игра «Что мы запомнили», гимнастика для глаз, подведение итогов.

                       Ход НОД

Сюрпризный момент.

- Ребята, к нам в лабораторию пришел гость. Давайте послушаем, что он нам скажет.

- Здравствуйте ребята. Я – гном Весельчак. Я живу в волшебном лесу. Там у нас всегда хорошая погода и почти никогда не бывает дождя. А мне и моим друзьям очень нравится одно чудо природы, которое бывает у нас очень редко. А мы его так любим. А что это, угадайте, послушав загадку:

Цветное коромысло

Над рекою повисло.

- Молодцы ребята.

- А когда появляется на небе радуга? Правильно, когда идёт дождь и светит солнце. А как вы можете описать радугу?  Весельчак, начнем с тебя.

- Волшебная…

-А теперь ваша очередь. Молодцы, сколько слов вспомнили и как точно описали радугу.

- Ребята, я очень бы хотел узнать, как возникает радуга и научится самому ее получать, чтобы порадовать своих друзей. Вы мне поможете?

- Поможем? Тогда пройдите к столу, попробуем вместе разобраться, как возникает радуга. А ты  Весельчак слушай и запоминай.

Эксперимент 1 «Откуда берутся цвета?»

МАТЕРИАЛЫ: фонарик, ванночка с водой, зеркало, белая бумага

Источником цвета является свет. Погрузите в ванночку с водой зеркало, направьте свет фонарика на зеркало под водой. В этом случае вода преломит свет, как призма Ньютона (с ее помощью он открыл спектр). Поймайте на бумагу свет от зеркала и обнаружите РАДУГУ! В научном мире радуга называется СПЕКТР. Пройдите, пожалуйста, на места, и я расскажу вам и гному Весельчаку немного о радуге.

- Бывает так: дождь только что кончился или ещё шумит, а тучи уже начинают расступаться, между ними проглядывает голубое небо и показывается солнце. В этот момент на небе возникает прекрасная картина: многоцветная радуга широкой лентой охватывает небесный свод. Иногда появляются сразу две радуги. А на что похожа радуга? Действительно, она похожа на дугу, на разноцветный мостик. - Ребята, давайте подумаем, где еще можно встретить радугу. Слайд.

 А вы знаете, сколько цветов у радуги? Правильно, семь. Молодцы, а может, помните, как они располагаются? Цвета радуги всегда идут в одном и том же порядке, один за другим. И чтобы легче было запомнить эту последовательность, люди придумали фразу – запоминалку (Слайд) Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Радуга появляется только если одновременно идёт дождь и светит солнце. Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так возникает радуга. А теперь, ребята, давайте превратимся в волшебников и сделаем свою радугу. А ты, Весельчак, смотри и учись!

Эксперимент 2 «Сделаем радугу»

МАТЕРИАЛЫ: лимонная кислота, краски, сода, стаканчики, вода, большая тарелка (поднос).

Разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и краски теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка. На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности.  Использовать  3 основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции? Попросить детей  капнуть несколько капель цветной "воды" на соду. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком.

-Когда мы смотрим на радугу, кажется, будто она передвигается вместе с нами. Это происходит потому, что свет, который ее формирует, проделывает это с определенного расстояния и угла для наблюдателя. И это расстояние всегда останется между нами и радугой.Поэтому нельзя дойти, добежать до радуги.

- Весельчак, правда замечательные радуги получились у ребят?

Эксперимент 3 « Фейерверк»

Материалы: Тарелка с молоком,  краски,  жидкое мыло, ватная палочка.

Попросите детей насыпать немного  красителя в молоко. От красителя на молоке  появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Берем ватную палочку и обмакиваем ее в жидкое мыло. Попросите ребёнка опустить палочку в центр тарелки с молоком. Красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.

Почему: мыло разрывает жировые молекулы в молоке и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются.

- А теперь, не ленись, на зарядку становись!

Физкультминутка (под музыку и презентацию).

А теперь, ребята, сядем на стульчики и подготовимся к следующему заданию. С ним нам помогут справиться глазки, поэтому, давайте сделаем для них гимнастику.

Гимнастика для глаз:

Раз - налево, два - направо,

Три - наверх, четыре - вниз

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

 Поморгаем, отдохнем,

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

- Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру « Что мы запомнили». Внимательно слушайте вопрос и выбирайте правильный ответ. А гном Весельчак послушает и расскажет своим друзьям в волшебном лесу. Молодцы, хорошо справились с заданием. Как много вы запомнили про радугу.

-Друзья,  я предлагаю вам ещё один эксперимент, но он будет художественный.

Эксперимент 4 «Радуга своими руками».

 - Предлагаю с помощью поролона нарисовать радугу. На влажный поролон наносим последовательно краски с помощью кисти (красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю, фиолетовую краски.)

Самостоятельная деятельность детей.

-Я предлагаю дорисовать рисунок, выбрав самостоятельно сюжет. (Дети дорисовывают свои рисунки.)

- Молодцы ребята, замечательно мы с вами сегодня потрудились. Очень красивые у вас получились рисунки, ещё один день у нас получился теплым и ясным. Мы с вами научились изображать радугу экспериментальным путем, познакомились с причиной возникновения радуги, весело позанимались под веселую зарядку вместе с гномом Весельчаком.

- Друзья, а вы знаете, что существует легенда, что гномы прячут сокровища на конце радуги. Посмотрите, у меня есть сундучок. А в нем самый чудесный клад – сладости. За то, что вы научили меня получать радугу, я дарю их вам.

-Спасибо, Весельчак, приходи к нам ещё в гости.Сегодня вы много узнали о радуге, о ее появлении и маленький кусочек ее унесите в группу, чтобы не забывать об этом красивом природном явлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа воспитанницы МБДОУ д/с комбинированного вида №1 Залата Виолетты проект "Почему радуга разноцветная"

Этот вопрос дети задают довольно часто.Откуда слово произошло, установить трудно, самое достоверное предположение – связь с рад, которое имело в древнерусском языке значение весёлый. В русских народны...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. «Почему радуга разноцветная?»

План - конспект познавательно - исследовательской деятельности "Почему радуга разноцветная?" с детьми старшего дошкольного возраста по методике О. В. Дыбиной....

«Почему радуга разноцветная?»

Конспект занятия в старшей группе с использованием интерактивной доски «Почему радуга разноцветная?»...

Конспект ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе по теме «Почему радуга разноцветная?» в технике рисования «Объёмными красками»

Задача воспитателя научить детей рисовать радугу нетрадиционной техникой (рисование пеной для бритья), уметь  смешивать пену с клеем и краской....

Презентация "Почему радуга разноцветная"

презентация для дошкольников...

Тематическая неделя на сентябрь во 2 младшей группе №8 «Радуга» «Разноцветная неделя»

Цель:Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себяЗадачи:Закрепить знание цветового спектра у детей;Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвет...

Образовательная деятельность в старшей группе с использованием интерактивной доски. Тема «Почему радуга разноцветная?»

Цель: Развивать познавательную инициативу детей.Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире.Способствовать развитию любознательности, внимания, исследовательских способностей.Развивать св...