Образовательная деятельность в старшей группе с использованием интерактивной доски. Тема «Почему радуга разноцветная?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Грачева Наталья Васильевна

Цель: Развивать познавательную инициативу детей.

Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире.

Способствовать развитию любознательности, внимания, исследовательских способностей.

Развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, расширять словарный запас (преломление лучей, спектр, солнечное свечение, «Райская дуга»)

Воспитывать самостоятельность, выдержку, коммуникативность, доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в старшей группе с использованием интерактивной доски. Тема «Почему радуга разноцветная?»

Цель: Развивать познавательную инициативу детей.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире.

Способствовать развитию любознательности, внимания, исследовательских способностей.

Развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, расширять словарный запас (преломление лучей, спектр, солнечное свечение, «Райская дуга»)

Воспитывать самостоятельность, выдержку, коммуникативность, доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия

Педагог: Однажды Тигренок Тим попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнышко. Счастливый Тим посмотрел вокруг и вдруг на небе увидел чудо… (Слайд 1)

А какое, вы ребята узнаете, отгадав загадку:

Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Появились на пути,

В них ни въехать, ни войти.

- Что же появилось на небе? (ответы детей)

Проверим, правильно ли вы отгадали? Давайте откроем ширму.

(Слайд 2)

- Да – это радуга. И сегодня мы с вами поговорим о радуге. Узнаем, что такое Радуга, как и когда он появляется?

- Ребята, а вы как думаете, когда на небе может появиться радуга? (ответы детей)

- Радуга на небе появляется тогда, когда светит солнце и идет дождь. (Слайд 3)

- Послушайте стихотворение:

«Солнце светит и смеется,

А на землю дождик льется.

И выходит на луга

Семицветная дуга». (Слайд 4)

- Сколько же цветов у радуги? (семь). Вот и в стихотворении радуга называется – семицветной.

- Но вот что интересно. Как мы уже с вами знаем, что солнечные лучи и дождевые капли какого цвета? Правильно – они бесцветные. Вспомните, как мы с вами ловили солнечные лучи и капельки дождя.

- А вот и вопрос: Если луч и капля бесцветны, то почему же Радуга разноцветная? Как вы думаете? (предположения детей).

- На что попадают в небе солнечные лучи, когда идет дождь? (на капельки дождя).

- И что же происходит с солнечным лучом? (преломляется и распадается на несколько лучиков).

- И что получается при этом? Правильно – Радуга.

- Посмотрите на схему. Здесь показано что происходит с солнечным лучом. (Слайд 5)

- Построили радугу главные «мастера» в небе – солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на Землю, и вот из-за тучки уже появляется солнце. Солнце светит сквозь падающие капли, лучи его проходят сквозь дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее капли, тем радуга ярче. Если капли мелкие, радуга кажется бледной и менее яркой.

- И мы с вами можем сделать вывод, что радуга – это солнечное свечение. Солнечные лучи, попадая на капли дождя, распадаются на разноцветные лучи. (Слайд 6)

- А знаете, ребята, мы тоже можем сделать радугу! Хотите? Для этого необходимо провести эксперимент. Приступим?

Нам понадобится емкость с водой, настольная лампа, лист белого картона и зеркало.

(проведение эксперимента).

- Что же у нас получилось? (радуга). Эксперимент прошел замечательно. Мы подтвердили, что радуга – это солнечное свечение.

- Как вы уже говорили, радуга состоит из 7 цветов. И все они располагаются в определенном порядке. А порядок расположения цветов в радуге называется «Спектр».

И значит радуга это тоже – спекрт.

- Но как же запомнить все цвета спектра – радуги, да и еще и порядок их расположения?

(ответы детей).

- Оказывается, люди придумали фразы-подсказки, где первая буква обозначает цвет.

- Хотите узнать одну из таких фраз? (Слайд 8)

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

(работа со слайдом, объяснение педагога).

Повторение фразы детьми.

- Ребята, а какое чувство вы испытывали, когда видели радугу? (радости, счастья)

И действительно, радостно бывает, когда на небе вдруг возникает удивительное свечение, красивая разноцветная дуга. «Райская дуга» -- называли радугу в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор ее и называют – РАДУГА.

- Давайте мы с вами нарисуем нашу радугу.

Задание: Расположите все звездочки в правильном порядке. Приступим?

- Вы что-то заметили? (ответы детей)

- Правильно, не хватает одного цвета. А какого? И что же нужно сделать?

(дети выполняют задание на смарт – доске)

- Скажите, ребята, а где еще можно наблюдать радугу в повседневной жизни, во круг нас? (ответы детей).

Фонтаны (слайд 10)

Капельки росы (слайд 11)

Мыльные пузыри (слайд 12)

Снежинки (слайд 13)

- Давайте подведем итог нашего занятия. Что мы сегодня узнали о радуге?

Мы выяснили, что радуга появляется на небе, когда одновременно идет дождь и светит солнце.

Радуга – это солнечное свечение.

Радуга – это спектр, в котором цвета располагаются в определенном порядке.

И радугу можно увидеть не только на небе, но и вокруг нас.

Спасибо. Вы все молодцы!!!

Автор: Бердникова Оксана Борисовна   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий тема: " Путешествие на лесное озеро"

Конспект непосредственно образовательной деятельностив  старшей  группе   с использованием здоровьесберегающих технологий ...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Откуда хлеб пришел».

Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; развивать связную речь, обогащать словарь, упражнять в подборе признаков, синонимов; воспитывать ...

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе с использованием интерактивной доски Тема : «Тайна заколдованного письма».

Задачи: Образовательные: - Закреплять представления детей о количественном и порядковом счете в пределах 10.- Закреплять знание геометрических фигур; понимание знаков +, =, умение решать простейшие ар...

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе с использованием интерактивной доски Тема : «Тайна заколдованного письма»

Задачи:Образовательные:- Закреплять представления детей о количественном и порядковом счете в пределах 10.- Закреплять знание геометрических фигур; понимание знаков +, =, умение решать простейшие ариф...

Образовательная деятельность в старшей группе с использованием ИКТ. Лексическая тема "Профессии на транспорте".

Данную методическую разработку можно использовать  при прохождении с 6-летними детьми с ОНР лексической темы «Профессии на транспорте»...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в старшей группе c использованием ИКТ на тему: «Зимние виды спорта»

Предлагаю конспект НОД для детей старшей группы с использованием ИКТ на тему: "Зимние виды спорта"...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с использованием интерактивной доски "В гостях у Барбоскиных"

Занятие по формированию элементарных математических представлений "В гостях у Барбоскиных"...